Оглавление
3#2017
Оглавление
Города и районы Самарской области
Звезда
История
Конкурс
Культура Самарской области
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Событие
Спорт Самарской области
Фестиваль
Юбилей
Сохраняя село – сохраним Россию!

Десятый юбилейный. Новые рубежи фестиваля «Соль земли»

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2017 (октябрь)

Говорят – чужие дети растут быстро. Но и о своём детище по прошествии времени можно сказать то же самое: казалось, вот только-только были они – родовые муки, первые шаги, первые слова, – и вот уже... Примерно так и выразилась на открытии X Открытого всероссийского фестиваля документальных фильмов «Соль земли» его президент Мария Серкова: «Кажется, вот только родился ребенок, а смотришь – ему уже десять лет»...

Документальное кино в Самаре

Дружба народов

Десятый юбилейный фестиваль, прошедший, по традиции, во второй половине сентября, в этом году ознаменовался тем, что перешагнул границы Самарской губернии: показы фестивальных фильмов и творческие встречи прошли также в Хвалынске Саратовской области. А международным он стал уже давно: среди более чем 250 фильмов, присланных на конкурс, были картины не только из разных уголков России, но и из Беларуси, Кыргызстана, Сербии и Испании. Интернациональным был и состав жюри, куда наряду с российскими кинематографистами вошли член союза кинематографистов Республики Беларусь Сергей Катьер, актёр и режиссёр российско-литовского происхождения из Испании Альгис Арлаускас и сербский режиссёр Срджан Илич.

Гран-при фестиваля «Соль земли» – золотая статуэтка архангела Михаила в этом году, кстати, тоже отправилась за пределы России – в город Баня-Луку, столицу Республики Сербской, автономии в составе Боснии и Герцеговины. Свой фильм «На грани ума» Милана Маяр посвятила судьбе семьи сирийских христиан во время войны. Сирийская тема – одна из самых больных и злободневных в современном мире, для режиссёра стала и личной – почти десять лет ей и самой довелось прожить в Сирии.

Документальное кино в Самаре

К сожалению, эту картину мне увидеть не довелось – в залах кинотеатра «Художественный», где проходили просмотры, она шла одновременно с двумя другими фильмами, авторы которых уже были «золотыми» лауреатами фестиваля и в этом году также отмечены призами. Обе картины – об истории России и выдающихся личностях, посвятивших себя служению Отечеству. Фильм «Миротворец. Князь Барятинский» Валерия Тимощенко (Москва), повествующий о замечательном полководце времён Кавказской войны, завоевал приз Клуба почётных граждан Самарской области. Призом губернатора Самарской области «За утверждение Российской государственности» была награждена картина «Миссия дружбы» Альберта Самойлова из Хабаровска. Этот фильм, рассказывающий о дипломатической миссии адмирала Е.В. Путятина и первом договоре о дружбе России и Японии, запоминается также прекрасными рисунками художника Павла Илышева, иллюстрирующими события тех лет.

Встречи с замечательными людьми

Надо сказать, желание разорваться, чтобы попасть на всё самое интересное, на этом, десятом, фестивале лично у меня было особенно острым. Потому что организаторы, выбирая для конкурсной программы лишь пятую часть из более чем 250 присланных картин, конечно же, выбрали лучшие из лучших. А кроме того, очень богатым оказался фестиваль на творческие встречи со звёздами и мэтрами кино. Поистине «человеком-праздником» с драматическим и комическим талантом предстал актёр театра и кино Дмитрий Назаров, прочитавший со сцены пушкинского «Графа Нулина», стихи Саши Чёрного и поэму Дмитрия Кедрина «Мастера». С аншлагом прошла встреча с актёром Владимиром Вдовиченковым, и с абсолютным аншлагом – с замечательной женщиной, актрисой и режиссёром Светланой Дружининой.

Документальное кино в Самаре

Как всегда, порадовали талантливые работы (на этот раз анимационные) студентов Санкт-Петербургского института кино и телевидения, представленные профессором этого вуза, членом жюри Николаем Васильевичем Волковым. А во встрече с заслуженным деятелем искусств России, режиссёром-документалистом, преподавателем ВГИКа Сергеем Мирошниченко было и то, что можно было воспринять как мастер-класс не только для снимающих, но и для пишущих (идея смысловых «мостов», которые связывают между собой героев), и откровенный разговор о настоящем и будущем документального кино. А посмотрев неимоверный по своей мощи и насыщенности пролог и отрывки из фильма об олимпиаде в Сочи «Кольца мира», который режиссёр снимал вместе со своими учениками, можно только поразиться таланту и мастерству молодых режиссёров, операторов, монтажёров и тому, как филигранно сочетаются новейшие технологии с лучшими традициями советской киношколы, а стремительно меняющиеся планы – с пристальным, вдумчивым, любовным вглядыванием в героя. И понять, что имел в виду Сергей Мирошниченко, говоря о некоторых моментах фильма: «Мы снимали частицу Бога».

