Оглавление
1#2016
Оглавление
Гражданское общество
Женское дело
Звезда
Информационные технологии
Культура Самарской области
Образование
Промышленность Самарской области
Самара космическая
Событие
Творчество
Энергетика Самарской области
Благотворительность

Валерий Гришко: Главный и... другие

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2016 (апрель)

Валерий Гришко, Главный

В 2016-м пересекаются два культурно-исторических вектора. Во-первых, как известно, он объявлен в России Годом кино. Во-вторых, в нынешнем апреле исполняется 55 лет со дня первого полёта человека в космос. Юрий Гагарин мгновенно стал кумиром миллионов землян. И лишь годы спустя все узнали имя Сергея Королёва. Имя главного конструктора этого советского космического триумфа. Актёру Валерию Гришко несказанно повезло. Не только потому, что всего за тринадцать лет он снялся более чем в 40 фильмах. Главное, что среди сыгранных им ролей немало реальных исторических персонажей. Причём каких! Чего стоят хотя бы созданные им образы патриарха Никона в эпохальном «Расколе» Николая Досталя, маршала Победы Георгия Жукова в военной драме «Белый тигр» Карена Шахназарова или советского вождя Иосифа Сталина в трагикомедии «Отель Люкс» немецкого режиссёра Леандра Хаусманна. А созданный талантливым актёром потрясающе яркий портрет нашего Главного конструктора Сергея Павловича Королёва стал не только поистине судьбоносной работой, но и заметным явлением культурной жизни страны. Сегодня мы поговорим с главным режиссёром Самарского академического театра драмы Валерием Гришко о поразительной роли крупнейших исторических деятелей в его успешной артистической карьере.

Жуков

В 2011 году Валерий Гришко завершил съёмки у знаменитого российского режиссёра Карена Шахназарова в художественном фильме «Белый тигр». Кстати, на следующий год новая картина о войне была выдвинута от нашей страны на престижную премию «Оскар». Предлагаю поговорить об этой интересной работе.

«Я был приятно поражён даже ещё до моего утверждения на роль Жукова, когда только приехал на пробы к Шахназарову, – признаётся Валерий. – Ведь что чаще всего видят актёры на кинопробах? Обычно: стол и стулья. А тут на Мосфильме был специально построен целый блиндаж со всеми боевыми картами и полным реквизитом. «А что, уже идут съёмки?» – спрашиваю. «Нет, это для проб». Здорово!

И вообще, если говорить о мастерах такого ранга, как Досталь, Бортко или Шахназаров, то для них всегда характерно в высшей степени профессиональное отношение к любой мелочи. После того как меня уже утвердили на роль маршала Жукова, съёмки сцены подписания «Акта о капитуляции Германии» происходили в большом зале, тщательно выстроенном по кадрам кинохроники. Вплоть до мебели и штор. Это была точная копия зала инженерного училища в немецком Карлхорсте, возведённая в первом павильоне киностудии «Мосфильм». Во время подписания исторического документа там присутствовали многочисленные представители мировой прессы, военные корреспонденты и атташе. В общей сложности человек под триста, которые занимали несколько рядов столов и стульев.

Как правило, массовка чувствует себя на съёмках слегка пришибленно. Все на этих бедолаг постоянно цыкают и туда-сюда их гоняют. Но сейчас почему-то не было привычных «рабов на галерах». В зале сидели подтянутые молодые мужчины в офицерских кителях. Это младший офицерский состав и курсанты военных училищ. И они со мной совершенно спокойно общались, тогда как обычная массовка боится актёрам даже слово сказать. Тут же напротив меня расположились в том числе и настоящие полковники, которые вдруг предложили: «Товарищ маршал Жуков, а может быть, пора по рюмочке за Победу?» Но я не растерялся и с «жуковской» прямотой сказал, как отрезал: «Отставить! Всё это только после съёмок!»

Валерий Гришко, Белый тигр

Когда готовился к роли Григория Константиновича, то отсмотрел массу исторической хроники, «впитывая» каждый его жест и взгляд. Фиксировал выражения лица, улавливал интонации, стараясь не пропустить ни одного поворота головы. Однако у меня возникла неожиданная дилемма: кого же мне всё-таки играть? Самого маршала Жукова? Или же замечательного Михаила Александровича Ульянова в образе Жукова, который стал поистине олицетворением исторического образа? И всё же я сделал выбор в пользу прототипа. Но сегодня открою страшную тайну. В одной детали я решил повторить Ульянова. Как и он, гримируясь под Жукова, решил закладывать себе... ватку за нижнюю губу. И вот первый съёмочный день. Отсняли сцену в штабе и выходим на перерыв. Тут зачем-то иду к Карену Григорьевичу, на ходу машинально вынимая вату. У него огромные глаза: «Ты зачем же это положил?» Объясняю, что для имитации неправильного прикуса, который был у маршала. Шахназаров подзывает гримёршу Тамару Ивановну: «Ну что это за дела? Почему мне ничего не сказали?» Естественно, я встал на её защиту. Говорю, что уважаемая Тамара Ивановна ничего не знала и это целиком моя личная инициатива. Впоследствии все её стенания и упрёки я парировал словами: «Вату клал и буду класть!» К счастью, Шахназаров мгновенно позабыл об инциденте, а я так и продолжал «втихую» пользоваться необычным реквизитом. Просто ему этого больше не показывал...»

