Оглавление
1 / 2016
Оглавление
Здоровье / Клуб
Конфедерация / Клуб
Леди / Дело
Леди / Личность
Леди / Семья
Леди / Талант
Леди / Творчество
Мода / Клуб
Путешествие / Клуб
Общество / Клуб
Дисконт / Клуб

По-другому

— Самара

Журнал «Леди-клуб», номер 1 / 2016 (июнь)

Порой мы отмечаем, как много могут сказать о человеке слова, которые он чаще других употребляет в речи.

В нашей беседе со Светланой Даниловой, руководителем галереи «Новое пространство» Самарской областной универсальной научной библиотеки, рефреном звучали слова «по-другому». И это не случайно. Многочисленные гости, посетители, партнёры галереи знают, что именно это «по-другому» и заставляет их возвращаться сюда снова и снова. Знают: то, что они увидят здесь, они не увидят нигде. И речь идёт не о самих предметах экспозиции: картинах, фотографиях, куклах и т. д., а о том, как это всё преподносится зрителям и слушателям. Ведь каждый новый проект (а выставки здесь меняются каждые две недели!) – это уникальное и по форме и по содержанию действо, сотворчество всех его участников: мастеров, представивших свои работы, приглашённых экспертов, сотрудников галереи, и, конечно, её посетителей, которые в галерее никогда не остаются лишь безучастными зрителями.

Руководитель галереи «Новое пространство» СОУНБ

Светлана Викторовна четыре года работает руководителем «Нового пространства». И два её образования – в области культуры и PR, маркетинга – как нельзя лучше пригодились на данной экспериментальной площадке, действующей в формате практикующей лаборатории. Именно так директор «Нового пространства» называет галерею: практикующая лаборатория. А себя – практикующим пиарщиком, который не увлекается теорией, предпочитая живые эксперименты. О том, как проходит работа над этими экспериментами, чем живёт и дышит галерея, как строится проектная концепция «Нового пространства», нам и рассказала Светлана Викторовна.

О птеродактилях и студентах

Работа галереи естественным образом требует особого концептуального подхода. Почему? Потому что в данном случае отдельного заведения под названием «Новое пространство» не существует. Существует площадка отдела искусств Самарской областной научной универсальной библиотеки. И мы понимаем, что все задачи, которые решает эта площадка, лежат в сфере деятельности областной научной библиотеки. Поэтому мы и говорим, что это практикующая лаборатория. Мы не музей, мы не салон, мы не галерея в чистом виде. Мы именно то заведение, то социально-культурное место, куда люди могут приходить и пробовать, демонстрировать себя в синтезе с другими направлениями: литературой, музыкой, театром, всем, что связано с творчеством, что так или иначе развивает человека, ведёт его по жизни к творческому созиданию. Это и есть темы нашей лаборатории, которые вырастают в выставочные проекты. Из этого и родилась концепция.

Как это выглядит на практике. Например, практически каждый наш проект сопровождается мероприятиями, которые мы готовим совместно или по нашей просьбе с Центром поддержки и развития чтения. Благодаря этому сотрудничеству у нас всегда качественный литературный контент мероприятий. Более того, подобный формат лабораторий позволяет создавать в чистом виде самостоятельные проекты. К слову, наша совместная выставка с Центром чтения – выставка-квест «Дорога НатюрЛита» – стала передвижным проектом и уже побывала во многих регионах России. Приглашения принять выставку поступают и сегодня. График расписан на полгода вперёд. Сейчас выставка в Алуште.

По целевой аудитории: существует такая общественная ирония с цинизмом, что библиотека умерла и туда ходят «три с половиной птеродактиля или два с половиной забытых студента», которые не могут пользоваться Интернетом. На самом деле это не так. Существует аудитория, которая приходит в библиотеку за той информацией, той услугой, которую они не смогут самостоятельно найти в Интернете в силу каких-то объективных причин, в силу отсутствия там необходимой информации. В областной библиотеке находится патентный отдел, здесь существует зал периодики, который представляет собой уникальные фонды научно-популярных изданий всего периода и всех направлений. Есть ряд других уникальных источников, которые можно прочесть только здесь. И поэтому библиотека как некий институт по-прежнему существует и остаётся востребованной. А эта площадка появилась потому, что ищутся новые форматы, которые на современном уровне, на современном языке с современным человеком будут разговаривать о вечном, о наследии. Об этом огромном и ценном культурологическом, информационном наследии, которым мы обладаем и хранителем которого является библиотека.