Счастливый случай

Невероятно радостное, вдохновляющее впечатление осталось от творческой встречи с актёром Самарского театра драмы Олегом Беловым, которому помогали его жена Галина и дочка Лиза, и просмотра фильма «Счастливый случай» – именно так называется театр, которым уже пять лет руководит Олег и в котором играют пациенты реабилитационного центра Самарской психиатрической больницы.

Документальное кино в Самаре

«Это фильм не обо мне, это фильм о том, как люди преодолевают самые страшные болезни силой искусства», – сказал в начале встречи Олег Белов. Но и для самого актёра, перенесшего несколько лет назад инсульт и на некоторое время вынужденного оставить работу в труппе самарской «драмы», предложение организовать театр в реабилитационном центре стало «счастливым случаем» и помогло справиться с унынием и открыть для себя новое дело, новую творческую ипостась режиссёра, новую радость – помогать людям. И, наверное, по-новому раскрылись, ближе стали члены его «команды» – жена и дочка, для которых это дело теперь – общее. Глядя на эту замечательную семью, просто лучащуюся энергией и оптимизмом, прямо-таки заряжаешься их светом, уверенностью в том, что вместе преодолимы любые испытания.

Фильм «Счастливый случай», снятый на «ГТРК-Самара» Сергеем Ильмурзиным, был отмечен на фестивале призом главы городского округа Самара. Еще один самарский фильм, получивший приз-диплом дирекции фестиваля «Соль земли», – «Одинокий странник» Сергея Александрова.

Частица Бога

Слова Сергея Мирошниченко о «частице Бога» вспоминались на просмотрах фильмов очень часто и, наверное, могли бы быть негласным девизом фестиваля. Хотя и теперешний девиз – «Да светит свет ваш пред людьми!» – о том же. И задача художника – разглядеть этот свет даже, казалось бы, там, где его быть не может. Об одном из таких художников – кинорежиссёре Алексее Балабанове, о его трудной, непростой судьбе и таком же непростом, порой парадоксальном кино, о том, почему герой фильма «Брат» с его простыми понятиями о справедливости, о Родине, о том, что «русские своих не бросают», так полюбился миллионам наших соотечественников, – рассказывает фильм совсем молодой кинодокументалистки, студентки ВГИКа Дарьи Иванковой «Алексей Октябринович», победивший в номинации «Времена не выбирают».

Документальное кино в Самаре

Есть свет и в проникновенном фильме о детском хосписе «Чужое и своё» белорусского режиссёра Галины Адамович, отмеченном дипломом жюри, и в картине другой минчанки – Неллы Василевской, ставшей лауреатом в номинации «Чти отца твоего и матерь твою». Героиня её фильма «Тата» посвящает свою жизнь уходу за старым отцом на дальнем хуторе.

Разными путями приходят к этой «частице Бога» и «весёлый молочник» Джастин, американский фермер, обосновавшийся со своей семьёй в сибирской деревне, и его соратники и единомышленники – жители деревни, бывший зэк, выжившие в «лихие девяностые», из дилогии вгиковца Андрея Ананина «Американская мечта» и «Дым Отечества», победившей в номинации «Камо грядеши?..».

Война и мир

Как и прежде, обращаются кинодокументалисты к теме Великой Отечественной войны, к ветеранам, живущим среди нас. Так, запомнилась тёплая картина москвички Юлии Киселевой «Бакуров», где фронтовые воспоминания героя, участника обороны Ленинграда, живущего в маленьком сибирском посёлке, перемежаются мирными кадрами поездки в гости к родным, рыбалки, общения с внуком, правнуками.

Документальное кино в Самаре

Специальным призом от Самарской губернской думы награждён фильм «Мост» Анны Драницыной из Санкт-Петербурга – о судьбе двух бабушек, сестёр, живущих по разные стороны Керченского пролива – в Тамани и в Керчи. Обеим уже за девяносто, обе – участницы Великой Отечественной войны, у обеих есть дети, внуки... Друг с другом они не виделись более пятнадцати лет, и вот в праздник Дня Победы одна из них отправляется в путь – повидать сестру...

