Оглавление
1#2016
Оглавление
Гражданское общество
Женское дело
Звезда
Информационные технологии
Культура Самарской области
Образование
Промышленность Самарской области
Самара космическая
Событие
Творчество
Энергетика Самарской области
Благотворительность

Люди высокого смысла жизни

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2016 (апрель)

начальник космического производства завода «Прогресс» с 1973-го по 1984 год

Цыбров Юрий Афанасьевич, начальник космического производства завода «Прогресс» с 1973-го по 1984 год

Когда говорят о героях космоса, в первую очередь вспоминают о космонавтах – тех людях, кому удалось преодолеть земное притяжение, чьи имена на слуху и на чьих кителях совершенно заслуженно сияют золотые звёзды героев. Но для Самары, которую называют космической столицей России, это понятие значительно шире. Хотя долгие годы даже родные тех, кто работал над созданием ракетно-космической техники, могли не знать о причастности их близких к освоению космического пространства. Но, как победа в годы войны создавалась в том числе и миллионами тружеников в тылу, так и за космическими победами стоит колоссальный труд огромного числа людей. И мало кто задумывается о том, что труд этот – повседневный – тоже был самым настоящим человеческим подвигом!

Самарские ракеты «Союз» стартуют в небо, унося в космическое пространство сложный аппарат для наблюдения Земли или космонавтов для работы на МКС, и это результат работы коллектива известного во всём мире ракетно-космического центра «Прогресс». Традиции этого предприятия заложены и сформированы людьми, чьи имена мы по праву вспоминаем в год 55-летия со дня первого полета человека в космос. Одним из ярких представителей плеяды руководителей, воспитанных легендарным директором завода «Прогресс», дважды Героем Социалистического Труда Виктором Яковлевичем Литвиновым, был Юрий Афанасьевич Цыбров, своей деятельностью подтвердивший истину о том, что управление производством – это прежде всего управление людьми.

Начало жизненного и трудового пути у Юрия Афанасьевича Цыброва было таким же, как и у многих рядовых сотрудников «Прогресса». Родился на Южном Урале, отец руководил цехом по прокату листовой стали и был награждён за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны орденом Трудового Красного Знамени, мать работала на железной дороге. В 1948 году Юрий Афанасьевич вместе со своим другом Василием Ивановичем Лахмастовым уехал в Куйбышев, в КуАИ, после окончания которого по специальности инженер-конструктор пришёл на Государственный авиационный завод №1, будущий «Прогресс». Но, помимо профессиональной подготовки, молодой специалист обладал качествами, которые сразу же проявились в его отношениях с сослуживцами, – умением работать с людьми, объединять их, вести за собой, быть душой коллектива. Уже через пять лет Ю.А. Цыбров был назначен начальником цеха №56. Это был, как сейчас бы сказали, стремительный карьерный рост, обернувшийся колоссальной ответственностью и усилиями, – ведь Юрий Афанасьевич стал первым руководителем цеха, ему пришлось организовывать производство, формировать коллектив с нуля. И с этой задачей, как и со всеми остальными в будущем, молодой человек справился достойно.

Ю.А. Цыбров с коллегами

По воспоминаниям коллег, у Ю.А. Цыброва и в цехе, и на производстве со всеми сложились доброжелательные отношения. Его требовательность принималась как должное – ведь к себе он подходил с теми же мерками требовательности и преданности заводу. «Первое знакомство с моим новым начальником запомнилось тем, что Юрий Афанасьевич предстал без пафоса, без грозных нахмуренных бровей, а в качестве партнёра и старшего товарища по общему делу, который готов прийти на помощь в любое время, – вспоминает Вячеслав Яковлевич Голенков. – На проводимых им ежедневных оперативных совещаниях царила обстановка взаимного доверия и взаимопомощи, в которой решались сложнейшие вопросы и проблемы». Казалось, для него нет нерешаемых задач – Юрий Афанасьевич любил повторять фразу: «Из любого безвыходного положения есть минимум два выхода...»

В конце 1970-х Цыброва назначили заместителем директора завода по производству. Это был самый главный и напряжённый участок работы на заводе. Юрий Афанасьевич пользовался громадным уважением в коллективах завода и ЦСКБ, его высоко ценили и сам Генеральный конструктор Дмитрий Ильич Козлов, и военные представители Минобороны. Именно в этот период, в 1976 году, коллектив «Прогресса» был награждён орденом Октябрьской революции за заслуги в создании и производстве новой техники.

