«Делай то, что любишь, и люби то, что делаешь»

— Самара

В Самаре завершился IX Открытый Всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли»

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2016 (октябрь)

В будущем году Открытый фестиваль документального кино «Соль земли» отметит свой первый большой юбилей – десятилетие. Путь за это время пройден немалый, не раз менялся состав жюри, формат мероприятий. Уже сложился круг постоянных участников и друзей фестиваля, и с каждым годом он становится всё шире. Как и география: два года назад к России и странам бывшего Советского Союза присоединилась Сербия, в этом году прошёл творческий вечер режиссёра из Испании Альгиса Арлаускаса (родившегося, правда, в Москве и известного советскому зрителю по роли молодого человека Кости в художественном фильме «Спортлото-82»).

Участники фестиваля

Неизменным, впрочем, остаётся на фестивале его дух и атмосфера – творческая, доброжелательная, пронизанная не соперничеством, а, скорее, соработничеством, искренней радостью за тех, кто стал победителями. И конечно, неизменен его девиз «Да светит свет ваш пред людьми!», полностью отражающий «формат» фестиваля, принцип отбора картин: не приукрашивая действительности, не скатываясь в сусальность, рассказывать о людях, так или иначе несущих этот свет, ищущих его, делящихся им с другими...

Однако если выразить этот же принцип другими словами, то, наверное, это будут слова, произнесённые членом жюри, профессором, заведующим кафедрой операторского искусства Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, заслуженным деятелем искусств РФ Николаем Васильевичем Волковым: «Делай то, что любишь, и люби то, что делаешь». Во всяком случае девизом нынешнего фестиваля я бы их точно назвала.

Истории любви

О любви на фестивале говорилось вообще очень много – и на творческих встречах с любимыми режиссёрами и актёрами, и в кулуарных разговорах, и на церемонии закрытия с вручением наград лауреатам. Но больше её было в самих фильмах, едва ли не каждый из которых можно назвать историей любви – и любви героев к своему делу, к окружающему миру, к людям, и любви авторов к своим героям, к своей картине, к искусству кино в целом.

Мы ведь слишком часто в жизни выбираем не то, что действительно любим, или предаём любимое дело – из-за того, что оно приносит мало денег или требует непомерных для нас душевных и физических затрат. Из-за боязни ошибиться и потерпеть поражение, быть непонятым, невостребованным, осмеянным, из-за давления близких, общества, стереотипов или предрассудков, из-за того, что нам легче идти по пути наименьшего сопротивления и откладывать жизнь на потом...

Так вот, документальное кино – это про тех, кто не предал, не изменил своему призванию делать то, что любишь, и любить свое дело, или пришёл к этому делу долгим путём, может, уже на склоне лет. И то же можно сказать о номинантах и лауреатах фестиваля «Соль земли». Ведь документальное кино – это не та сфера, в которой крутятся большие деньги, в основном она держится на энтузиазме и преданности профессии тех людей, которые в ней работают, что отметил на творческой встрече и известный кинорежиссёр Сергей Урсуляк. Тема любви к музыке и обычной человеческой любви звучит в картине «Созвучие» Натальи Кононенко (Москва), отмеченной специальным призом от Самарской губернской Думы. Любовь помогает и героям фильма «Чемпион и балерина» екатеринбургского режиссёра Екатерины Тимошенко (лауреат фестиваля в номинации «Здесь и сейчас»), рассказывающего о молодых и успешных людях, добивающихся своих целей, несмотря на инвалидность.

О любви человека к земле, к труду, к окружающему миру рассказывает фильм «Крестьянин» режиссёра Вячеслава Орехова (Москва), отмеченный призом в номинации «Русский собор». Своего рода историей любви, трудного пути в творчестве, непростых взаимоотношений с друзьями, детьми и внуками, вечно вынужденными делить маму и бабушку с её работой, можно назвать победившую в номинации «Чти отца твоего и матерь твою» картину «Фотограф и его друзья» Павла Чукова (Калуга), рассказывающую о творчестве казанского фотографа Ляли Кузнецовой, известной своими съёмками жизни цыган.

