Оглавление
1#2017
Оглавление
О главном
Женское дело
Звезда
Здравоохранение
Конкурс
Портрет
Пресс-служба
Самара космическая
Экология
Энергетика Самарской области
Юбилей
Экспертный совет

Крис Норман cо «Smokie» и без

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2017 (апрель)

«Smokie» можно перевести на русский язык как «прокуренные». Именно таким кажется знаменитый хриплый голос главного вокалиста группы – Криса Нормана. Но лишь немногие знают, что ещё в конце шестидесятых он пел совершенно другим, чистым голосом. Просто зимой 1972 года Крис умудрился подхватить весьма тяжёлый грипп. И после болезни в результате осложнения голос певца сильно «огрубел». Зато коллегам это очень даже понравилось, и они сделали его фирменной «фишкой». Постоянные турне, записи, международные слава и успех. Всё шло по нарастающей. Но в 1986 году Норман решает расстаться со «Smokie» и пускается в самостоятельное плавание.

Своё 65-летие в конце 2015 года Крис Норман отметил выпуском альбома Crossover и отправился в одноимённое мировое турне. Прошлый, 2016-й год ознаменовался 30-летием сольной карьеры Криса Нормана. Ну а в нынешнем году исполняется полвека и самой группе «Smokie». Этой круглой дате они посвятили свой аншлаговый концерт в престижном московском Crocus City Hall.

музыкант вокалист

«Smokie»

С 1900 года заштатный город Брэдфорд в графстве Западный Йоркшир на севере Англии очень гордился своей Римско-католической средней школой для мальчиков. Но с середины семидесятых у школы появился новый и весьма особый повод для гордости. Ведь именно в этом достопочтенном учебном заведении познакомились будущие создатели всемирно знаменитой группы «Smokie» – Крис Норман и Алан Силсон. Причём, большую часть времени ребята посвящали не столько усердному выполнению домашних заданий, сколько пению и игре на гитаре. Крис Норман вспоминает, что они с Аланом постоянно распевали голосовые гармонии, подслушанные у «Everly Brothers» и «The Beatles». «Собственно говоря, именно Алан научил меня и правильно играть на гитаре», – признаётся Крис.

В 1967 году после ряда экспериментов с названием и составом друзья организовали группу «Четыре угла». Тогда-то к ним присоединились басист Терри Аттли и ударник Пит Спенсер. Так сформировался будущий звёздный состав. Буквально через год они уже стали называть себя «Елизаветинцы» в честь своей великой соотечественницы королевы Елизаветы l. Это было очень креативно, но опять ненадолго. Потом коллектив снова переименовался. На этот раз в «Kindness» («Доброта»). Под этим позитивным названием ребята и отправились покорять Лондон. Вскоре они впервые засветились на британском телевидении ВВС и даже выпустили три сингла на фирме «Decca». По иронии судьбы их первый контракт подписал менеджер Дик Роуи, который за десять лет до этого отказал самим «Битлз». Тем не менее, настоящий успех всё как-то не приходил. Но вот в 1974 году «птица счастья... крыльями звеня» наконец-то приземлилась и на их лужайке. Во время выступления «Kindness» в лондонском клубе «Хэтчетт» их ненароком услышал знаменитый британский композиторско-продюсерский тандем: Майк Чепмен и Никки Чинн. А в те годы они были одними из главных производителей мировых хитов. Эти гении поспешили показать ребят легендарному Микки Мосту – боссу звукозаписывающей компании «Rak Records». Именно этот человек ранее открыл миру великую группу «The Animals», а также раскрутил «The Yardbirds» и «Herman's Hermits». Название новые продюсеры мгновенно поменяли на «Smokie», а также основательно поработали над звучанием группы. В частности, до полного совершенства довели их уникальные трёхголосные гармонии – впоследствии фирменный знак «Smokie». А в феврале 1975 года выходом дебютного альбома Pass it around группа громко оповестила мир о своём «окончательном» рождении. В оригинальном составе «Smokie» выпустили 9 студийных альбомов, а всего под этим брендом был записан 21 диск!

