Тольяттинская музыкальная декада

— Тольятти

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2017 (октябрь)

280-летию со дня основания города-легенды Ставрополя-на-Волге современный Тольятти посвятил музыкальную декаду. 15-летие Молодёжного симфонического оркестра Поволжья отпраздновали в рамках Международного фестиваля искусств «Классика OPEN FEST». Триада финальных вечеров (23–25 августа 2017) предстала яркой страницей, иллюстрирующей становление и развитие тольяттинской музыкальной жизни ХХI столетия в зале Тольяттинской филармонии, который был открыт четверть века назад.

Молодёжный симфонический оркестр Поволжья

Молодёжный симфонический оркестр Поволжья

В гала-торжествах приняли участие четыре оркестра: симфонический, джазовый, молодёжный и народный. У истоков масштабной творческой идеи стояли директор тольяттинской филармонии Лидия Семёнова – лауреат премии Фонда «Русское исполнительское искусство» и художественный руководитель и главный дирижёр оркестра, а ныне – профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского, заслуженный артист России Анатолий Левин. К рождению поволжского коллектива причастен Международный благотворительный Фонд Владимира Спивакова: в 2002 году образованный оркестр единомышленников выступил впервые на сцене и вскоре укрепил свой международный статус. За реализацию проектов «Музыка без границ» и «Международная летняя оркестровая академия» МСО получил знак Национальной комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Музыкальный пилотный проект оправдал смелый старт начала нового столетия, спустя 15 лет. Но вот теперь подведён итог творческого долголетия: все эти годы концертная жизнь не стихала: с концертами объездили 20 поволжских городов России, с гастролями побывали в Москве, на Севере, совершили турне и выездные сессии по городам Испании и Франции.

Состав оркестра – разнородный. Но в этом заключается и его своеобразие, поскольку в коллективе присутствуют представители разных исполнительских школ: Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Самары, Тольятти, Казани, Уфы, Йошкар-Олы, Ульяновска, а также ближнего и дальнего зарубежья. Многим из оркестрантов предоставляется шанс продирижировать оркестровым сочинением на сцене. Юношеское совершеннолетие оркестр отпраздновал исполнением Второй симфонии Л.В. Бетховена, посвящённой самим композитором ценителю его творчества и меценату князю К. Лихновскому. По признанию основателя оркестра – главного дирижёра Анатолия Левина, сложное произведение оркестр выучил за девять дней. Артистичная дирижёрская интерпретация сочинения позволила познакомиться с исполнительскими и актёрскими возможностями оркестрантов. В целом в симфонии ярко выражено музыкально-героическое начало, когда чередуется звучание целых оркестровых групп, а мощное tutti оттеняют оркестровые solo. Но признаки сквозного развития также очевидны, как и следование бетховенскому тезису: «Через борьбу – к победе!» с воинственными возгласами и фанфарными призывами духовых и взволнованными пассажами струнных, напоминающих об эмоциональном строе тем Французской революции. Словно указующему персту судьбы повиновались оркестровые партии дирижёрской палочке маэстро Левина. Конфликтная, драматургически изломанная, внутренне напряжённая первая часть, полная созерцательной лирики и философских размышлений вторая, игриво-танцевальное, шуточное скерцо и перекидывающий тематическую арку к первой части динамичный жизнерадостный финал: в целом представили образец симфонического цикла Венской школы.

Симфония Жигулей

Всероссийская премьера современного тольяттинского композитора Владимира Четвертакова – самобытная фестивальная страница. Программная «Симфония Жигулей», основанная автором на древних сюжетах народных легенд, прозвучала в исполнении Русского оркестра филармонии.

