Оглавление
4#2018
Оглавление
Бизнес Самарской области
Гостеприимство
Гражданское общество
Губерния сегодня
Звезда
Здоровье
Инновации
История
Культура Самарской области
Образование
Промышленность Самарской области
Спорт Самарской области
Юбилей
Сохраняя село – сохраним Россию!
Благотворительность
Содружество
Экспертный совет
Леди-клуб

Стратегические задачи образования

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2018 (декабрь)

Начавшееся в России в 2018 году Десятилетие детства обретает реальные черты в виде планов, программ, мероприятий. Этот важнейший тематический проект затрагивает десятки направлений социальной политики, но одной из его базовых составляющих, безусловно, является система образования. Какие новые импульсы она получит в нашем регионе в связи с Десятилетием детства, мы узнали у министра образования и науки Самарской области Виктора Альбертовича Акопьяна.

министр образования и науки Самарской области

С&Г: Виктор Альбертович, хотелось бы начать со сферы общего образования. Что здесь планируется сделать и как будет определяться эффективность образовательных учреждений?

Виктор Акопьян: В сфере общего образования в последние годы всё большее внимание уделяется созданию современных условий для обучения детей. Эта задача решается посредством строительства новых школ и пристроев, проведением капитального ремонта школьных зданий, в том числе с созданием новых мест. Кроме этого, мы планируем участвовать в конкурсном отборе в рамках федерального проекта «Современная школа» на создание в 2019 году центров гуманитарного и цифрового профиля на базе школ, расположенных в сельской местности и малых городах. Наша заявка была одобрена на федеральном уровне.

Одной из основных целей национального проекта «Образование» является вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, в том числе по степени владения детьми функциональной грамотностью. Министерством начата работа в данном направлении, проведено первое исследование, выявлены проблемы. До начала 2019/2020 учебного года запланирована разработка курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов, направленного на развитие учебно-познавательной компетенции учащихся, а также ряд других мероприятий. Из новшеств хочу отметить планируемую в 2019 году разработку курса «Самароведение», а также единого Интернет-ресурса для обмена методическими и иными идеями среди педагогов.

Будет дан старт ускоренному внедрению в общеобразовательные организации многоуровневой системы оценки качества образования, позволяющей прогнозировать результаты ЕГЭ и ОГЭ, выявлять проблемные темы, осуществлять диагностику и анализ работ обучающихся.

В Самарской области утверждены показатели эффективности деятельности образовательных организаций общего образования, которые позволяют проводить комплексную оценку эффективности процесса обучения, воспитательной работы, использования современных технологий в образовательном процессе и деятельности общеобразовательного учреждения, обеспечения доступности качественного образования, управленческой деятельности, использования и развития ресурсного обеспечения.

десятилетие детства

Так, например, к показателям, позволяющим оценить уровень достижений школ по развитию способностей и талантов учащихся, можно отнести: число победителей и призёров предметных олимпиад различного уровня, а также спортивных соревнований, конкурсов и фестивалей; наличие в общеобразовательном учреждении детских объединений или организаций, в том числе волонтёрских; наличие постоянно действующих школьных СМИ; наличие сертифицированного военно-патриотического объединения; результаты участия школьников в социальных проектах на различных уровнях; участие общеобразовательного учреждения в мероприятиях JuniorSkills, реализуемых в рамках движения WorldSkills Russia.

Для оценки деятельности образовательных организаций общего образования разработана балльная система. В 2019 году планируется ввести рейтинг эффективности деятельности общеобразовательных организаций, который позволит выявлять «проблемные» школы и разрабатывать системы мер для преодоления имеющихся у них проблем.

С&Г: Что в рамках Десятилетия детства ожидает региональную систему дошкольного образования?

В.А.: В рамках решения вопросов по обеспечению местами в дошкольных образовательных организациях нашим министерством проводится работа по привлечению федеральных средств на строительство и реконструкцию детских садов, возврату в систему образования зданий детсадов, используемых не по назначению, созданию дополнительных мест для детей ясельного возраста.

Так, например, министерством направлена заявка на создание в рамках национального проекта «Демография» в 2020-2021 годах в системе дошкольного образования не менее 3743 дополнительных мест, из них не менее 2189 – для детей в возрасте до 3 лет. Кроме того, в рамках федеральной программы «Жилище» в 2020 году будут введены 1790 мест, из которых 420 – для детей ясельного возраста. Данные меры позволят создать необходимое число мест для ликвидации к началу 2022 года очерёдности в детские сады, в том числе для детей до 3 лет.

Кроме того, в Самарской области широко развита сеть негосударственных дошкольных образовательных организаций, получающих средства из областного бюджета на реализацию образовательных программ в том же объёме, что государственные и муниципальные детские сады.

