Оглавление
1#2017
Оглавление
О главном
Женское дело
Звезда
Здравоохранение
Конкурс
Портрет
Пресс-служба
Самара космическая
Экология
Энергетика Самарской области
Юбилей
Экспертный совет

Решать проблему вместе

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2017 (апрель)

Активное развитие животноводства в Самарской области, рост поголовья крупного рогатого скота и свиней, регулярные закупки хозяйствами скота за пределами региона – всё это повышает актуальность эффективного ветеринарно-санитарного контроля, поднимает тему взаимодействия государственных органов и сельхозпредприятий в деле ликвидации, предотвращения возникновения и распространения опасных заразных болезней животных.

Эпизоотическая ситуация в Самарской области

Март нынешнего года принёс тревожные сообщения из Хворостянского района, где в частном подворье села Гремячка была выявлена африканская чума свиней. Впервые за долгое время вирус АЧС пересёк границы Самарской области, хотя еще с 2007 года Россия неблагополучна по данному заболеванию. Очаг удалось локализовать, к концу марта было полностью ликвидировано всё поголовье свиней (527 голов) в частных подворьях и мини-фермах трёх населённых пунктов в 5-километровой зоне карантина. Однако ещё как минимум два месяца будут осуществляться строгие мероприятия по ликвидации очага заболевания.

И хотя АЧС не представляет опасности для человека, болезнь отличается непредсказуемостью и, что самое главное – эффективных средств против неё пока не разработано, и лечение запрещено. По данным Минсельхоза РФ, в рамках борьбы с АЧС в 2016 году в стране было уничтожено около 250 тыс. свиней, а сумма ущерба превысила 1,2 млрд рублей. Заболевание стало одним из серьёзнейших негативных факторов, влияющих на состояние отечественного промышленного свиноводства.

Если АЧС, к счастью, пока не оказала столь разрушительного воздействия на свиноводство Самарской области, то другая относительно недавно активизировавшаяся в регионе болезнь – бруцеллёз крупного рогатого скота – уже взяла свою «чёрную дань» с местных сельхозпроизводителей. При этом в числе жертв оказались не только КФХ и личные подсобные хозяйства, но и крупные предприятия. Счёт уничтоженных животных идет на тысячи, причём затронуто как мясное, так и молочное поголовье. Не случайно министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области внесло бруцеллёз в число основных причин, обусловивших общее снижение поголовья молочных коров в регионе в 2016 году на 1,2% по сравнению с 2015 года.

Нынешний период активизации возникновения очагов бруцеллёза на территории области начался осенью 2014 года с животноводческой фермы ОАО «Утёвское ХПП» в селе Дмитриевка Нефтегорского района. За последующие два с половиной года департамент ветеринарии Самарской области более 20 раз устанавливал карантин по бруцеллёзу КРС в хозяйствах различного типа. В подавляющем большинстве это КФХ и ЛПХ в южных и центральных районах области. В отличие от АЧС, бруцеллёз одинаково опасен как для животных, так и для человека. По данным Управления Роспотребнадзора по Самарской области, в регионе в 2016 году зарегистрировано 15 случаев заболевания бруцеллёзом людей, в том числе в очаге эпизоотии на ферме ООО «Имени Антонова» в селе Домашка Кинельского района. Кстати, именно это хозяйство понесло наибольшие материальные потери от бруцеллёза в Самарской области за последний год.

Управляющий группы компаний, куда входит ООО «Имени Антонова», Дмитриев Сергей Вячеславович, признавая недочёты в работе предприятия и его ветеринарной службы, считает, что данный негативный опыт высвечивает определённое несовершенство самой государственной системы предупреждения и ликвидации опасных заболеваний животных. Он надеется, что его взгляд на сложившуюся ситуацию найдёт понимание у руководства министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, департамента ветеринарии, Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Приведёт к пониманию необходимости изменения существующего порядка в профилактике бруцеллёза КРС. И это поможет другим хозяйствам избежать беды.

Дмитриев Сергей Вячеславович (ООО «Имени Антонова»):

– То, что произошло на нашем предприятии – серьёзный форс-мажор по меркам любого крупного хозяйства, а для фермеров ценой вопроса может стать полное уничтожение бизнеса. Вспышка бруцеллёза обошлась нам в 1400 голов КРС и привела к полному запрету реализации молока. Прямые финансовые потери за 2016 год превысили 18 млн рублей. Три человека заболели бруцеллёзом.

Причём ещё в конце 2015 года ничто не предвещало беды. Предприятие получило статус племрепродуктора по породе КРС герефорд. Плановая ветеринарная проверка в сентябре 2015 года показала хорошие результаты. Но в один момент предприятие из успешно развивающегося превратилось в катастрофически падающее. Мартовские анализы 2016 года выявили наличие на ферме бруцеллёза. В результате департаментом ветеринарии Самарской области в апреле 2016 года на территории фермы был установлен карантин по бруцеллёзу КРС, и начались мероприятия по оздоровлению.

Конкретная причина вспышки заболевания официально не установлена до сих пор. Государственная ветслужба убеждена, что всё дело в допущенных нами нарушениях, хотя до весны 2016 го-да никаких претензий к нам с её стороны не возникало. Не было и заболевания. Это факт!

И я не вижу логики в позиции департамента ветеринарии: зачем нам, получившим статус племрепродуктора, что само по себе непросто, бездумно рисковать вложенными деньгами и своим будущим? Всё завезённое на ферму поголовье в своё время прошло положенный карантин, подверглось необходимым исследованиям. Ветеринарной службой предприятия были соблюдены все нормы и правила карантинирования.

