Оглавление
4#2018
Оглавление
Бизнес Самарской области
Гостеприимство
Гражданское общество
Губерния сегодня
Звезда
Здоровье
Инновации
История
Культура Самарской области
Образование
Промышленность Самарской области
Спорт Самарской области
Юбилей
Сохраняя село – сохраним Россию!
Благотворительность
Содружество
Экспертный совет
Леди-клуб

Этот високосный Гузиев

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2018 (декабрь)

Самара Бэнд

Многие считают его везунчиком. Ведь на самых сложных поворотах творческой биографии ему всегда способствовала удача. И даже переломные этапы обходились без серьёзных потрясений. При этом он сам себя называет «чернорабочим в музыке». Действительно, всю жизнь он истово и честно «пашет» на музыкальной ниве. В его копилке уже множество побед самого разного достоинства и калибра. Например, есть награда в виде... именных часов с гравировкой от Маршала Советского Союза, Главкома ОВС СНГ Е. И. Шапошникова. А в мае этого года Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина Владимир Гузиев был награждён Медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Уже более 15 лет он возглавляет Оркестр Культурного Центра Главного Управления МВД России по Самарской области. И считает это огромной жизненной удачей. Может быть, секрет его счастья кроется в дне его рождения, который бывает только раз в четыре года? Владимира Васильевича Гузиева угораздило родиться... 29 февраля, то есть в високосный год! Но всей своей жизненной историей он опровергает многовековые предрассудки.

Прелюдия

Прошу Владимира Гузиева рассказать о первых страницах его богатой творческой биографии. «Родился я в посёлке Подгоренский Воронежской области, – начинает Владимир Васильевич и с гордостью уточняет: – Посёлок был городского типа, ведь население немаленькое, около 10 тысяч жителей. Отец прекрасно играл на аккордеоне, поэтому с младенчества я его слышал. Естественно, тоже захотел освоить этот инструмент. Прямо с ума сходил, чтобы мне наконец его купили. И уже к началу школы, то есть к шести годам, наизусть играл все песни, которые были на слуху.

Понятно, что поступил в музыкальную школу по классу баяна. Потом, уже в Воронеже, окончил музыкальное училище. Далее пришло время идти в армию. Буквально за три дня до этого мне звонит моя будущая супруга. А необходимо напомнить, что в те доисторические времена никакими мобильниками ещё и не пахло. Да и домашним стационарным телефоном обладала далеко не каждая семья. Но в тот день всё совпало! Я как раз заночевал у приятеля, в квартире которого был домашний телефон. Так вот звонит моя Галина: «Тебя разыскивает Николай Григорьевич. Обязательно ему позвони!» Перезваниваю преподавателю по музыкальному училищу. А он мне и сообщает: «Ты будешь служить в Воронеже! Сходи туда-то. Там тебя встретит дирижёр такой-то и всё объяснит».

Надо сказать, что в те времена служить возле дома было как-то несолидно. Не по-мужски, что ли. Но тем не менее согласился, сходил, и меня записали. Пообещали, что найдут. Через два дня, вместе с другими сверстниками меня привезли на местный призывной пункт. Но проходит день, другой, всех уже «разобрали», а за мной никто не приезжает. Ау!!! У меня и бутерброды все закончились, да и деньги тоже. Пошёл к начальству: «А мне то куда деваться?» – «Как фамилия? Гузиев? Ну и что ты здесь торчишь? Шагом марш домой! Придёшь надцатого числа!» Возвращаюсь домой, а домашние в смех: «Что? Отслужил уже? Или же негодным оказался?» К счастью, вскоре приехал прапорщик и увёз меня в расположение внутренних войск.

