Оглавление
2 / 2017
Оглавление
Бизнес / Клуб
Здоровье / Клуб
Леди / Дело
Леди / Личность
Леди / Семья
Леди / Творчество
Мода / Клуб
Событие / Клуб
Стиль / Клуб
Общество / Клуб
Сети / Клуб

Людмила Суркова. Принцесса цирка

Журнал «Леди-клуб», номер 2 / 2017 (ноябрь)

Ей прочили блестящую хореографическую карьеру, но она выбрала для себя иной путь. В 1994 году стала артисткой знаменитого аттракциона «Цирк-Ревю» под руководством Владимира Голубева. В 2008 году по приглашению Гии Эрадзе влилась в его быстро развивающийся коллектив «Пять Континентов» с аттракционом «Дикий мир джунглей». В 2011 году она завоевала Золотую корону конкурса-фестиваля «Принцесса российского цирка».

А в апреле 2016 года уже на Международном фестивале в жесточайшей конкурентной борьбе с представителями основных цирковых держав Людмила Суркова подтвердила свой золотой статус, снова став «Принцессой цирка», но теперь и на мировом уровне.

Впервые побывав в Самаре шестнадцать лет назад ещё с «Цирком-Ревю», на этот раз она приехала к нам в роли звезды грандиозного «Королевского цирка Гии Эрадзе». Сегодня «Принцесса цирка» Людмила Суркова – эксклюзивная гостья нашего журнала.

Цирковая артистка

Родители

Отец будущей цирковой звезды работал начальником цеха на дизельном заводе в городе Пенза. Мама трудилась в «должности» домохозяйки. То есть это была вполне обычная советская семья. Но своей дочери они решили дать не совсем рядовое образование. Их Людочка поступила в Пензенское хореографическое училище. Окончив его, девушка сразу начала работать по специальности. Даже немного гастролировала. Однако в 1994 году она «неожиданно» породнилась с... цирком.

«Если честно, то о цирке мечтала с самого раннего детства, – вспоминает Людмила. – Буквально замирала, попадая на цирковые представления. Мама рассказывала, что я даже дрессировала свою младшую сестрёнку в качестве «тигра». И некоторое время занималась в детской цирковой студии. В школе все очень потешались над этой моей мечтой. Примерно через год после окончания мною хореографического училища к нам на гастроли как раз приехал «Цирк-Ревю» под руководством Владимира Голубева. Конечно, не могла не пойти на их представление. В итоге уже недетскими глазами увидела всё это: «Боже мой, какая красота! Какая прелесть! Как же хочу оказаться в этом волшебном мире!» Меня заметил директор этого коллектива Владимир Михайлович Голубев, ну и пригласил на кастинг, который я успешно прошла. Вполне естественно, что сначала взяли в балетную часть труппы.

И практически сразу уехала с ними на гастроли. Родителям пришлось смириться со всем происшедшим. Конечно, поначалу протестовали: «Куда же ты едешь, сумасшедшая?!» В те годы никто не считал это профессией. А родители так вообще называли всех цирковых «шабашниками». Не понимали, что цирк – это огромный труд. Ежедневный и тяжёлый. Естественно, работая в цирке после балета, невозможно ограничиваться только каким-то одним жанром. Люди, приходящие к нам работать и желающие тут остаться, надеются на успех и всё равно осваивают что-то смежное. Например, я в своё время стала воздушной гимнасткой на корд-де-пареле. Меня в цирке изначально буквально всё привлекало. Во-первых, это всё живое и происходящее живьём. Здесь и сейчас. И когда это осознала, то меня просто пробрало: на что же могут быть способны люди! Во-вторых, конечно, красота людей и красота самого жанра. Красота циркового искусства, как такового. Люди выходят и выкладываются, за что и получают заслуженные аплодисменты от благодарных зрителей. А это дорогого стоит».

На мой вопрос, изменилось ли с годами отношение родных к выбору дочери, Людмила Суркова отвечает: «Теперь даже гордятся. Мама постоянно следит за моими успехами. Сидит в группе «ВКонтакте» и все отзывы читает. То есть самым пристальным образом наблюдает за всей нашей работой. Очень болеет и переживает за нас. Поскольку я крайне редко могу появляться в родительском доме, то мама сама периодически приезжает на наши представления. Была в Сочи, Саратове, Омске, Ижевске, Москве. Короче говоря, навещает нас при малейшей возможности. Главный её совет: «Доченька, будь аккуратнее! Близко к ним не подходи!» Конечно, как любая мама, она сильно переживает за своего ребёнка. Обращает внимание и на мой внешний вид: «Ты что-то немножко поправилась. Надо бы похудеть!» Не обходит своим вниманием и вопросы поведения: «Ты здесь вот не так ручку подняла. Давай покрасивее» или «Ты не так улыбнулась!»