Сталин

Один из самых необычных кинорежиссёров в моей биографии – это немец Леандр Хаусманн. Самый «ненемецкий» немецкий режиссёр. Плейбой из знаменитой аристократической семьи. Вырос в ГДР, но папа его был режиссёром-диссидентом. Воспитывался в сверхинтеллектуальной среде. Вся съёмочная группа его буквально боготворила. Причем всё делали из любви, а не из-за страха. Мне посчастливилось сыграть Сталина в его комедии-антиутопии «Отель Люкс» (Constantin Film, 2011). На эту роль пробовалось много актёров, внешне гораздо больше похожих на вождя, чем я. Например, среди претендентов был даже Геннадий Хазанов. Но я сам режиссёр, поэтому, видимо, и уловил режиссёрский замысел.

Когда мне ещё только прислали одну сцену на пробу, уже сразу понял, что это будет особый фильм. Фильм совсем не исторический, а что-то в духе Чаплина или Тарантино. Всё должно выглядеть весьма достоверно и... слегка эксцентрично. При этом важно было не впасть в плоскую карикатуру и пошлое комикование. Такая трагикомическая фантазия на тему истории. Вроде бы всё это удалось, если верить многочисленным отзывам международной прессы.

По дотошности и тщательности в работе Хаусманна можно сравнить лишь с нашим Шахназаровым. Например, в фильме есть проходка моего персонажа через огромный зал, в котором выставлены бесчисленные подарки советскому вождю. Одна-единственная проходка, но весь антураж воссоздан досконально. Гигантские ковры и огромные вазы, вышитые знамёна и красочные картины... В кадре всё выглядело, как солидный музей, все экспонаты которого подробно скопированы и превосходно изготовлены. Просто поражает воображение – сколько западный кинобизнес способен вкладывать даже не в самый высокобюджетный фильм.

Валерий Гришко, Отель Люкс

Но главное, что на этой картине у меня впервые был собственный отдельный вагончик, на котором красовалась надпись: «STALIN – HERR GRISHKO». В нём находилось всё необходимое: душ, телевизор и диванчик для отдыха. Правда, до съёмочной площадки требовалось идти метров триста-четыреста. Поэтому, когда предстояла моя сцена, меня вызывали из вагончика, и я должен был переходить большую берлинскую улицу Курфюрстендамм. На эти несколько минут ассистенты режиссёра флажками останавливали автомобильное движение. В это время дорогу неспешно пересекал «Иосиф Виссарионович Сталин» при полном параде: в шинели и кителе, с трубкой в руке. Ошалевшим от удивления водителям он, то есть я, приветливо помахивал рукой. Всё-таки положение вождя обязывает...»

Королёв

После первого съёмочного дня, который традиционно отмечается небольшим застольем, режиссёр художественного фильма «Главный» Юрий Кара, подняв бокал, радостно воскликнул: «Поздравляю! Теперь у нас есть свой Королёв!» На что исполнитель главной роли Валерий Гришко загадочно ответил: «Наверное, не случайно!» И действительно, судьба словно сама вела актёра, возможно, к самой главной кинороли в его жизни.

«Когда Юрий Гагарин полетел в космос, мне было всего девять лет, – вспоминает Валерий. – В честь этого великого праздника нас всех даже отпустили со школьных занятий. Вообще 12 апреля 1961 года повсюду царило всеобщее возбуждение. Настолько всеобщее, что посреди ночи мама едва успела поймать меня уже на краю кровати, когда я встал во весь рост и собрался куда-то «лететь». А наутро она мне об этом рассказала: «Ты начал падать и чуть было не разбился». Ну а я ничего не помнил, ведь всё это происходило во сне. Словно сомнамбула, я тоже стремился улететь в космос. Вот такое случилось космическое предзнаменование...

Фильм «Главный» охватывает два десятилетия жизни великого советского конструктора Сергея Павловича Королёва. Начиная с 1946 года, когда его вызвали к Сталину на совещание, посвящённое созданию нашей первой ракеты. Для этой сцены мне был сделан так называемый «молодой грим». Ну, а на более поздние годы вполне подходили и мои собственные морщины (смеётся). Вообще, величайшее счастье и удача, что мне довелось создавать образ Королёва. Это был гениальный организатор, всегда добивавшийся своей цели. Человек невероятной силы воли с фантастическим даром убеждения. В фильме мы показали, как шаг за шагом Сергей Павлович убеждал тогдашнее руководство страны делать всё, что требовалось для главного дела его жизни.

Даже сумасбродного Хрущёва заставлял «плясать под свою дудку». Причём основной задачей для Королёва была вовсе не военная составляющая, а именно полёты в космос.