Самара Бэнд

Первое время в роте послужил, в караулы походил. Призыв был осенью, но только к весне меня определили в полковой оркестр. Тот оркестр состоял из 20 человек. Там и начал трудиться. Поручили осваивать тубу. А уже всего через два месяца стоял с ней в строю, играя на плацу весь необходимый репертуар. Если ты действительно хочешь заниматься музыкой, то в экстремальных условиях всё осваивается очень даже быстро. В тамошнем оркестре я «оттрубил» на тубе целых четыре года. Сначала отслужил срочную, а потом ещё и по контракту. И всё это время готовился к поступлению в вуз. Дело в том, что меня продолжал «опекать» всё тот же мой педагог Николай Григорьевич, который преподавал у меня в музыкальном училище дирижирование. Так вот он сказал, как отрезал: «После армии поедете учиться на военного дирижёра!» А я ответил: «Есть!» и поступил на военно-дирижёрский факультет при Московской Государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Кстати, закончил её с Красным дипломом. Видимо, как его обладатель, распределение на службу получил в Германию, в Западную Группу войск. Но, к сожалению, послужить там довелось недолго. Как известно, в ноябре 1989 года рухнула Берлинская стена. Ехал по контракту на 5 лет, а проработал в ГДР около двух. Попал во всю эту кашу при выводе наших войск.

Надо было срочно подыскивать место на Родине, куда можно возвращаться. Поэтому поехал в Москву к своему консерваторскому педагогу по дирижированию, заслуженному артисту РФ Вячеславу Григорьевичу Полушину. Посоветоваться. Он предложил мне поехать в Приволжский военный округ (ПРИВО). А я когда-то после IV курса побывал на стажировке в Саратове. Тогда впервые попал на Волгу, и меня она очень впечатлила. Поэтому согласился, не раздумывая. Приехал в Самару, которая в те годы являлась «столицей» ПРИВО. Тогда-то я и стал волжанином.

Самара Бэнд

Но первая моя работа в округе началась с Пензенской области. Там руководил местным оркестром, делал аранжировки, участвовал и побеждал на различных конкурсах. Так проработал пять лет. Потом мне позвонили из штаба ПРИВО и предложили должность дирижёра оркестра штаба округа. Бинго! Снова всё сошлось! Потому что в карьере военного дирижёра – это очень престижная ступень. Короче говоря, в марте 1996 года мне доверили работать в местном оркестре. Оркестр был очень сильный и уже лет пятнадцать считался лучшим в стране среди коллективов своего состава. Это был духовой оркестр, хотя мы и играли кое-что из эстрады. Коллектив огромный – около 100 человек, поэтому он обладал почти неограниченными исполнительскими возможностями. К сожалению, в 2001 году Приволжский военный округ расформировали. Мы сыграли последний парад и наш оркестр тоже расформировали...».

Самара Бэнд

«После увольнения из вооружённых сил думал немного прийти в себя и отдохнуть, но не тут-то было. Не дали, – продолжает свой рассказ Маэстро Гузиев. – Итак, в июле 2001 года я уволился, а уже в августе поступило предложение из МВД создать новый оркестр. К тому моменту уже появился ряд культурных центров, например в Питере и Казани, со своими полноценными музыкальными коллективами. Не скрою, некоторое время сомневался. Думал, надо ли мне этим заниматься после двадцати лет службы в армии. Но в конце-концов меня всё-таки уговорили. В общем, снова решил попробовать. Значит опять необходимо думать о кадрах.

Костяком нынешнего оркестра были прекрасные музыканты из предыдущего. Первыми стали: тромбонисты Александр Слатов, Владимир Олейников, Сергей Петренко, трубачи Александр Писарев, Константин Хивинцев, талантливый гитарист Максим Колчин, за которого, кстати, пришлось крепко «биться» еще в оркестре штаба ПРИВО. Тогда у него не было диплома, а оркестру он был очень нужен. Короче говоря, удалось собрать очень хороших профессионалов. Но крепкие музыканты всегда хотят работать с такими же. Музыкантами того же уровня. Чтобы долго не мучиться. Начали искать бас-гитариста: один занят, другой – не тянет. А Колю Мачкасова я знал уже и раньше. Но у нас в оркестре он появился только года через два. Нашим клавишником первоначально стал Михаил Цветков, которого после его смерти сменила Надежда Кузнецова. Однако через некоторое время она уехала в Санкт-Петербург, где продолжила свою карьеру певицы и пианистки. И вот уже почти десять лет с нами работает блистательный Павел Плаксин.