В 1980 году Юрий Афанасьевич руководил разработкой и изготовлением особо сложной космической техники – летательных аппаратов различного назначения. Он умел так организовать производство, что серийные изделия ритмично поставлялись заказчикам. Одновременно осуществлялась необходимая модернизация продукции, запуск и отработка новых образцов техники, и всё это – без штурмовщины и работы «на нервах».

В этом, наверное, и состоит особый талант руководителя, управляющего таким огромным хозяйством.

Ю.А. Цыбров с супругой

В те годы на должности заместителя директора завода так эффективно мог трудиться только бескорыстно преданный своему делу человек. Нервная и психологическая нагрузка была колоссальная: ни выходных, ни праздничных дней, ни отпуска... Трудовой день его обычно начинался в шесть утра и заканчивался далеко за полночь – но и в этих напряжённых условиях он успевал не только решать бесчисленные производственные задачи, но и вникать в проблемы подчинённых, проявлять заботу, понимание, дальновидность.

Юрий Афанасьевич не любил наказывать – когда директор завода давал команду снять с работы или лишить премии кого-либо из сотрудников, Цыбров всегда пытался разобраться досконально, а если необходимо, то и защитить, взять на себя ответственность. Он умел располагать к себе, поддерживать дружеские отношения и с руководителями, и с рядовыми работниками, обладал удивительной интуицией, огромным объёмом знаний в области производства, великолепной эрудицией, утончённым чувством юмора.

Его доброжелательное, внимательное отношение к подчинённым, умение дорожить кадрами отмечает Юрий Алексеевич Муравченков, прошедший под чутким руководством Ю.А. Цыброва путь от сборщика-паяльщика до технолога. Александр Михайлович Лунёв, работающий заместителем главного диспетчера завода, вспоминает, как после рабочего дня, оканчивавшегося около полуночи, Юрий Афанасьевич, живший также в старом городе, подвозил его домой на своём «москвиче». «По дороге мы часто обсуждали житейские вопросы, и было интересно и полезно слушать такого всесторонне развитого человека», – рассказывает он.

До 1984 года Юрий Афанасьевич Цыбров руководил основным производством. Ответственность была огромной: в 1981 году завод получил документацию на первое лётное изделие по теме «Энергия-Буран». Обеспечить его запуск необходимо было уже в 1984 году – такую задачу поставили правительство и партия.

Энергия-Буран

За её выполнение руководство завода отвечало, что называется, «головой». Суровым испытанием была и постоянная инспекция представителей Министерства общего машиностроения, стремившаяся выявить недостатки в работе завода. А ведь в то время годовой объём товарной продукции, выпускаемой предприятием, достиг 650 миллионов рублей, на заводе ежемесячно выполняли работы по реализации проекта «Энергия-Буран», собирали пять-шесть ракет-носителей, два космических аппарата, шесть крылатых ракет, 1300 катеров «Прогресс», а также другую гражданскую продукцию и товары народного потребления! Из года в год выдерживать такое колоссальное нервное и психологическое давление было невозможно просто физически, и в 1984 году Юрий Афанасьевич перешёл работать начальником планово-экономического отдела завода «Прогресс».

Трудовой стаж этого уникального человека и талантливого руководителя на заводе составил 42 года, он неоднократно был награждён орденами и медалями. В 1981 году Юрий Афанасьевич Цыбров стал лауреатом Государственной премии, а в 1988-м – удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Целая жизнь отдана любимому делу – производству самой надёжной космической техники. И всегда, несмотря на колоссальную загруженность, Юрий Афанасьевич находил время и силы на общение с друзьями и близкими. Он имел удивительный дар дружить – всю жизнь сохранял крепкую дружбу с Василием Ивановичем Лахмастовым, с которым вместе учился и начинал работать на «Прогрессе», с коллегами Яковом Фёдоровичем Черняковским, Валентином Даниловичем Альтманом, Николаем Степановичем Шураковым и другими, с которыми у него была общая страсть – путешествовать на автомобилях по стране. Вместе с супругой, Верой Евгеньевной, которая всю жизнь была верной соратницей своего мужа и обеспечивала надёжный семейный тыл, достойно воспитали двоих детей.

И сегодня запуск самарских ракет «Союз» с четырёх космодромов будет данью памяти тем людям, чей не всегда заметный трудовой и человеческий подвиг, самоотверженное служение сделали возможными наши победы в космосе. Людям высокого смысла жизни, людям долга и чести, не знавшим слова «невозможно», – таким, как Юрий Афанасьевич Цыбров.

По воспоминаниям ветеранов РКЦ «Прогресс»
В.Я. Голенкова, А.М. Лунёва, Ю.А. Муравченкова, В.Е. Матвеева, А.Л. Шаповалова, В.И. Калакутского