Бруцеллёз в нашей стране был всегда. В Советском Союзе в своё время вели большую продолжительную кампанию по комплексному решению проблемы бруцеллёза КРС посредством мероприятий по оздоровлению хозяйств. Эта работа по инерции продолжалась и в 90-е годы, а поголовье стремительно сокращалось по чисто экономическим причинам. В результате около десяти лет назад бруцеллёз КРС в регионе удалось минимизировать настолько, что Самарская область стала «чистой от бруцеллёза». В соответствии с этим статусом прекратилась вакцинация животных против данного заболевания. И это, на мой взгляд, было ошибкой.

Сейчас, когда в области вновь выросло поголовье КРС, значительно активизировались экономические взаимоотношения в животноводстве, участились и случаи бруцеллёза. Почему? Многие небольшие фермерские хозяйства, к сожалению, часто пренебрегают ветеринарными требованиями при покупке животных. Им хочется всё сделать как можно быстрее, проще и дешевле. В попытках сэкономить они часто полагаются «на авось», и в связи с этим некоторые из них откровенно «не дружат» с ветслужбой, не оформляют необходимые документы, не выполняют предписаний, препятствуют ветеринарному осмотру скота.

Поэтому с ростом поголовья КРС в фермерских и личных подсобных хозяйствах проблема будет только расти. Появление больных животных в Самарской области не просто возможно, но очень вероятно. Именно это иллюстрирует статистика последних двух лет. И причиной возникновения большинства очагов бруцеллёза был несанкционированный завоз скота. И это тоже факт!

Возникают сомнения в том, насколько нынешнее законодательство в сфере ветеринарии, государственная система предупреждения и ликвидация бруцеллёза КРС соответствует реалиям сегодняшнего дня. Самарская область остаётся «чистой от бруцеллёза», на основании чего ветслужба запрещает хозяевам животных вакцинировать скот в профилактических целях, хотя по другим опасным заболеваниям прививки возможны и даже обязательны. То есть, хозяйства живут под постоянной угрозой бруцеллёза, особенно на юге – по соседству с крайне неблагополучными Саратовской областью и Казахстаном. В случае с мясным животноводством, где нельзя обойтись без свободного выпаса животных, риск заражения увеличивается многократно.

Против бруцеллёза разработано много вакцин, различных по силе и типу воздействия. Стоят они недорого по сравнению с возможными потерями от ликвидации поголовья. Конечно, для привитых животных действуют определённые ограничения по перемещению и использованию. Но это гораздо меньшее зло, чем сама болезнь.

Закономерный вопрос: почему бы не изменить статус региона или хотя бы порядок действия ветеринарных инструкций таким образом, чтобы у хозяев животных была возможность по желанию проводить профилактическую вакцинацию против бруцеллёза? Если это требует согласования с Москвой, давайте согласуем. Думаю, что со мной согласятся многие пострадавшие от этого заболевания животноводы.

Государственная ветеринарная служба жёстко следует своим инструкциям. И это, в определённом смысле, хорошо. Система складывалась десятилетиями, много раз доказывала свою актуальность, и по своей сути она правильная. Дело лишь в нюансах, и в первую очередь – в необходимости усиления профилактической работы. Переориентировать систему в сторону профилактики особенно важно именно сейчас, когда в отрасли идёт рост. В противном случае нам придётся иметь дело со всё возрастающим числом вспышек бруцеллёза.

У меня нет ни малейшего намерения кого-то в чём-то упрекать, а тем более – обвинять. Руководителей и специалистов областного департамента ветеринарии, региональных управлений Россельхознадзора и Роспотребнадзора, а также других ведомств, с которыми мы сотрудничаем в рамках ликвидации бруцеллёза, я уважаю как профессионалов и людей принципиальных. Хочу лишь призвать их к более открытому и конструктивному диалогу с представителями животноводческой отрасли Самарской области по такому сложному вопросу, как профилактика бруцеллёза крупного рогатого скота.

Инструкции – не аксиома и не панацея, а руководство к действию!

От редакции

Принимая во внимание актуальность и злободневность поднятой темы, редакция областного журнала «Самара и Губерния» планирует продолжить её обсуждение в следующем номере и приглашает к публичной дискуссии все заинтересованные стороны, включая государственные контролирующие органы, специалистов-ветеринаров, руководителей сельхозпредприятий региона. Надеемся, что это послужит выработке решений, способствующих благополучию и успешному развитию животноводческой отрасли.

Это важно знать!

Бруцеллёз – острое инфекционно-аллергическое зоонозное заболевание, передающееся от животного к другому животному и к человеку. Болезнь характеризуется вовлечением в патологический процесс многих органов и систем организма и высоким потенциалом перехода в хроническую форму.

Основными носителями и источниками возбудителя инфекции являются, главным образом, мелкий и крупный рогатый скот, свиньи. Заражение человека происходит при непосредственном контакте с больными животными, при употреблении в пищу заражённых продуктов (сырого молока; сыра, изготовленного из сырого молока; мяса, не прошедшего тщательной термической обработки, и т. д.), при прямом контакте с сырьём животного происхождения (шерсть, пух, шкуры) или через объекты внешней среды (подстилки, предметы ухода, остатки кормов), загрязнённые выделениями животных.

Заболевания бруцеллёзом можно избежать, если соблюдать меры профилактики: приобретать продукты только в санкционированных местах торговли, либо подвергать их тщательной термической обработке. Лицам, работа которых связана с риском заражения бруцеллёзом, необходимо ежегодно проходить периодические медицинские осмотры, а также использовать средства личной гигиены и индивидуальной защиты (резиновые перчатки, халаты, комбинезоны, клеёнчатые фартуки и др.).

По информации Управления Роспотребнадзора по Самарской области

Автор: Алексей Сергушкин


Автор:Алексей Сергушкин