Владимир Самаркин: степ бай степ

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2018 (июль)

Живой, динамичный, активный, зрелищный – это всё про степ! Он похож на целое представление, в котором танцоры поражают зрителей красотой и скоростью движения ног, исполняя множество разнообразных танцевальных элементов.

Владимир Самаркин, виртуозный самарский степист, ещё в детстве начал карьеру артиста – танцевал в знаменитой «Задумке», затем сам преподавал танцы в самарских школах и академии культуры и искусств. Со степом Владимир соприкоснулся случайно – во время курсов повышения квалификации в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов, где одним из предметов был степ. «Техника степа очень отличается от эстрадного танца, которым я занимался, пришлось учиться практически с нуля. Но всего за 10 занятий у меня получилось, я понял, что это моё!» – говорит он.

степист

С тех пор Владимир покоряет зрителей искромётными танцами. Когда видишь артиста «в деле», сразу становится понятно, что он безумно любит то, чем занимается, получает невероятное удовольствие от степа и дарит яркие эмоции всем присутствующим. Просто невозможно не влюбиться в его творчество, неудержимую позитивную энергию и харизматичность. Именно своей невероятной энергетикой, безупречным чувством ритма он заводит аудиторию, не даёт расслабиться ни на минуту. Он бьёт чечётку так, что буквально «взрывает» публику. У каждого выступления, сценического номера есть своя задумка, Владимир Самаркин мастерски включает чувство юмора и актёрский талант: стиляга, матрос, хулиган, ковбой... – любой образ удаётся ему на все 100!

Из истории русского степа

«В России степ называли чечёткой, и особо популярен он был в 30-е годы XX века, как раз, когда Леонид Утёсов создал свой знаменитый джазовый оркестр. Именно джаз поспособствовал развитию степа, – рассказывает Владимир Самаркин. – Необычная, ритмичная музыка была как будто создана для степа. Потом, когда джаз начали запрещать, степ ушёл в подполье, стал преподаваться в цирковых училищах – клоуны степили, высмеивая буржуев. Многим артистам также удавалось маскировать степовые номера, придавая сюжетам танцев политическую окраску. А в народной культуре степ существовал всегда – русские пляски с залихватскими дробушками, цыганочка, элементы чечётки во всеми любимом матросском танце «Яблочко» – нареканий не вызывали никогда.

Большой вклад в развитие русского степа внёс известный московский хореограф Владимир Кирсанов. Его хореографию мы видим в замечательном грустно-философическом фильме «Зимний вечер в Гаграх» с Евгением Евстигнеевым в главной роли. Кирсанов обучал Евстигнеева степу, но всё же самые сложные степовые композиции в фильме он сыграл сам.

степист

Степ технически очень сложный танец, а нашим артистам вообще пришлось нелегко. Не было соответствующей танцевальной культуры. Поэтому танцевальные постановки собирали, можно сказать, по кусочкам – из старого западного кино, записей выступлений всемирно известных мастеров степа и редких мастер-классов западных хореографов.

В начале 90-х, когда в Россию вернулась мода на мюзиклы, степ вновь «ожил», начали открываться школы по степу, проводиться мастер-классы и фестивали».

Шаг за шагом

Сегодня степом увлекаются многие, а для кого-то он становится больше, чем обычное увлечение. «Степ привлёк моё внимание, потому что это именно мужской вид танца и довольно сложный, до него нужно «дорасти», – делится Владимир Самаркин.

Сначала Владимир выступал сольно, затем – в дуэте «Братья Самаркины» с хореографом, артистом Волжского народного хора Александром Дмитричевым. «Александр пришёл ко мне на занятие и поразил тем, что схватывал технику танца сходу, те движения, которые я отрабатывал 3-4 года, он осваивал за 2-3 занятия. Вот, что значит профессиональный танцор! К сожалению, наше сотрудничество длилось недолго – Саша получил травму спины и был вынужден оставить степ», – вспоминает артист.

С 2008 года Владимир Самаркин выступает совместно с талантливым аккордионистом Сергеем Адайкиным в ансамбле «Степ-аккорд». Динамичный танец под аккомпанемент зажигательного исконно русского инструмента сразу же полюбился зрителям. С самого начала творчества «Степ-аккорд» становился победителем престижных конкурсов. Это и I музыкальная премия «The color of Music» (Самара); золотая медаль Международного форума FHI (Москва); золотой кубок Международного форума FHI (Лас-Вегас, США); выход в финал телепроекта «Минута славы» на Первом канале.

степист

Энергия танца

Когда Владимир «не зажигает на сцене», он занимается преподавательской деятельностью. «Преподавание для меня – это не только обмен опытом, техникой исполнения, но и обмен энергией, я заряжаю учеников положительными эмоциями, а когда вижу, что у них получается, – энергия возвращается ко мне. Степ – сложный танец, в нём много тонкостей, но главное, он должен «зацепить», тогда всё получится», – говорит Владимир.

Прошло довольно много времени, но этот танец не потерял свою привлекательность, ряды исполнителей степа пополняются творческими молодыми людьми. Сейчас степисты могут выбивать чечётку не только под джаз, но также и под рэп, и под любую другую современную музыку. Хочется пожелать Владимиру Самаркину новых творческих идей, оригинальных проектов, раскрывающих всю его огромную жизненную энергию и талант.

Автор: Юлия Леонтьева


Автор:Юлия Леонтьева