Самара Бэнд

В общем, некоторых музыкантов мы находили сами, а других нам рекомендовали и приводили. С инструментами у нас проблем практически не возникало, ведь обычно у всех всё своё. А вот своя «база» у нас поначалу отсутствовала. И не мудрено. Ведь до нас никакого оркестра там попросту не было. Как не было и звуковой аппаратуры. Поэтому пришлось начинать на старых «дровах», найденных где-то за сценой Дворца культуры имени Дзержинского. Достаточно сказать, что это был комплект из усилителя «Венец» плюс две его колонки. Туда то и «сливался» весь наш звук. Опережая события, скажу, что со временем мы, конечно, стали постепенно обрастать приличной аппаратурой...

И тем не менее, уже в декабре 2002 года оркестр «сбацал» свой первый полноценный сольный концерт. То есть всего через год после подбора состава. Думаю, что это вполне ударные темпы. А ещё раньше, весной того же года, поехали с концертами по городам Поволжья. Обкатывали свою программу в Казани, Чебоксарах и Нижнем Новгороде. А поскольку у всех музыкантов оркестра за плечами был немалый опыт, то и проблем с репертуаром не возникало. Ведь создавали не духовой, а именно эстрадный оркестр, причём с целью сделать его концертным коллективом. Конечно, людей у нас было не очень много – 25 человек. Без сомнения, этого маловато для качественного духового оркестра, однако совершенно достаточно для эстрадного. Тем более, что для подобных составов написано много хорошей музыки.

Теперь о наших вокалистах. Первым нашим солистом стал известный баритон Лев Ефремов. Мы с ним раньше работали в штабном оркестре. Из солисток поначалу несколько лет с нами пела Юлия Денисова. Но потом у неё возникли какие-то проблемы со временем. Я специально подыскивал людей, способных петь джазовые композиции. И джаз у нас пел Ринат Сафиуллин. После его ухода я начал активно подыскивать певца. Тут вспомнил про Серёжу Лебедева, с которым мы были знакомы с 90-х годов. Человек он творческий и потому пришёлся как нельзя кстати. Сергей вообще весьма разноплановый исполнитель. А самое главное, он в теме военно-патриотического репертуара, что подвластно далеко не каждому эстрадному певцу. А буквально только что – 1 декабря исполнилось десять лет, как у нас появилась прекрасная вокалистка Гелла Майорова, которой удаются как сольные номера, так и в дуэте с тем же Сергеем Лебедевым. Слава Богу, у нас очень стабильный коллектив. Текучки практически нет, что, безусловно, приятно...»

Самара Бэнд

Авторы

В 2017 году оркестру Культурного центра ГУ МВД России по Самарской области исполнилось 15 лет. За эти годы он стал постоянным участником филармонических абонементов «Союз композиторов представляет». В этих концертах коллектив под управлением Владимира Гузиева выступает вместе с самыми известными исполнителями Самарской губернии, пропагандирующими как лучшую отечественную песенную классику, так и музыку самарских авторов. Огромный интерес вызвали программы «По волне нашей памяти», «Мелодии Самары», «Наши любимые песни», «В гостях у самарских композиторов».

«Наш оркестр давно сотрудничает с Председателем Самарской организации Союза композиторов России, народным артистом РФ Марком Григорьевичем Левянтом, – признаётся Владимир Гузиев. – Думаю, что с десяток его произведений нашли постоянное место в репертуаре коллектива. Регулярно исполняем композиции «Что такое нежность» и «Париж», «Володя» и «На ночь глядя», «Грустный блюз» и «В старой части города». А недавний юбилейный концерт мы закрывали его песней «Город родной».