десятилетие детства

Перед системой дошкольного образования стоят задачи не только обеспечения доступности данного уровня образования, но и раннего развития ребёнка. В этой связи, министерством реализуются мероприятия по обеспечению раннего развития детей путём их охвата техническим творчеством и исследовательской деятельностью. Проводится работа по распространению региональной парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Созданы условия для участия дошкольных учреждений в окружных, региональных и всероссийских соревнований по робототехнике («ИКаРёнок», «ДЕТалька»), в том числе поддерживаемых Агентством стратегических инициатив.

В целях расширения спектра детсадов, использующих современные формы, методы и технологии, способствующие детскому развитию, министерством в 2019 году запланирована корректировка сложившейся системы стимулирования педагогических и руководящих работников для повышения их мотивации к внедрению современных образовательных программ и технологий.

И, наконец, планируется усилить взаимодействие с родителями, сделать их реальными и полноправными партнёрами в образовательном процессе. А для этого создать в ближайшем будущем сеть центров поддержки родителей, в том числе родителей, чьи дети не посещают детский сад, что предусмотрено федеральным проектом «Поддержка семей, имеющих детей».

С&Г: Как министерство образования и науки Самарской области решает проблему оттока талантливой молодёжи из региона?

В.А.: Проблема во многом связана со структурой контрольных цифр приёма, устанавливаемых вузам Министерством науки и высшего образования РФ. Учитывая потребность страны и региона в специалистах в сфере высокотехнологичного производства, большее количество бюджетных мест в Самарской области предусмотрено на направлениях инженерно-технического профиля и IT-профиля. При этом абитуриенты, нацеленные на поступление на направления социально-гуманитарного цикла, зачастую выбирают вузы Москвы и Санкт-Петербурга с большим количеством соответствующих бюджетных мест.

Учитывая социальную значимость проблемы оттока талантливой молодёжи, Правительством Самарской области с 2016 года выделяются из областного бюджета средства на открытие дополнительных бюджетных мест по программам высшего образования социально-гуманитарного и естественнонаучного циклов в вузах региона.

С 2015 года в регионе введена в эксплуатацию информационная система «Творческая молодёжь» – Единая Самарская областная система мер по выявлению и развитию творчески одарённой молодёжи в сфере науки, техники и технологий и инновационному развитию Самарской области. Она размещена на портале http://www.creative-youth.ru. В рамках единого образовательного пространства «школа – вуз – производство» школьники и студенты включены в решение регионально значимых проблем.

На единой организационно-методической платформе организована систематическая совместная работа организаций общего и высшего образования, научно-исследовательских организаций и ведущих региональных научно-технических предприятий: со школьниками – программа «Взлёт», со студентами – программа «Полёт», со студентами и молодыми специалистами — программа «Орбита».

десятилетие детства

В 2016 году на платформе программы «Взлёт» школьниками успешно выполнены 180 исследовательских проектов, в 2017 году – 900, в 2018 году – 1580. Программа «Взлёт» стала одним из эффективных инструментов привлечения высоко мотивированных выпускников школ к поступлению в вузы Самарской области.

Программа «Полёт» начала работать в 2017 учебном году и охватила вузовский и послевузовский периоды деятельности одаренной молодёжи. Особенностью программы является формирование разновозрастных молодёжных исследовательских коллективов, включающих студентов всех возрастов и выполняющих научные исследования и инновационные разработки при консультировании специалистами ведущих предприятий и организаций региона.

Программа «Орбита» начала работу в ноябре 2017 года и призвана обеспечить индивидуальное взаимодействие студентов с ведущими предприятиями и организациями Самарской области с учётом их взаимной заинтересованности. В настоящее время научными консультантами уже включившихся предприятий в инфокоммуникационной системе «Орбита» предложено более 150 тем научных исследований для студентов, магистрантов и аспирантов вузов. Со своей стороны, в системе «Полёт» выделено более 100 наиболее активных студентов, которым после завершения зимней сессии будет открыт доступ к системе «Орбита», а координаторам и консультантам программы «Орбита» открыт доступ к информационной системе «Полёт». На этой основе будут сформированы исследовательские микроколлективы «предприятие – вуз» и оказана оперативная организационная и научно-методическая поддержка в их работе.

Таким образом, созданы условия для установления тесного взаимодействия с ведущими предприятиями и организациями региона, что в дальнейшем обеспечит эффективное комплексное управление кадровым потенциалом в сфере науки и техники в регионе.

десятилетие детства

С&Г: Раз уж мы заговорили об информационных ресурсах, хотелось бы узнать о планах по развитию цифровой образовательной среды в Самарской области?

В.А.: В рамках создания и развития цифровой образовательной среды в губернии реализуются мероприятия по подключению общеобразовательных организаций к сети Интернет на скорости от 20 до 100 Мбит/с.

В 2018/2019 учебном году совместно с компанией «Яндекс» реализуется образовательный проект «Яндекс-лицей», в рамках которого школьники 8-9 классов в течение двух лет смогут получить самые современные практические навыки в области программирования, в том числе промышленного.