Уникальная пятичастная сюита сочинена композитором под впечатлением от созерцания волжских просторов Самарской Луки. Масштабное музыкальное сочинение посвящено и проблемам сохранения заповедного жигулёвского массива в излучине Волги, актуальным в Год экологии и особо охраняемых природных территорий. Сочинение опирается на лучшие традиции русского национального симфонизма М.И. Глинки, М.А. Балакирева, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова. «Симфония Жигулей» удивляет творческим размахом и масштабом замысла. Образное название частей – «Борислава-богатырша», «Нашествие», «Тайна Каменной чаши», «Ночная песнь», «Жигулёвская вольница», каждая из которых подразумевает и художественно-смысловую нагрузку, представляя простор слушательской фантазии и поражая воображение лапидарными, архаичными образами былин и сказов. Сюита изобилует контрастными фольклорными темами. Партитура произведения словно выткана музыкальными мотивами, часть из которых основана на подлинно народных темах, включая и способ музыкального цитирования, другая часть представляет тип мелодий, сочинённых композитором в народном духе. Оба принципа являются основополагающими для композиторов-кучкистов, членов «Балакиревского кружка», ставящих идеи народничества во главу угла своего творчества. Подобные приёмы тематического развития знакомы нам и по сочинениям современного композитора Р.К. Щедрина, с полнотой раскрывшего фольклорные темы в оркестровом произведении «Озорные частушки». Поэтому в сочинении В. Четвертакова очевидна творческая связь с традиционной национальной русской композиторской школой, заметно развитие новаторских идей, проявляющихся в новизне тематического развития, разработочного дробления мотивов, способах инструментовки, расширения народного оркестрового состава за счёт дополнения его медной группой. Как в тематической творческой лаборатории разножанровые темы противопоставляются, сталкиваются, конфликтуют, переплетаются, объединяются и подвергаются постоянной трансформации и варьированию. Звуковая Вселенная иллюстрирует незримую жизнь величественной стихии Волги, пролегающей сквозь цепь Жигулёвских гор, таящих в природной памяти легенды и сказы, исторические походы и воинственные баталии.

Международный фестиваль искусств «Классика OPEN FEST»

Мендельсон и Чайковский

Несколько концертов были посвящены памяти заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Российской академии музыки им. Гнесиных А.А. Александрова – 90-летию со дня рождения. При жизни он был педагогом-консультантом студентов музыкальных тольяттинских учебных заведений, проводил поволжские выездные занятия и лекции. Многим молодым исполнителям он запомнился как профессионал, обладающий широким творческим кругозором, чуткий, внимательный преподаватель, умело раскрывающий исполнительскую индивидуальность пианистов. Ученики профессора А.А. Александрова по классу фортепиано посвятили памяти педагога два концерта, прозвучавших под управлением заслуженного артиста РФ, дирижёра Анатолия Левина.

Концерт для скрипки, фортепиано и струнного оркестра Мендельсона – образец раннего романтического концерта. Двойной концерт для скрипки и фортепиано, звучание которых уравновешено облегчённым составом камерного струнного оркестра, подразумевает виртуозное исполнение произведения. На протяжении развития всего трёхчастного цикла фортепиано и скрипка исполняют то сольные монологи, полные романтической исповедальности, бунтарских настроений, открытых человеческих страданий, не подчиняющихся условиям действительности, то музыкальные диалоги, в которых два инструмента «беседуют», спорят друг с другом и объединяются в «дуэт согласия». Солистам, заслуженной артистке РФ Ариадне Анчевской (скрипка) и профессору РАМ им. Гнесиных Алексею Стародубровскому (фортепиано), удалось вдохновенно передать особенности мендельсоновского стиля: особую эмоциональную наполненность, душевную ранимость, светлое чистое мироощущение, виртуозность скрипичных и фортепианных пассажей.

Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского – пример освоения жанров концертной музыки русским композитором, в исполнительский потенциал которого заложен огромный резерв виртуозности, духовной мощи, внутренней силы, оказывающий на слушателей колоссальное эмоциональное воздействие более ста сорока лет.

Сложный концерт, ассоциирующийся с мужским исполнительским стилем, сыграла русско-канадская пианистка Светлана Пономарёва. Симфонический оркестр под управлением дирижёра Анатолия Левина звучал уравновешенно по звуковому распределению музыкальных сил; тематически-рельефно обрамляя эпизодические реплики солирующих оркестровых инструментов, и предоставляя возможность фортепиано развивать свою партию. В раскрытии образного содержания оркестр драматургически выстроил линию сквозного развития концерта, завершив исполнение гимническим утверждением духовной жизни – апофеозом музыке, свету и исцеляющей силе искусства.

Автор: Елена Воеводина-Арсова


Автор:Елена Воеводина-Арсова