Валерий Гришко в роли Сергея Королёва

...И опять же о судьбе. Уже не один год я живу и работаю в Самаре. В том самом городе, где «ковались» космические победы нашей страны, где часто появлялся и подолгу работал советский Главный конструктор. Начальник отдела кадров нашего театра Ольга Владимировна в те годы жила с ним по соседству. Она рассказывала мне, что неоднократно видела его во дворе. Как он быстро шёл к служебному автомобилю, глубоко погружённый в свои мысли. Наверняка о космосе.

А вообще-то тогда Королёв был строго засекреченной фигурой. Его портреты не печатали газеты. О нём не писали статей. Он не стоял вместе с вождями на Мавзолее во время парадов на Красной площади.

В праздничные дни он сидел дома и наблюдал за происходящим по телевизору. При жизни его никто не знал. И главного конструктора это очень удручало...

Мы очень подгадали со съёмками на космодроме «Байконур», приехав незадолго до запуска ракеты «Протон». Согласно истории, перед запуском Юрия Гагарина Королёв лично прошёл вместе с ракетой весь путь от ангара до стартовой площадки. Все три километра по выжженной казахской пустыне. Он шагал по Байконуру, а вслед за ним по специальной железнодорожной ветке на платформе медленно двигалась его ракета.

Нам предстояло всё это досконально воспроизвести и снять. Однако нам требовалась одна-единственная неточность. Дело в том, что по существовавшему ещё со времён Королёва регламенту ракету всегда охраняют и она окружена буквально со всех сторон. Её сопровождает эскорт из сорока автоматчиков с овчарками. Но наш режиссёр решил, что сцена будет только усилена, если они пойдут один на один: ракета и её Создатель. На вопрос Юрия Кары, а нельзя ли из кадра убрать всю охрану вместе с собаками, ему возмущённо ответили: «Да вы с ума сошли! Мы не имеем права никуда уходить. Мы выполняем реальную боевую задачу!»

Короче говоря, ценой каких-то невероятных усилий и через звонки кому-то «наверх» был всё же дан приказ отодвинуть немного в сторону охранников вместе с их собачками. Так и появились самые первые кадры фильма, снятые с нескольких точек. Тихо движется ракета, а впереди медленно шагает Главный конструктор Сергей Павлович Королёв. То есть ради нас был нарушен незыблемый регламент, которому более полувека. Зато какой отличный кадр получился!

Потом мы стали свидетелями реального запуска ракеты «Протон». Всё это сняли и обработали для фильма под тогдашний исторический запуск апреля 1961 года с помощью современных компьютерных технологий. Ты не представляешь, что это такое – присутствовать при реальном старте! Когда ты находишься там, откуда начиналась наша космическая слава.

У нас на этой картине была превосходная команда. Отлично работалось с Борисом Щербаковым и Александром Олешко. Предпремьерный показ фильма состоялся 4 октября 2015 года в московском кинотеатре «Космос». Как раз на очередную годовщину запуска первого советского спутника. Очень хорошо прошла и сама официальная премьера 21 ноября в московском Доме кино. Однако им предшествовал специальный показ для российского отряда космонавтов. Именно их реакции мы ждали со страхом и особым трепетом. Поравнявшись с Юрием Викторовичем, который стоял у входа в просмотровый зал и встречал почётных гостей, я выдавил из себя: «Идущий на смерть приветствует тебя, Цезарь!» На что он со вздохом пробормотал: «Ой, и не говори! У меня самого от ужаса ноги подкашиваются...».

На просмотре присутствовали многие знаменитые космонавты, среди которых Джанибеков, Аксёнов и Леонов. В числе особых гостей была и дочка Королёва – Наталья Сергеевна. Кстати, благодаря ей меня и утвердили на эту роль. А ведь на неё претендовали шесть мощнейших актёров, в том числе Николай Губенко, Сергей Астахов и Олег Меньшиков. Но внимательно отсмотрев все пробы, Наталья Сергеевна вынесла вердикт, что мои – «самые точные». И потом уже после показов она всё время держала меня за руку, повторяя: «Как же вы хорошо сыграли моего папу! Как это точно!» После всех премьерных показов с нами на сцену всегда выходили космонавты и говорили очень хорошие слова. Даже Алексей Архипович Леонов, который непосредственно работал с Главным конструктором, весьма высоко оценил и тепло похвалил нашу работу. После этого я поверил, что не подвёл режиссера и всех, кто трудился над созданием этой ленты.

...Только что звонил Кара и сообщил, что вся «мосфильмовская» публика тоже в восторге от нашего фильма, считая его большим событием. Также все отмечают и мою роль. К нему постоянно подходят тамошние женщины с вопросом: «А Гришко не женат?» (смеётся). После каждого из уже состоявшихся премьерных показов мне просто не было прохода, а рука отваливалась от раздачи автографов.

Сейчас планируется даже специальная премьера фильма на МКС, а также на Байконуре. На космическую станцию всё-таки не полечу, а вот на космодром хотелось бы. Ведь это большая честь – встретиться с людьми, которые куют космическую славу нашей страны. На самом деле для большинства из них фильм о Королёве – это особенное кино, способное воодушевить их на новые победы!»

Автор: Анатолий Семёнов


Автор:Анатолий Семёнов