Павел Маркелов: «К новой должности отношусь как к высокой миссии»

— Самара

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2016 (июль)

Театр «СамАрт», отметивший в прошлом году своё 85-летие, находится на пороге больших перемен. Осенью планируется завершение второго этапа реконструкции театра с введением современного многофункционального сценического комплекса и большого зрительного зала. Подготовка к освоению нового творческого пространства сопровождается и определёнными изменениями в структуре руководства театром. В декабре 2015 года один из ведущих актёров «СамАрта» – Павел Маркелов – был представлен коллективу в качестве художественного руководителя театра. В беседе с ним мы попытались узнать, зачем театру худрук, каков сегодняшний зритель и что входит в ближайшие планы «СамАрта».

Художественный руководитель театра «СамАрт»

Самарские театралы знают Павла Маркелова уже без малого 15 лет. С 2001 года, когда актёр был включён в труппу театра «СамАрт» сразу после окончания Высшего театрального училища имени Щепкина при Малом театре, он сыграл десятки ролей, многие из которых были отмечены высокими профессиональными наградами. Зрителям полюбились его роли в спектаклях «Бумбараш», «Мамаша Кураж», «Вино из одуванчиков», «Счастливый Ганс», «Очень простая история», «Таланты и поклонники», «Чайка», «Отцы и дети» и других. Вершины своего мастерства Павел Маркелов продемонстрировал, играя Хлестакова и Гамлета.

Он является редким примером преданности родному театру. Ещё будучи школьником, в 1994 году, Павел попал в театральную студию к Анатолию Болотову, который работал тогда режиссёром в «СамАрте» и привёл кружковцев в театр, где они помогали в подготовке детских спектаклей. Его выбор вернуться в родные пенаты после окончания одного из ведущих театральных вузов страны вызывает глубокое уважение. Коллеги и близкие Павла Маркелова отмечают в нём сочетание яркого таланта с глубоким осознанием важности актёрской профессии для людей, очень серьёзным, в чём-то даже миссионерским отношением к ней. Не удивительно, что именно этому человеку сегодня доверили выстраивать художественную политику театра.

С&Г: Павел Викторович, как вы пришли к должности художественного руководителя?

Павел Маркелов: Меня к ней привела судьба в лице директора театра Сергея Соколова. Он поставил меня перед таким предложением, от которого я, наверное, был не вправе отказываться. Сергей Филиппович блестяще руководит театром четверть века, имя и известность «СамАрта» – его заслуга. Он наладил все творческие взаимосвязи, в частности, с Адольфом Шапиро, который в дальнейшем привёл в наш театр других режиссёров, выдающихся мастеров, что и определило творческий прогресс. Таким образом, в «СамАрте» успешная реализация идеи так называемого «директорского» театра гармонично сочеталась с художественным руководством высокого уровня.

Художественный руководитель театра «СамАрт»

Время покажет, насколько авторитетным окажется именно моё назначение худруком для нашего коллектива. Пока же рано о чём-либо судить, и, естественно, у многих нет определённого мнения. Лично я воспринимаю это как долг перед театром, которому обязан своим становлением, как возложенную на меня высокую миссию. Разумеется, о каких-то серьёзных переменах в художественной стратегии театра говорить пока рано. Однако я понимаю, что время идёт и беспрестанно диктует всё новые правила игры, которые необходимо учитывать. В искусстве формируются новые тенденции, в обществе появляются новые темы, меняются экономические реалии, приходят новые зрители.

С&Г: Как, на ваш взгляд, изменился зритель? И как театр должен это учитывать?

П.М.: Буквально каждые три-четыре года появляется новая формация молодых зрителей со своими интересами, идеалами, кумирами. И её приходится заново изучать, искать новые способы общения для того, чтобы продолжать «бесконечный диалог о вечном». Мы снова и снова учимся разговаривать со зрителем, и у меня такое ощущение, что нынешняя молодёжь более настроена на диалог и способна к нему. Современные технологии делают общение круглосуточно доступным и разноформатным, люди к нему привыкают. В то же время высокие скорости коммуникаций обусловили отсутствие их прежней глубины. Сегодня, если ты не успеваешь за короткий отрезок времени заполучить внимание молодого человека, то остаёшься для него незамеченным и неинтересным.

Более-менее регулярно театры посещают не более 5-10% населения, остальная же часть зрителей попадает туда ситуативно, случайно. И здесь мы должны помнить о важной социальной направленности нашей деятельности. Ведь театры непосредственно участвуют в формировании системы художественных, эстетических, нравственных ценностей в обществе, объединяют вокруг неё людей. Успех нашей миссии, понимание, в каком направлении двигаться дальше, во многом зависит от того, сумеем ли мы почувствовать сегодняшнего зрителя, наладить с ним обратную связь. В этом нам очень помогают наши проекты, такие как «Лаборатория молодой режиссуры» и другие. Кстати, сейчас мы готовимся к очередной лаборатории, которая пройдет в сентябре. Её тема – «Классный театр» – объединяет в себе несколько смыслов: «школьный класс», «классика», «превосходный». Нам очень любопытно попытаться интегрироваться в пространство школы и посмотреть, сможет ли театр существовать в рамках школьного класса и преодолеть ритм учебного пространства, сформировав в нём зону сугубо эстетическую.

Художественный руководитель театра «СамАрт»

С&Г: «СамАрт» знают как театр, который не боится экспериментов. Насколько это справедливо сегодня, и что нового театр готовит для зрителя?

П.М.: Конечно, мы будем продолжать эксперименты, с ними связана вся новейшая история «СамАрта». Собственно говоря, труппа театра сформирована под эту ориентированную на эксперимент систему творческого существования. Со временем надо выстраивать эту ориентацию как некую стратегию развития. В любом случае, мы опирались и будем опираться на живые процессы внутри театра, на новаторство, на то, что органично звучит здесь и сейчас. Хотя, безусловно, и от консерватизма как стремления к сохранению лучших традиций мы не отказываемся. Но лишь до тех пор, пока эти традиции не закоснели.

Вообще, любые театры для молодёжи просто обречены на то, чтобы быть «современниками» в буквальном значении этого слова. Любые анахронизмы здесь выглядят особенно нелепо и анекдотично.

Коллектив готов экспериментировать. Более того, мы даже немного «застоялись» в последние годы, пока ожидаем новой сцены и вынуждены отодвигать наши новые постановки. Очень хочется, наконец, встряхнуться. В общем, мы стоим на низком старте в ожидании осени.

Что касается ближайших планов, то в октябре мы планируем приступить к работе над спектаклем «Горе от ума» в постановке Александра Кузина. Это название станет первым в афише нашей новой сцены. Вслед за ним выпустим «Иванова» – спектакль по Чехову в постановке Анатолия Праудина. Эту уже практически готовую постановку мы были вынуждены отложить на год, потому что она рассчитана именно на новую сцену.

Также в следующем сезоне мы выпустим спектакль «Пер Гюнт» в постановке Артёма Устинова. Это молодой режиссёр, который пару лет назад участвовал в нашей «Лаборатории молодой режиссуры». Его замыслы показались нам очень любопытными, поэтому мы дали ему возможность довести эскиз до формата спектакля. Эта постановка будет осуществлена на одной из наших нынешних площадок, которые пока продолжат функционировать в прежнем ритме.

Одновременно мы рассматриваем различные идеи, проекты, в том числе околотеатральные и общекультурные, которые бы задействовали большие возможности нашей новой сцены в альтернативных формах работы со зрителем.

Театр юного зрителя в Самаре

Автор: Алексей Сергушкин


Автор:Алексей Сергушкин