Папы уже нет в живых, но и он всё-таки понаблюдал за моей цирковой карьерой. К сожалению, застал лишь самое начало нашего нынешнего размаха. Когда мы и на фестивалях ещё не побеждали. И был всего один коллектив. Приезжал к нам на представления и очень сильно переживал. Правда, папа ничего не советовал. Он почему-то только плакал. Даже не понимаю от чего. От счастья или от страха за меня. Три года, как его уже нет с нами...

Артистка цирка

Наставники

«Пусть никто не обижается, но изначальным эталоном для меня стал прославленный дрессировщик Николай Карпович Павленко, – признаётся Людмила. – Сегодня я уже могу назвать его не только другом, но и самым главным своим учителем. То есть для меня в нашем жанре он, несомненно, царь и бог в одном лице. Его знаменитый аттракцион называется «Суматранские тигры». Это весьма впечатляющее зрелище, на которое стоит равняться. Кроме того, Павленко – единственный в истории представитель России, именно с хищниками завоевавший золото на самом престижном Международном цирковом фестивале в Монте-Карло. Мне ближе именно его стиль дрессуры, да и понимаем друг друга всегда с полуслова. Неоднократно он приходил на наши репетиции, подсказывал множество крайне важных и интересных вещей. Если мы выступаем где-то неподалёку, то всегда стараемся пересечься. Однажды к нему даже в Новосибирск летали на его репетиции. В общем, активно поддерживаем творческие связи...

Не секрет, что на манеж я пришла совершенно необученная, даже не имея опыта общения с этими огромными кошками. Когда мы только познакомились с Николаем Карповичем, он дал мне, в частности, такой мудрый совет: «Девочка моя, терпение! Море терпения, потому что без него ровным счётом ничего не получится. А вот эмоции надо бы угомонить и полностью себя перестроить». И я действительно сильно поменялась с тех пор, как впервые зашла в клетку. На самом деле, требуется огромное терпение, потому что тигры ведь, как дети. Им побаловаться охота, поиграться надо.

А тут необходимо объяснить, что они должны делать трюки. Считаю, что в любой дрессуре, будь то хищники или лошади, обезьяны или собачки – везде, прежде всего, требуется недюжинное терпение. Терпение и огромный труд. Любопытно, что и в обычной жизни я тоже теперь более терпелива. Мои эмоции немного поутихли. Видимо, мудрею и взрослею. Ну и, наверное, появилось больше уверенности в себе. Больше открытости даже по отношению к другим людям. Как следствие, стало проще общаться, причём практически на любом уровне. Вот только с президентом пока еще не общалась. Не знаю, как поведу себя в этой ситуации. Говоря о наставниках, не могу не упомянуть также Бориса Константиновича Бирюкова.

...А вообще, дрессура – это эмоционально очень сильная нагрузка, которая, возможно, отражается на моих близких и друзьях. Просто порой не знаешь, куда всё из себя выплеснуть. Всё так и вырывается (смеётся). Буквально фонтан всяческих эмоций: могу поплакать, а уже через пять минут смехом заливаюсь. Причём нельзя сказать, что проблема заключается в отсутствии отдыха. Видимо, необходимо научиться разгружаться. Поскольку копить всё в себе попросту невозможно. Да и когда особенно отдыхать? Вся жизнь на колёсах. Каждый месяц переезжаем в новый город. Сейчас вот от вас уезжаем в Тюмень...»

Артистка цирка, дрессировщица

Эрадзе

«В аттракционе «Дикий мир джунглей» работаю с начала 2008 года, – вспоминает Людмила Суркова. – Именно тогда, как раз в свой день рождения, я познакомилась с его руководителем Гией Эрадзе. Первоначально он пригласил меня в качестве воздушной гимнастки. Но в итоге сделал мне предложение, от которого невозможно было отказаться. Речь с ним зашла о дрессуре, о животных. «Может быть тигры?» – робко предположила я. «Будут и тигры!» – уверенно ответил Гия. В тот момент мне показалось, что наконец-то по-настоящему начинает сбываться мечта моего детства. Поэтому я даже ни секунды не раздумывала. Просто пришла домой и сказала маме, что уезжаю. «Почему?» – только и спросила она. Мой ответ был предельно лаконичным: «Потому что... тигры». «Ну всё понятно. А когда?» «Завтра!» – бодро подытожила я. И всё. Уже на следующий день я уехала в Ижевск.