Зрители

А членов зрительского жюри, единодушно присудившего приз зрительских симпатий фильму «Репортаж из Рая» Анны Самойловой (Хабаровск), покорил образ зайца Петровича, придуманного хабаровским художником и сказочником Александром Лепетухиным. Свои сказки и картины художник называет «репортажами из рая» – в противовес телевизионным новостям, которые скорее можно назвать «репортажами из ада», – и главным своим делом считает транслирование этой райской действительности в окружающий мир. В номинации «Времена не выбирают» победил фильм «Рыбаков, сын Рыбакова, внук Рыбакова» Алексея Бурыкина (Москва), в котором использованы любительские съёмки известного российского индолога Ростислава Борисовича Рыбакова, ставшие удивительным документом времени. На его кадрах запечатлены не только семья, но и последний секретарь Л.Н. Толстого Валентин Булгаков, художник Святослав Рерих, Радж Капур, Владимир Высоцкий...

Призом Клуба Почётных граждан Самарской области отмечена картина «Апраксин. Дорога к храму» (Санкт-Петербург, режиссёры Надежда Абрамова и Виктор Гуров). Он – о ребятах-поисковиках, которые в окрестностях посёлка Апраксин Кировской области ищут останки погибших солдат, и о том, как любовь к истории родной земли, к памяти павших защитников Родины приводит людей к Богу, к храму, что строится в посёлке.

Уже традиционным на фестивале «Соль земли» можно назвать специальный приз губернатора Самарской области «За утверждение Российской государственности», который в этот раз был заслуженно присуждён фильму «Крым многоликий» режиссёра Марии Раздорской (Москва). Русские и украинцы, греки и болгары, караимы и крымские татары – всех этих жителей Крыма, очень разных и по-разному относящихся к его истории, к своим соседям, с очень разными личными судьбами, объединяет любовь к их общей земле, малой родине. И это, пожалуй, та дружба народов, которую нельзя назвать простой и безоблачной, но которая, при всей сложности взаимоотношений, объединяла жителей большого Союза и которая делает общим и единым понятие Родины для крымчан.

Гран-при

Молодые голоса

Для меня как всегда одним из самых интересных моментов фестиваля стал показ студенческих работ – на этот раз не вгиковских, а Санкт-Петербургского института кинематографии, – которые представил профессор этого вуза, член жюри фестиваля Николай Васильевич Волков. Поэтому, наверное, неудивительно, что для показа были отобраны картины с блестящей, филигранной операторской работой – как документальная картина «Разговоры» о молодых артистах балета, так и две игровых – «Мост» и «F5». Хотя гармоничны в них были и работа режиссёра, и сценариста, и актёрская игра: последний фильм уже завоевал первый приз фестиваля «Святая Анна». И в программе фестиваля «Соль земли», вопреки словам Сергея Урсуляка, посетовавшего на то, что на режиссёрские факультеты приходят теперь не зрелые люди с жизненным опытом, а «десятиклассники», которые «снимают потом десятиклассное кино», оказалось сразу несколько призовых фильмов, снятых совсем молодыми режиссёрами и убедительно доказавших, что молодые не только не боятся браться за очень серьёзные, сложные темы, но и справляются с ними совершенно по-взрослому. В их числе – картина «Конкурс», ставшая, по признанию его режиссёра, выпускника ВГИКа Евгения Ховаева, его первой большой работой и уже завоевавшая Гран-при фестиваля «Соль земли». Герои фильма – пианисты из разных стран, участвующие в XV международном конкурсе имени П.И. Чайковского.

«Эмоции, движения бровей, глаз, взгляды в фильме настолько точно подмечены, очень точные попадания интервью, – поделилась своими впечатлениями президент фестиваля Мария Серкова. – Как режиссёру это удалось? Проделана огромная операторская работа, ведь снят фильм камерой наблюдения. Это не репортажная съёмка, это огромные километры плёнки, это большое терпение оператора, который следит, следит и следит. И после этой картины очень хочется всё бросить и бежать в филармонию, и смотреть на эти вещи, которые казались занудливыми. Режиссёр – молодой начинающий парень, и он смог снять такую картину. Я это считаю прорывом». За очень непростую тему взялась и творческая команда молодого режиссёра Екатерины Стыценко (Москва), в чьём фильме «В круге четвёртом», победившем в номинации «Камо грядеши?..», показаны последние месяцы жизни ангарской деревни, которой суждено уйти на дно нового водохранилища. «Молодцы девчонки, – сказала, вручая приз, член жюри фестиваля Ирина Волох. – Чем больше вложено в фильм, тем лучше он получается, а в этот фильм вложено много».