Кроме того, планируется более активная работа по внедрению в школах области цифровых образовательных ресурсов и дистанционных технологий, что особенно актуально для реализации задачи поэтапного перехода школ на 5-дневный режим обучения.

С начала 2019/2020 учебного года, там, где это позволит скорость доступа к сети Интернет, все школы откажутся от бумажных журналов и будут работать только в электронных, что позволит снизить «бумажную нагрузку» на учителя.

С&Г: Как изменится роль системы дополнительного образования детей?

В.А.: Система поступательно развивается. Обеспечено наличие всего спектра направлений дополнительного образования. В рамках увеличения охвата детей программами дополнительного образования технической направленности введены в строй и успешно функционируют два детских технопарка «Кванториум» в Самаре и Тольятти, в которых в настоящее время обучаются 1600 детей.

десятилетие детства

В целях достижения к 2024 году охвата детей дополнительным образованием на уровне 80%, министерством с 2018/2019 учебного года увеличен объём затрат на организацию занятости дополнительно 1420 детей в объединениях технической и естественнонаучной направленности.

В целях дальнейшего развития системы дополнительного образования детей министерством на 2019-2020 годы планируется реализация целого ряда мероприятий. В том числе обеспечение поэтапного развития сети детских технопарков через участие в федеральном проекте «Успех каждого ребёнка» по созданию стационарных детских технопарков в малых городах; создание мобильных «Кванториумов»; создание модельного центра дополнительного образования детей, осуществляющего организационное, методическое и аналитическое сопровождение и мониторинг развития системы дополнительного образования; внедрение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования, в которую войдут и организации негосударственного сектора, что позволит повысить конкуренцию, а, значит, и качество представляемых образовательных услуг.

Также в 2019-2020 годы получит активное развитие материально-техническая база образовательных организаций в сфере технического творчества, в том числе посредством оснащения 50 общеобразовательных учреждений современными кабинетами по предметной области «Технология» и 41 образовательного учреждения современным учебным оборудованием в сфере технического творчества, робототехники и мехатроники.

Кроме того, на базе Самарского государственного технического университета в 2019 году планируется создание центра, реализующего дополнительные общеобразовательные программы.

С&Г: В современных условиях важным аспектом образовательного процесса является воспитание. Каковы приоритеты развития в этом направлении?

В.А.: В последние годы на федеральном и региональном уровнях всё большее значение придаётся формированию у подрастающего поколения ответственной гражданской позиции посредством развития системы воспитания. В губернии эта работа ведётся за счёт целого комплекса мероприятий. В первую очередь, это реализация проекта по формированию гражданско-политической культуры школьников, включающего мероприятия как гражданско-политической, так и творческой направленности в широком спектре – от работы самоуправления в школе до проведения региональных молодежных гражданских акций. Также большое значение имеют: создание отделений «Российского движения школьников»; организация деятельности регионального отделения «Юнармии»; присвоение образовательным организациям почётных наименований; развитие системы школьных музеев.

В целях развития региональной системы воспитания министерством поставлены задачи: к 2020 году в каждом муниципалитете должно действовать не менее 20% образовательных организаций, имеющих почётные наименования; не менее 25% должны иметь военно-патриотические объединения; не менее 50% школ – музеи; учащиеся должны активно вовлекаться в решение насущных и перспективных задач, реализацию социальных, экологических, волонтёрских проектов.

Наряду с этим министерство при поддержке Агентства стратегических инициатив разработали механизм проведения в Самарской области ученических референдумов, и первый такой референдум прошёл в конце сентября – начале октября 2018 года. Результаты этого и других референдумов будут использованы для корректировки образовательных программ, учебных планов, воспитательных и профориентационных проектов, механизмов взаимодействия с молодым поколением.

десятилетие детства

С&Г: Наше издание много внимания уделяет освещению опыта работы образовательных организаций региона с одарёнными детьми. Могли бы вы из числа организаций выделить лучшие?

В.А.: В Самарской области широко используются различные формы работы с одарёнными детьми: осуществляют свою деятельность гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, центры дополнительного образования и технического творчества, проводятся интеллектуальные и творческие состязания, расширяется сотрудничество школ с университетами, учреждениями культуры и науки, организуются занятия в очно-заочных школах для учащихся по разным отраслям знаний, проводятся учебно-тренировочные сборы по подготовке к участию в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников, осуществляются в рамках научно-практических конференций школьников исследовательские проекты, краеведческие экспедиции и так далее.

В качестве примеров образовательных организаций Самарской области – лидеров работы с одарёнными детьми – я бы назвал муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей авиационного профиля № 135» городского округа Самара, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Лицей № 57», государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Самарской области «Самарский региональный центр для одарённых детей».

На самом деле хороших организаций довольно много, и это вселяет определённую уверенность в успехе нашей работы.

Автор: Алексей Сергушкин


Автор:Алексей Сергушкин