Губерния фестивальная

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2017 (июль)

29 мая 2017 года в Самарской губернской Думе состоялось совместное заседание общественной комиссии по культуре при комитете по культуре, спорту и молодёжной политике и секции по вопросам участия граждан в сохранении культурных ценностей и развития деятельности в сфере культуры Совета НКО на тему «Об организации фестивалей в Самарской области: опыт и перспективы развития».

Событийный туризм

Участников заседания приветствовали заместитель председателя комитета Самарской губернской Думы по культуре, спорту и молодёжной политике, председатель общественной комиссии по культуре Сергей Войтенко и председатель секции по вопросам участия граждан в сохранении культурных ценностей и развитии деятельности в сфере культуры Совета НКО при Самарской губернской Думе Юлия Галочкина.

Руководитель департамента туризма Самарской области Михаил Мальцев отметил лидирующие позиции, которые занимает самарский регион в национальных рейтингах событийного туризма в последние годы. Ежегодно в губернии формируется событийный календарь мероприятий, данная информация направляется департаментом туроператорам. Событийный туризм руководитель департамента назвал одним из приоритетов и в плане подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Связанное с этим масштабным спортивным событием развитие гостиничной инфраструктуры открывает новые возможности для внутреннего туризма, проведения различных фестивалей и других мероприятий, способных обеспечить приток туристов в регион.

Участники мероприятия высказывали предложения проведения системной работы по планированию фестивалей в различных муниципальных образованиях, возможности объединения мероприятий по тематике, дате их проведения и другим критериям, что позволит потенциальным туристам запланировать посещение сразу нескольких фестивалей в течение ограниченного времени.

Тема заседания вызвала большой интерес у всех участников, и мы продолжили разговор о событийном туризме в Самарской области с руководителем департамента туризма Самарской области Михаилом Мальцевым.

Руководитель департамента туризма Самарской области

С&Г: Михаил Викторович, Самарская область потенциально очень интересна для туристов: богатая история, достопримечательности, уникальная природа, благоприятный климат. В области проходит огромное количество фестивалей. Почему же у нас пока нет большого туристического потока и что нужно сделать, чтобы он появился?

М.М.: Во-первых, нужно скоординировать все мероприятия в один календарь событий. Скоординировать их нужно таким образом, чтобы они приносили максимальный эффект для экономики территории, на которой проводятся. Что я имею в виду. Если мы говорим, что событие прежде всего имеет целью привлечение туристов, тогда мы должны понимать, что для туристов, которые приедут на территорию, нужно иметь свободный номерной фонд в достаточном количестве, чтобы все разместились, нужно обеспечить питанием, нужно придумать экскурсионную интерактивную программу для туриста, потому что он хочет за эти дни максимально получить какие-то эмоции, связанные с проведением фестиваля, с кухней, с развлечениями, с экскурсиями. Это должна быть целая программа, и логично было бы её выстраивать как раз исходя из потребностей туристов. Есть определённые форматы, например, музыкальные, у фестивалей, которые пользуются спросом: это и рок-фестивали, фестивали авторской, классической музыки. В Тольятти проходит замечательный фестиваль, он сейчас под брендом «Тремоло»: пятидневный фестиваль, который расположен на определённой площадке, привлекает внимание, действительно востребован, имеет свою целевую аудиторию. Есть фестивали гастрономического плана, это тоже направление очень популярное и интересное. Его тоже нужно выстраивать определённым календарём событий.

С&Г: Что нужно сделать, чтобы фестивали приносили доход?

М.М.: Во-первых, нужно разделить фестивали на открытые, которые имеют бесплатный вход, и на те, что имеют коммерческую составляющую, где всё-таки вход платный. Например, «Тремоло» – коммерческий фестиваль, он самоокупаемый. Но его всё равно нужно поддерживать: инфраструктурно, организационно, чтобы он имел определённую административную поддержку. Тогда это будет развиваться самостоятельно, бюджет не будет нести серьёзной нагрузки, и фестиваль будет стабильно существовать, развиваться. Для таких фестивалей ключевым фактором является наличие оборудованных площадок, стабильность календаря событий, прохождение согласования на проведение. Организатор должен получить гарантию, что он на этой площадке будет проводить мероприятие, тем самым снижая риски.

Событийный туризм

То же самое со всеми, даже мини-фестивалями. Если они проходят с определённым понятным календарём событий, тогда они постепенно начинают развиваться, обрастать партнёрами.

Второе направление фестивалей, помимо коммерческих – это открытые фестивали, здесь нужно со стороны муниципалитета, который заинтересован в развитии своей территории, вкладываться в создание смысла самого фестиваля, смысла приезда на фестиваль, т.е. культурная программа должна финансироваться за счёт муниципалитета, потому что это открытая территория. Что в таком случае получает муниципалитет в качестве возврата бюджетных инвестиций? Это поддержка, по сути, малого и среднего бизнеса, который находится вокруг площадки: продавцы сувениров, торговля, питание, художественные промыслы, большое количество разных дополнительных услуг. Это экскурсионная программа, это, в принципе, праздник для города. То есть это создание позитивного настроения для жителей, которые проживают на территории. И здесь не только экономический эффект, но и социальный – жители видят, что к ним на территорию приезжают туристы – это самая лучшая мотивация, человек начинает гордиться местом, где он живёт, если к нему приезжают туристы и платят за то, чтобы эти места посмотреть. И в этом как раз прелесть туризма. Тем более – прелесть событийного туризма: это весело, интересно, и люди вовлекаются в процесс. Характерный пример – «Сызранский помидор», который ежегодно проходит, поддерживается муниципалитетом. При этом задействованы практически все: кто-то выращивает помидоры, кто-то их консервирует, кто-то из них блюда придумывает, кто-то участвует в шествии. Это праздник локальный, но он интересен для других, проходит стабильно, и туроператор имеет возможность формировать каждый год группы. Соответственно, «Сызранский помидор» у нас имеет событийные электропоезда, в одном только поезде приезжает порядка 700 человек.

Сызранский помидор

С&Г: На ваш взгляд, какой самый сильный фестиваль сегодня в Самарской области?

М.М.: «ВолгаФест». Он со временем станет одним из самых популярных. У нас очень большая прослойка креативного класса. Креативный класс – это творческие специалисты: архитекторы, студенты, конструкторы, это все творческие люди, которые могут что-то придумать, изобрести. Так вот, Самарская область по этой категории лидирует в России. Плохо то, что большинство не находят себе применения и уезжают, а проведение таких фестивалей – как раз возможность творческой самореализации.

С&Г: А как творческим людям принять участие в фестивале «ВолгаФест»?

М.М.: Нужно выходить на организаторов и предлагать свои идеи.

С&Г: Так каковы перспективы у самарского туризма, что нас ждёт?

М.М.: Главное событие, которое нас ждёт – Чемпионат мира. Он пройдёт, после этого у нас останется хорошая, красивая инфраструктура, у нас будет положительный имидж Самары как города, сумевшего достойно принять крупнейшее событие. Мы получим возможность наслаждаться нашим городом, приглашать гостей. И, в принципе, дополнительно ничего не нужно будет. У нас есть замечательный пляж, набережная, город, у нас будет возможность пройти с экскурсией по Самаре, заново открыть её для себя. Потому что многие самарцы не были даже на городских экскурсиях, не были в бункере Сталина, в музее «Самара космическая». И у них будет возможность не только погулять по городу, но и узнать, полюбить его заново.