Ещё одним блестящим дебютом можно назвать фильм «Озеро» выпускницы Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Дарьи Блохиной, завоевавший приз за лучшую операторскую работу. Фильм удивителен в том числе и тем, что его героями стали люди пожилые и, казалось бы, ничем не примечательные на фоне других обитателей посёлка Ловозеро на Кольском полуострове. У супругов Филипповых есть квартира в посёлке, пенсия, но их обычная среда обитания – озеро, чум в заснеженной тундре, олени, лодка, рыбная ловля... И эта трудная и суровая жизнь спасает их от старости, от одиночества, от того, чтобы погрязнуть в болезнях, в склоках, в сварливости, в тоске о единственном безвременно погибшем сыне... Операторские кадры с потрясающе красивыми видами русского Севера перемежаются непрофессиональными съёмками героини фильма, жизнерадостно фиксирующей на любительскую камеру моменты их жизни и быта.

Искреннюю радость авторов фильма разделил их учитель, кинооператор, заведующий кафедрой операторского искусства Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, лауреат всероссийских и международных кинофестивалей Николай Васильевич Волков, получивший такую же серебряную статуэтку архангела Михаила – «За честь и достоинство в профессии».

Призёры

Другие участники

В этом году довольно многочисленно были представлены самарские участники – так, специальным призом главы городского округа Самара был награждён фильм «Под знаменем дружбы» (телекомпания «Самара-ГИС», режиссёр Олег Поломеев), посвященный 50-летию символа дружбы городов-побратимов Самары и Стара Загоры – Самарскому знамени. Специальный приз от дирекции фестиваля получил фильм «Сёи» Александра Майорова (ТРК «Губерния») – о бывшем военнопленном, японском самурае, обретшем вторую родину в России.

Призом Главы городского округа Самара была также отмечена картина «Аркадий Пластов. Человек земли» Бориса Дворкина (Москва). По традиции, дипломами жюри были награждены фильмы «Заговор сумасшедших» Альгиса Арлаускаса из Испании («За глубокий символизм, выраженный средствами кино»), «Дом» екатеринбуржца Павла Фаттахутдинова («За возвращение на экран истинных ценностей семейного мира»), «Последняя дата» белорусского режиссёра Александры Марковой («За философское воплощение вечной темы»), «Батюшка» Анны Токаревой и Анны Базегской из Петрозаводска («За воплощение повседневного подвига сельского священника»), «Тюремная молитва» сербского режиссёра Миляна Гогича («За искреннее отображение пути искупления»), «Лампа» Асель Жураевой из Кыгрызстана («За точный образ простой и мудрой жизни»).

Всего на фестивале, прошедшем при поддержке Министерства культуры РФ, правительства Самарской области, администрации городского округа Самара и Клуба Почётных граждан Самарской области, было показано 47 документальных картин. Состоялись творческие встречи с актёром театра и кино Сергеем Маховиковым, режиссёром, сценаристом Сергеем Урсуляком, кинооператором, лауреатом российских и международных кинофестивалей, заведующим кафедрой операторского искусства Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, профессором, заслуженным деятелем искусств РФ Николаем Волковым, с актёром, режиссером, сценаристом Альгисом Арлаускасом (Испания), а также творческие встречи со студентами и учащимися в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королёва, Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, институте ФСИН России, гимназиях и техникумах.

Президент фестиваля Мария Серкова

Мария Серкова, президент фестиваля «Соль земли»:

– Я всегда повторяю, что документальное кино помогает нам лучше друг друга узнать, открывает нам новые страницы в истории, не даёт душе закостенеть. А в этот раз мне пришла такая мысль, что всё гораздо проще – документальное кино помогает нам любить, любить просто, не прося ничего взамен. Любить нашу Родину, любить наших стариков, наших детей. И в этот Год кино я хочу всем пожелать любви, тем более что любовь – это главная движущая сила всех начинаний.

Когда смотришь на героев этих фильмов и видишь их глаза, их поступки, их действия, то очень многое начинаешь переосмысливать. Мы в своей суете часто забываем о главных вещах, мы всё бежим куда-то. А документальное кино позволяет нам хотя бы на несколько минут остановиться и проглядеть этот путь, посмотреть на свою жизнь другими глазами.

Александр Тяпов, член жюри:

– Конкурс определённо вырос, вырос уровень дебютных фильмов молодых режиссёров. Не на каждом фестивале бывают такие премьеры, как, например, фильмы «Конкурс», «Озеро», «В круге четвёртом». Это очень сильные фильмы, где виден масштаб проделанной работы. Для многих режиссёров – это первый шаг, и он сделан очень мощно.

Автор: Надежда Локтева


Автор:Надежда Локтева