«Маячки» и «заходы»

В своей работе мы стараемся использовать те форматы, которые позволят ещё больше перевернуть сознание людей, занимающихся развитием: своим личностным, профессиональным, развитием пространства. При этом мы прекрасно понимаем, что мы сегодня такие все занятые, и самое дорогое, что у нас есть – это даже не здоровье, а время. И поэтому для привлечения внимания того взрослого человека, который очень занят и который выбирает приоритеты, мы находим определённые маячки, «заходы», как говорят в маркетинге. Конечно, прежде всего это дети. Возможно, вы не найдёте время забежать в галерею просто так, для себя, но если ваш ребёнок здесь выставляет свои работы сегодня, вы как ответственный родитель обязательно включите это мероприятие в свой график. Поэтому изначально первые несколько лет мы делали очень большой акцент на мастерские с детьми совместно с родителями.

По-другому

За каждый проект не стыдно

Когда мы завершали 2015 год, я своим сотрудникам на совещании сказала, что это год, в котором мне за каждый проект не стыдно. Год был очень сложный, учитывая, что это был год 70-летия Победы, а о Победе нужно говорить очень хорошо или лучше совсем не открывать рот. Это моя позиция чисто человеческая, гражданская. Нельзя тему патриотизма «размыливать» или размазывать, тем более в ситуации, когда у нас уже и ветеранов практически нет, и сегодня идёт скорее легендирование того времени в фантомном варианте, нежели в правдивом. Мы не имеем права на это ради тех же детей, на которых мы в будущем надеемся, в чьи головы закладываем информацию о Победе, о той войне. Ведь с этим багажом мы и будем дальше жить. Это для нас была очень серьёзная тема, и я очень волновалась, скажу честно.

Но проект мы сделали очень хорошо, мы оцифровали память войны. Помимо фоторабот мы представили живопись, у нас были театральные читки, постановки, в которых участвовали молодые режиссёры, наши самарские студенты. Где ещё они могут себя попробовать? А сейчас уже могу сказать, что несколько пьес, представленных в «Новом пространстве», вошли в репертуар театра «Город».

Обратная связь

Когда я пришла сюда, то была удивлена, насколько художники как творческие люди хотят обратной связи! Никто не пишет себе в стол, не сочиняет для себя, ему нужна обратная связь. Но они жутко боятся, они не знают, как входить в это общение со зрителем. И мы придумываем выставочные проекты, которые помогают сделать этот переход без психологического надрыва. Это совместные мероприятия, где они слышат вдруг, как литераторы, или музыканты, или театралы, или танцоры видят, понимают их творчество. Художники говорят: нам так хочется понять, что люди видят в этом. Как они это воспринимают? Психологи говорят: когда вы одеваетесь и выходите на улицу, не говорите, что вы это делаете для себя. И здесь то же самое – человек идёт и показывает, что у него есть, что у него внутри, свою душу. Я вообще восхищаюсь творческими людьми, которые решаются выставиться, решаются это сделать.

Инъекция культурного наследия

Мне очень нравится межпроектное время, когда один проект уходит, какие-то доли секунды... и начинается рождение нового зала, нового пространства. Благо площадка позволяет. Спасибо большое тому, кто придумал и создал эту идею площадки-конструктора, это толкнуло меня на мысль выстроить концепцию именно от «конструктора», когда можно менять блоки, пространства, делать всё по-другому. И поэтому, когда ко мне приходят классические художники и говорят: давайте сделаем выставку у вас, – я говорю: а вы знаете, что мы делаем по-другому? Наша аудитория достойна того, чтобы по-другому всё видеть. Мы согласны, отвечают. Не знаем, как это будет, но согласны. Или нет, говорят, достаточно того, что нарисовал – повесить, и всё. Нет, этого не достаточно сегодня. Мы живём в том веке, когда я могу по сайту зайти в любую галерею мира, увидеть любую картину. А здесь мы создаём вход в атмосферу, своеобразный портал, войдя в который, человек получает инъекцию культурного наследия. И, привыкнув к таким инъекциям, к такому ритму, он возвращается сюда снова и снова, боясь пропустить что-то интересное. И я ставлю себе в плюсик, что те творцы и художники, которые приходят сюда, стали понимать это, понимать разницу в подходах. В наших проектах нет коммерческой составляющей, но все участники процесса понимают, что, работая на нашей площадке, ты не занимаешься благотворительностью, ты вкладываешься в себя, в свою компетенцию, в репутацию – словом, ты вкладываешься в своё будущее.

Автор: Юлия Галочкина


Автор:Юлия Галочкина