Элис

«До международной популярности мы уже довольно долго играли вместе, катаясь по всей Британии, – вспоминает Крис Норман. – К тому моменту группа наработала большой опыт работы с публикой, различными инструментами и аппаратурой. Потом у нас появилась по-настоящему хорошая звукозаписывающая компания «Rak Records» и один из лучших продюсеров эпохи рок-н-ролла Майк Чепмен. Нам тогда как раз необходим был опытный человек, который указал бы путь, потому что мы понятия не имели, в каком направлении двигаться. Он помог «Smokie» найти собственное оригинальное звучание и написал для нас много прекрасных песен. Короче говоря, он просто отлично делал свою работу.

...Когда мы собрались в студии для записи очередного альбома, Майк сыграл нам свою новую вещь. Однако ребята отнеслись к ней скептически. Если уж совсем откровенно, то сначала мы действительно не очень хотели записывать песню Living next door to Alice. К тому моменту у нас уже было пять или шесть крепких хитов, и «Smokie» наконец-то определились с музыкальным направлением. Тогда Чепмен предложил записать её для американской аудитории. Мы согласились добавить эту песню в версию диска для США. А после возвращения из гастролей по Штатам нас уже встречал босс нашего звукозаписывающего лейбла. Мистер Мост принялся убеждать, что «Элис» – это просто стопудовый хит! Мы так же активно отнекивались: «Ну ведь она сгодится разве что для американской глубинки...» Однако нас всё-таки уломали, и в декабре 1976 года «Smokie» выпустили «Элис» на очередном сингле.

музыкант вокалист

А в итоге получилось, что эта песня нас изменила. До этого всем казалось, что мы такие чопорно-серьёзные, а после отношение к нам поменялось на более душевное. Песня побила все рекорды, став суперхитом международного масштаба. До всей этой шумихи нас воспринимали как британскую версию американских «The Eagles», но «Элис» в корне поменяла представление. Песня до сих пор нравится людям, да и мы её любим. И это главное...

Прошло какое то время, песня стала просто жутко популярной буквально повсюду. И вот однажды ко мне в дверь постучали. На пороге стояла моя пожилая соседка: «Значит, вы знали, что меня зовут Элис?» Видимо, она подумала, что наша песня посвящена именно ей (!?) Однако на момент создания «Элис» мы с соседкой ещё даже не были знакомы. К тому же пожилой леди исполнилось уже... 83 года! Кстати, в первоначальной версии вообще звучало: «Кто такая Люси?!» Но в процессе работы над песней имя Элис показалось нам более благозвучным».

В отрыв!

В 1986 году после грандиозного концерта «Smokie» во Франкфурте-на-Майне Крис Норман официально объявляет о своём уходе из группы. Однако его сольная деятельность началась задолго до этого. Достаточно вспомнить его звёздный дуэт с Сьюзи Кватро с песней Stumblin' in, ставшей главным мировым хитом 1978 года. А в 1986 году появляется его сольный супер-хит Midnight lady, спродюсированный знаменитым Дитером Боленом. Песня, записанная для телевизионного сериала, целых шесть недель продержалась в немецком хит-параде. А также лидировала в Австрии и Швейцарии.

Крис Норман вспоминает: «Мне надо было определяться: оставаться ли частью группы, где я не смог бы одновременно заниматься многими проектами. Даже домой не всегда бы попадал. С одного концертного тура порой сразу же приходилось отправляться в другой. Или же выступать сольно и становиться хозяином самому себе. И я выбрал именно этот путь. Правда, первое время меня охватывало такое чувство, словно я потерял свою душу. Порой мне действительно было довольно одиноко. Особенно когда стоял один на сцене, а рядом не ощущал никого, кого бы знал двадцать лет и на кого мне достаточно всего лишь бросить взгляд, чтобы понять, что всё идет хорошо. В группе вы сильны и сплочены. И вот это ощущение пропало, когда я начал сольную карьеру. Конечно, со временем я сумел привыкнуть к новым условиям и пока доволен тем, что у меня есть сейчас. Тем более, что теперь во время гастролей со мной на сцене работает моя собственная группа. Мы ладим друг с другом, мы друзья, а во время туров все вместе путешествуем в нашем гастрольном автобусе. Преимущество моей работы сейчас и в том, что я могу иметь и имею поддержку своей группы, но при этом в состоянии принимать свои решения сам, без каких-либо обсуждений».