Мне очень нравится наш Геннадий Крючков, как талантливый и крепкий аранжировщик, глубоко понимающий характер и природу эстрадного оркестра. Мы сделали с ним более ста эстрадных и джазовых аранжировок. Не только аранжировщиком, но и самобытным автором ряда номеров нашей программы является недавно ушедший от нас Вадим Горшков. Кстати, с ним мы работали и в штабном оркестре. Постоянно играем его собственную вариацию на тему легендарной песни «Самара-городок», а также интересную «Фантазию на темы песен о Великой Отечественной войне». Большим успехом у публики пользуется его аранжировка песни «Офицеры» из репертуара Олега Газманова, довольно бойкая вещь «Попурри на тему песен советских композиторов» и его авторское произведение «Джазовая панорама». Ещё в наших концертных программах звучат композиции: «Парад Победы» и «Время «Ч» Сергея Григорьева, «Русский марш» и «Дефиле-Марш» Геннадия Пучкова.

В финале конкурса «Подари Самаре песню», проходившего на сцене Самарской Государственной филармонии, состоялось первое исполнение в нашем оркестровом варианте песен самарских авторов Алексея Аполинарова «Люблю тебя, Самара!» и Натальи Гречниковой «В двориках самарских». Есть у нас и зарубежные авторы. Например, мы стали первыми исполнителями свинговой вещи «Sweet step» композитора Сергея Лунёва из Лондона. Состоялся разговор о продлении нашего сотрудничества.

Не забыт и народный репертуар. Упомяну «Калинку» и «Златые горы», «Очи чёрные» и «Порушка-Параня». Также у нас большие планы, посвящённые классической музыке. Замахнулись на «Танец с саблями» Арама Хачатуряна из балета «Гаянэ». Причём эта работа сделана совместно с эстрадным хором «Феерия» под управлением Павла Плаксина. Паша здорово придумал, как там всё это поинтереснее спеть. Уже несколько раз исполняли это произведение, в том числе на нашем юбилейном шоу в Самарской филармонии. Даже успели выпустить «Танец с саблями» на юбилейном компакт-диске оркестра. В репертуаре уже есть «Адажио» Альбинони, сделанное в эстрадно-джазовом ключе. Не забыты и другие классические титаны. Например, Франц Шуберт «Серенада» и Римский-Корсаков «Песня индийского гостя».

Владимир Гузиев

Сейчас у нас на выходе несколько приятных новинок. В том числе легендарный «Караван» из богатого наследия Дюка Эллингтона, «Gamping» Каунта Бэйси, а также культовая «Fly me to the moon». И даже битловская «Come together». Будут премьеры песен «Эхо первой любви» Евгения Мартынова и «Беги по небу» Макса Фадеева... А вообще, когда недавно подбирал новый музыкальный материал, убил целых три дня, переслушав штук двести современных песен, и знаете, сколько из них выбрал? Ни одной!!!…»

Кода «О Гордости»

Напоследок несколько поводов для гордости от Маэстро Владимира Гузиева. Итак:

«Горжусь теми людьми, которые со мной работают. Которых я очень уважаю и ценю то, что они уже пятнадцать лет верны нашему коллективу. Поддерживают меня во всех начинаниях, отдаются полностью своей работе. Снимаю перед ними шляпу!

Горжусь тем, что в том числе благодаря Марку Левянту, наш оркестр вышел на уровень филармонических концертов. То есть нас приглашают на весьма престижные площадки и очень серьёзные мероприятия, на большие праздничные мероприятия и для огромной массы народа.

Горжусь тем, что в Самаре мы единственный полноценный эстрадно-джазовый биг-бэнд. Который многие любовно называют «Самара Бэнд».

Горжусь тем, что с нами работают блестящие авторы и талантливые аранжировщики. С нами выступают самые лучшие вокалисты города и губернии.

Горжусь тем, что нас поддерживает руководство Главного управления МВД России по Самарской области».

Ну что ещё надо для счастья? Жизнь дирижёра Владимира Гузиева удалась! Дай Бог, чтобы это продолжалось! Чтобы все были живы, здоровы и главное – СЧАСТЛИВЫ!!!


Автор: Анатолий Семёнов


Автор:Анатолий Семёнов