Через тему Крыма – к войне уже современной, гражданскому конфликту на Донбассе – обращается Наталия Гугуева из Москвы в фильме «Форсаж. Возвращение», героями которого становятся военные лётчики, которым при распаде Советского Союза пришлось сделать непростой выбор – остаться служить Украине или переехать в Россию. Сейчас, глядя на документальные кадры бомбёжек в Донбассе, лётчики с болью вспоминают о своих бывших однополчанах, сбросивших бомбы на мирных жителей, размышляют о том, как поступили бы на их месте...

Документальное кино в Самаре

О русском добровольце в Донбассе с позывным Ветер рассказывает фильм Марата Потатурко (Москва) «Ветер Донбасса», отмеченный дипломом жюри «За откровенное раскрытие образа русского офицера». Герой, которого, к сожалению, уже нет в живых, – человек непростой, но целостный, знающий, ради чего пришёл воевать, – то ведёт машину по «немирной» территории, инструктирует съёмочную группу, как вести себя в случае опасности, то встречается со своим маленьким сынишкой, то рассказывает о службе, о товарищах, рассуждает о жизни...

Ещё об одном фильме, посвящённом русским добровольцам на Донбассе, мне не очень хочется говорить – и не только потому, что он не завоевал никаких призов на фестивале. Наверняка завоюет в другой аудитории, для которой и предназначены англоязычные (даже не двуязычные) титры, о которых я спросила молодого режиссёра. Там, где образ укушенного акулой войны парня, не нашедшего себя в мирной жизни, и его друзей, даже на камеру не способных говорить без плохо запиканного мата, вполне впишется в стандартное либеральное представление о «русских ватниках». И где не увидят тех тонких нюансов, ради которых фильм, наверное, и попал в число номинантов «Соли земли», – тех проблесков человечности, «частицы Бога», сквозящей даже через этих героев.

Документальное кино в Самаре

Нить надежды

Вообще документальное кино, как и любое искусство, вещь тонкая – оно может быть и оружием, и лекарством. И, как любое лекарство, в зависимости от дозировки рискует сделаться ядом. Каждый год на фестивале «Соль земли» встречаются фильмы настолько болезненные, острые, затрагивающие такие проблемы современности, что поражаешься: как удаётся авторам пройти по такой тонкой грани, рассказать об этом и не скатиться либо в полную безнадёгу, в «чернуху», либо в ненависть, в диссидентское обличительство?

В этом году дипломом жюри «За правдивый показ жизни Русского Севера» была отмечена работа петрозаводского режиссера Игоря Полещука «Окарина-2. Фильм второй – одна собачья жизнь». За пятнадцать лет, минувшие с тех пор, как автор снимал на берегах Ладожского озера другой фильм – о лесокомбинате, что давал работу местным жителям, – проходит и заканчивается жизнь не только одной собаки, ирландского сеттера, принадлежавшего одному из героев фильма. Приходят в запустение и исчезают целые карельские деревни, жители которых уезжают в поисках лучшей доли или спиваются, хищнически вырубаются леса на территории заказника... «Я в последний момент выбросил из фильма слова героя, который в отчаянии говорит, что надеется только на войну, которая сможет что-то изменить», – признался в разговоре после просмотра Игорь Полещук. Стихи, которые читает в финале ладожский паренёк, тоже злые и отчаянные, но в них есть та ниточка надежды, через которую, как через оптическое волокно, проникает свет...

Документальное кино в Самаре

Теме Русского Севера, исчезающим поморским промыслам и традициям и их хранителям посвящён и немного грустный, но красивый фильм, получивший приз за лучшую операторскую работу – «Поморские жонки» режиссёра Анны Каториной и оператора Павла Скворцова из Санкт-Петербурга.

В других номинациях – «Здесь и сейчас» и «Русский собор» победителями стали картины «Бриллианты для моих муравьёв» Карины Виленкиной и «Последний парад «Беззаветного» Татьяны Скабард (оба фильма из Москвы). Приз зрительских симпатий заслужил фильм «Эскиз на 3/4» Даниила Бондаря (Москва).

А приз «За честь и достоинство в профессии» был по праву присуждён известному кинокритику, киноведу, педагогу, заслуженному деятелю искусств Армену Николаевичу Медведеву, несколько лет возглавлявшему жюри фестиваля.

Документальное кино в Самаре

...В этом году природа, как будто намеренно, подарила фестивалю кусочек солнечного, ласкового, словно бы и не бабьего лета. Достойным завершением которого стало путешествие на теплоходе в Хвалынск, где и продолжился этот замечательный кинофорум. Куда расширятся его границы в будущие годы, остаётся только мечтать и строить планы. И, конечно же, снимать новые фильмы о тех людях, которые были и остаются солью земли.

Автор: Надежда Юрьева


Автор:Надежда Юрьева