Изнурительные гастрольные графики выбили из оригинального золотого состава «Smokie» ещё одного из её «отцов-основателей». В 1996 году, ровно через десять лет после Нормана, о своём уходе из группы объявил Алан Силсон. Он решил сосредоточиться на продюсировании и написании песен. Напомню, что одна из самых знаменитых песен, написанная им для «Smokie» – это What can I do (1976), которая у нас в стране идёт по разряду народных. ВИА «Весёлые ребята» создали на её основе хит «Нет, я не жду!» А на концертах самих британцев в России каждый зал дружно им подпевает: «Водки найду!» Нынешний музыкальный проект Алана Силсона – группа под оригинальным названием «Silson», которая уже приезжала и в нашу страну.

«Годы с группой «Smokie» были интересными, и мы славно проводили время, – признаётся Крис Норман. – Много гастролировали. В общем, было весело. Мы много мечтали, и, кстати, многое из этого сбылось. Но никогда не скучаю по тому, что было. Мы до сих пор дружим с ребятами из «Smokie». Хотя сначала у нас и случилось несколько странных лет, после того, как я покинул группу. Но спустя какое-то время всё снова наладилось».

...В 1991 году «Smokie» впервые посетили Россию, а в 1994-м к нам приехал и Крис Норман. Дружелюбные и открытые, они прекрасно понимают, что общение – это часть их работы. Музыканты не устают повторять, как они благодарны нашей публике за многолетнюю фанатичную преданность и искреннюю любовь.

музыкант вокалист

Популярность

«Удивительней всего, что в Германии мы всегда были даже более популярны, чем в родной Англии, – вспоминает Крис Норман. – Например, если какая-то песня «Smokie» попадала на третью строчку британского хит-парада (и это было отлично), то в Германии мы стабильно возглавляли все чарты. Ни в одной стране Западной Европы нас так не любят, как любят немцы. До сих пор не могу понять почему. Даже когда я уже начал свою сольную карьеру, то мой хит Midnight lady был выбран в качестве саундтрека именно к немецкому телевизионному фильму».

А вот в нашей стране успех группы «Smokie» абсолютно не зависел ни от радиораскрутки, ни от ротации или пребывания в музыкальных чартах. Мы от всего этого были безумно далеки. К тому же, большинство советских поклонников напрочь не понимало текстов песен своих кумиров, оттого и любовь их была ещё более чистой и честной. Так для нас самым любимым стал альбом «Яркие огни и глухие закоулки» (1977). Диск был целиком составлен из маленьких шедевров популярной музыки. Короче говоря, «Smokie» в СССР горячо любили, хотя в те годы никогда их живьём и не видели.

«Больше всего меня поражает то, как сильно всё изменилось с тех пор, как я со своей группой побывал здесь впервые, – признаётся Крис Норман. – А было это в 1994-м, уже на закате перестройки. Тогда даже спустя три года после социализма мы всё ещё ощущали это напряжение. И вот за какие-то два десятилетия поменялась буквально вся страна. А русская аудитория – она (подбирает слова. – прим. автора)... тёплая. Хотя по-прежнему угадывается давняя привычка к дисциплине. Например, если на концерте в Англии люди сразу же начинают танцевать, кричать и петь, то в России зрители, как правило, сначала сидят, хотя по всему видно, что себя сдерживают. Я им: «Вставайте!» А они удивлённо смотрят по сторонам: «А разве можно?» Мне кажется, что такое поведение связано со временами коммунизма, когда всё должно было находиться в рамках». И хотя Норман особо подчёркивает свою любовь к российской публике, но видит в ней заметные различия. По его словам, в Москве и Санкт-Петербурге люди изначально чётко понимают, как нужно себя вести на рок-концертах, то есть они мгновенно «зажигаются». А вот для того, чтобы «раскачать» аудиторию в провинции, времени требуется значительно больше.