Короче говоря, Гия Эрадзе в меня поверил. Ну а я, конечно, поначалу всё взвешивала. Все «за» и «против». А вдруг всё-таки не получится? Однако решила рискнуть. Почему? Да просто, не попробовав, себя потом бы всю жизнь корила. Подумала: «Жизнь даёт мне шанс. Почему бы его не использовать?» Естественно, начинала бок о бок с Мастером. То есть, несколько лет мы выходили и дрессировали вместе с Эрадзе. Первый раз одна я вошла в клетку три года назад. В декабре 2014 года ему как раз необходимо было уехать в Питер на Новый год и там работать. А клетка оставалась в Рязани. Тогда-то и состоялось моё сольное боевое крещение. Впервые после шести лет совместных выступлений с Гией, я по-настоящему самостоятельно отработала всю программу. Было очень волнительно, но у меня всё получилось.

Много раз сама пыталась понять, что же значит быть «вожаком тигров». Нет. Это даже не адреналин. Его нельзя запускать в клетку с дикими хищниками, поскольку всё может закончиться весьма плачевно. Просто я чувствую себя там в своей тарелке. Они для меня мои родные и близкие. По большому счёту, они – мои родные дети. Знаешь характер каждого из них, кто на что способен. Ко всем требуется индивидуальный подход. С кем-то необходимо сначала ласково поговорить, а на кого-то, наоборот, прикрикнуть. Ну а на некоторых кричать вообще никогда нельзя: обидятся и потом будут «дуться». Главный вывод: тигры очень-очень умные. Порой кажется, что они явно умнее иных людей. Они всё понимают и «ловят» малейшую интонацию. Думаю, на каком-то подсознательном уровне они даже считывают моё состояние. Иногда приходишь в плохом настроении – они мгновенно это угадывают. Ну разве что говорить не умеют. Но смотрят мне в глаза и молча «спрашивают»: «Что у тебя стряслось? Что, чёрт побери, случилось?» А ты им ничего не можешь объяснить, ведь, к сожалению, мы пока не умеем говорить на их языке. В общем, у них потрясающе развиты интуиция и некое «шестое чувство». Конечно, у этих огромных кошек другая энергетика, но именно на энергетическом уровне мы с ними и пытаемся общаться. У них в клетке я абсолютно стрессоустойчива, но в обычной жизни я другая. Очень эмоциональный человек. И как человек эмоциональный скажу, что безмерно счастлива быть частью нашей удивительной команды под гордым названием «Королевский цирк Гии Эрадзе». Ведь то, что самозабвенно и по-королевски щедро мы дарим людям – это поистине шоу XXI века!»

Людмила Суркова. Принцесса цирка

Хобби

Не могу не спросить, как при столь напряжённом рабочем графике, ей удаётся восстанавливать свои силы. «Вообще, совершенно по-разному, – говорит Людмила. – Наблюдая за своими огромными кошками, то есть, по сути дикими животными со всеми их природными инстинктами, вижу насколько они правильные и естественные. Тигры всегда знают, чего хотят. В этом смысле у них, действительно, есть чему поучиться. Вот и я постепенно научилась прислушиваться к себе. Например, хочу вечером оторваться и попеть в караоке – иду и пою песни. Если совсем уж устала и ничего делать не хочется – могу просто дома посидеть перед телевизором. Ещё люблю хорошие книжки почитать. Причём я вовсе не сторонник каких-то жёстких внутренних указаний типа: «Сегодня обязательно необходимо сделать то-то и то-то!» Вовсе нет. Вот что мой любимый организм в данный момент от меня потребует, то я и буду делать.

...Что касается собственно моих хобби, то их немало. Любопытно, что все они связаны с творчеством. Время от времени вышиваю, чтобы успокоиться и отвлечься. Также очень люблю рисовать, но не маслом, а обычными карандашами. При этом рисую всё, что мне в голову приходит. Лично Вам открою большой «секрет». Не так давно появилось у меня новое и весьма неординарное хобби – валяние игрушек. Причём никто меня этому делу не учил. Сейчас уж не помню, что искала в интернете и увидела там какую-то валяную игрушку. И пришла в полный восторг. Боже мой, какая прелесть! Такое загляденье, такие шедевры! Подумала: «А что бы и мне не попробовать?!»