«Когда во время тура по России мы переезжаем из города в город, то из радио, как правило, доносится диско-музыка, которую я не очень жалую. Другое дело, когда звучит музыка русских классических композиторов. Я очень люблю Чайковского, Рахманинова и особенно Прокофьева. Даже не будем сравнивать их с современной музыкой. Это ... некорректно. Когда я впервые попал в Россию, то купил в подарок своей бабушке набор ваших русских кукол, которые входят одна в другую. Кажется, их называют Матрёшками. Ну а впоследствии каждый раз старался найти что-нибудь новенькое...»

Пересечения

«Конечно, этого не помню, но мне рассказывали, что впервые я вышел на сцену якобы в три года, – говорит Крис Норман. – Это были пятидесятые, когда весь мир просто с ума сходил от Элвиса Пресли и Бадди Холли. Когда мне исполнилось семь лет, все мои друзья и родственники уже вовсю слушали эту музыку. Они были старше меня и имели возможность покупать грампластинки. Естественно, я слушал модную музыку вместе с ними. И она меня очень зацепила. Тогда-то впервые захотел иметь гитару. И вот в магазине подержанных вещей мне родители купили мой первый инструмент. За целых три фунта! (стерлингов). Но тогда я ещё не умел играть. Так что у меня появилась гитара, на которой я ... не играл. Ну разве что мог класть её к себе на колени и дёргать струны пальцами.

... Мне было где-то около тринадцати лет, когда появились Они. Великие «The Beatles»! На этот раз всё происходящее увлекло меня уже по-взрослому, и я купил другую, более серьёзную гитару. С тех пор и играю. Жаль, что не удалось сохранить её «на память». Пришлось продать её через какое-то время, чтобы купить инструмент еще покруче. Сейчас у меня целая коллекция из 27 уникальных гитар. Моя самая «важная» – это электрогитара «Jaydee Hooligan», которую использую очень часто. Ей уже более двадцати лет...

музыкант

Но я отвлёкся. Итак, сначала Элвис, Холли и Лонни Донеган, а чуть позже Битлз, Стоунз и Энималз – все они весьма сильно повлияли на моё поколение. Для меня их творчество было крайне захватывающим. И я чётко понял, что хочу стать частью этого удивительного мира. То есть ещё будучи подростком осознал, что мечтаю заниматься музыкой. Почему-то был уверен, что в один прекрасный день и сам стану знаменитым. Забавно, что когда-то я усердно копировал Элвиса Пресли и других идолов 50-60-х годов, а сейчас делаю, что хочу, и теперь подражают уже мне.

...Просто обожаю музыкальный бизнес, и мне кажется, что со временем я стал глубже и интереснее. Как и в те времена, когда нам было по двадцать лет, так и сейчас всё ещё стараюсь учиться. Хотя теперь и знаю, как лучше написать песню, понимаю, как её поэффектней сыграть. Поистине, музыка – моя страсть с самого детства. Всегда хотел этим заниматься, и ещё не собираюсь останавливаться. Остановлюсь лишь в том случае, если уже не смогу выходить на сцену».

Как бы в подтверждение этих слов в сентябре 2015 года вышел его очередной альбом Crossover, в который вошло тринадцать композиций, написанных и спродюсированных самим Крисом Норманом. Он признаётся: «Я решил не следовать какому-то определённому стилю и работал над всякой песней, которая приходила мне в голову. Не обращал внимания, был ли это рок или кантри, или что-то ещё. Единственное, что меня заботило – хорошая ли это песня, и чувствовал ли я, что она подходит для моего голоса. Ну а название альбома – «Пересечения» – просто показалось мне подходящим из-за разнообразия стилей песен, которые перетекают от одного жанра к другому».

Крис Норман до сих пор является одной из популярнейших фигур мирового рока и даёт ежегодно более ста концертов. Но даже феноменальная карьера не смогла затмить его личную жизнь. Самым счастливым для себя считает тот день, когда женился на своей Линде. Бессменная подруга и жена легендарного музыканта – Линда Норман – подарила ему пятерых детей. По многодетности Крис входит в первую мировую пятёрку музыкантов-отцов. Ну что же: великий Норман велик и в этом. Пожелаем ему крепкого здоровья и побольше счастливых творческих пересечений!

Автор: Анатолий Семёнов


Автор:Анатолий Семёнов