И вот теперь из натуральной шерсти специальными иголочками создаю разных зверушек, которых потом дарю друзьям. Шерсть берётся разноцветная в соответствии с задачей. И из неё в минуты отдыха я «валяю... дурака» (смеётся).

Скажу с полной уверенностью: в нынешнем увлечении – какой-то очередной выплеск моей души. Наверное, по этой причине каждая игрушка получается абсолютно индивидуальной, совершенно не похожей на своих собратьев. Например, всем очень понравилась маленькая панда, которую я сваляла. Поэтому меня попросили сделать ещё одну. Такую же. Не поверите, но точно такую панду сделать попросту не смогла. Она получается совсем другой. Именно эта бедолага пока ещё в незавершенном виде ожидает своей участи у меня дома. Я уже все иголки на ней поломала. У меня просто нервный смех случился. А «заказчик» – весьма непростой по характеру человек. Невероятно, но вот новая панда даже получается в чём-то на него похожей. Но как правило, образцами для моих игрушек становятся те или иные животные. Один приятель попросил сделать талисман в его машину. Ему я сваляла забавную «мышку-акробатку». Все друзья, у которых уже есть мои зверушки, очень привязались к ним и так трепетно их полюбили. Гладят их, разговаривают с ними. Это надо видеть. Цирк – да и только!..»

Артистка цирка

Триумфы

Прошу мою очаровательную гостью рассказать об участии в наиболее престижных цирковых форумах.

«Начиная с 2005 года в Саратове проходил Всероссийский цирковой фестиваль «Принцесса российского цирка», – поясняет Людмила Суркова. – Он проводился каждые два года. Лично я впервые приняла в нём участие с нашим аттракционом в 2011 году. Именно тогда я и получила Золотую корону «Принцессы цирка». В апреле 2016 года этот конкурс-фестиваль впервые стал международным. За золотую корону «Принцессы цирка» боролись представители Италии, Германии, Австралии, Китая, Канады, США и ряда других стран. Причём теперь я уже работала соло, а Гия Эрадзе сидел в жюри. От этого волнение было ещё больше, ведь он знал каждый мой шаг. И, действительно, оценивал меня ещё жёстче, чем остальные эксперты. Но несмотря ни на что, снова, на этот раз уже на международном уровне, мне удалось подтвердить свой золотой статус.

Помимо этого, конечно, были и другие фестивали, в которых мы принимали участие уже вместе с Гией Эрадзе. Например, XIV Московский международный молодёжный фестиваль-конкурс циркового искусства, проходивший в Цирке Юрия Никулина на Цветном бульваре. Там тоже завоевали золото, а также ещё кучу наград. В том числе, от Министерства культуры России и специальную номинацию от Первого канала. А совсем недавно в октябре 2016 года мы выступали на XVIII Международном фестивале в городе Латине (Италия). Там завоевали Гран-при, золото, серебро в разных номинациях. Короче говоря, собрали почти все главные награды. Таким образом, если мы куда-либо едем, то стараемся брать трофеи только высшей пробы. И это при том, что нам всегда противостоят самые сильные конкуренты. Кстати, для фестиваля в итальянском Латине даже сделали специальную программу «Русский блок», которую в Самару мы, к сожалению, не привезли. И вообще совершенно невозможно вставить в программу все номера, которые есть у нас в наличии. Всё просто не поместится. А то ведь сутками придётся смотреть (смеётся).

Сообщу Вам по секрету, что нас уже пригласили для участия в самом престижном мировом цирковом смотре-конкурсе в Монте-Карло. Это будет в 2019 году. Конечно, очень хочется отвезти туда наш аттракцион, показать его там всем мировым светилам. С другой стороны, всё равно страшновато, ведь Монте-Карло – наиболее сильный международный фестиваль. Своего рода – цирковой «Оскар»! Так что будем готовиться к этому историческому событию. И хотя осталось ещё целых полтора года, они пролетят незаметно. Ни в коем случае нельзя там ударить в грязь лицом. Самое страшное – не справиться со своими эмоциями, поскольку, безусловно, они будут нас переполнять. Ответственность крайне высока. И не только за себя, но и за своих подопечных. Ответственность за весь российский цирк. Ответственность за свою страну».

Автор: Анатолий Семёнов


Автор:Анатолий Семёнов