Оглавление
1#2019
Оглавление
Архитектура и строительство
Губерния сегодня
Замечательные женщины Самарской области
Здравоохранение
Информационные технологии
История
Культура Самарской области
Лицо с обложки
Пресс-служба
Событие
Творчество
Юбилей
Содружество

100 лет Сызранской драме

— Сызрань

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2019 (апрель)

Один из старейших театров нашей губернии «Сызранский драматический театр им. А.Н. Толстого» отметил 100-летний юбилей, и именно на его сцене состоялось торжественное открытие Года театра в Самарской области. Сегодня беседуем с главным режиссёром Сызранской драмы Олегом Геннадьевичем Шаховым.

главный режиссер Сызранского драматического театра им. А.Н. Толстого

С&Г: Олег Геннадьевич, о каких знаковых событиях вам хотелось бы рассказать в связи с вековым юбилеем театра?

Олег Шахов: Столетняя история театра очень насыщенная. За это время произошло много событий, и трудно выделить что-то особенное. Ведь для театра, который существует в провинции, каждое событие, в той или иной степени, знаковое. На протяжении всей истории здесь работали разные люди, актёры, режиссёры, и каждый из них привносил что-то своё. Менялись обстоятельства, менялась жизнь, что-то безвозвратно ушло в прошлое, почти не оставив каких-то документальных свидетельств. Но история сотни театральных сезонов говорит сама за себя.

Среди важных юбилейных событий мне особенно хотелось бы отметить издание книги Александра Игнашова «Театр. Хроника жизни», которая посвящена 100-летию нашего театра. До этого книг о Сызранском театре никогда не писали, да и летопись никто не вёл. Проделана колоссальная работа по сбору документального материала. Книга имеет очень большое краеведческое значение, она не только о театре, но и о судьбах всех людей, которые создавали и продолжают создавать его историю.

С&Г: Чем ещё запомнился юбилейный год?

О.Ш.: Мероприятия, посвящённые юбилейной дате, начались задолго до самого юбилея. Можно сказать, что под знаком юбилея у нас прошло целых три года. Всё началось с Театральной лаборатории Государственного театра Наций, которая ежегодно проводится при поддержке Министерства культуры РФ в одном из театров малых городов России. В течение недели под руководством арт-директора лаборатории Олега Лоевского и куратора театральных проектов Государственного театра Наций Елены Носовой педагоги Лаборатории ежедневно проводили мастер-классы по сценической речи и движению, а молодые талантливые режиссёры репетировали эскизы будущих спектаклей. Эту неделю мы прожили в хорошем столичном режиме, что очень понравилось нашим актёрам. В рамках Лаборатории с участием артистов нашей труппы были созданы три эскиза на пьесы современных авторов. По результатам зрительского голосования, один из эскизов стал в итоге репертуарным спектаклем. Это «Метод Гренхольма» ростовского режиссёра Михаила Заеца, премьера состоялась в ноябре 2017 года.

В юбилейный год впервые в истории Сызранского театра при финансировании и поддержке городских властей мы провели фестиваль «Время театра». Он заявлялся как межрегиональный, но, по сути, получился международным, потому что в нём принял участие коллектив из Дании. Особый статус придало фестивалю и участие в нём известных московских критиков Натальи Старосельской и Сергея Коробкова. Закрывался фестиваль спектаклем по пьесе Александра Игнашова «Интимные отношения». Мы очень надеемся, что фестиваль «Время театра» станет традиционным.

В рамках подготовки к столетию был проведён капитальный ремонт здания театра. Ремонт проходил при огромной личной поддержке главы города Николая Михайловича Лядина. Он сам связывался с архитекторами, дизайнерами, не было ни дня, чтобы он не приезжал и не контролировал ход работы. В 2016 году ремонт был завершён, и театр вновь распахнул двери для зрителей.

Преддверие столетнего юбилея для нас ознаменовалось ещё одним важным событием. По личной инициативе Николая Михайловича Лядина и при активной поддержке бизнес-сообщества в верхнем фойе был установлен бюст Алексея Толстого, который сделал пространство по-настоящему живым, усилил творческую ауру.

Сызранский драматический театр им. А.Н. Толстого

Здание театра стало настоящим дворцом, центром притяжения всех горожан, которые нуждаются в культурном досуге. Можно смело сказать, что на сегодняшний день это единственное здание в городе, где можно проводить мероприятия губернского уровня. Таким и стало празднование юбилейной даты, приуроченной к открытию Года театра в Самарской области. Мы принимали почётных гостей и деятелей культуры со всей губернии, состоялись заседание Совета по культуре при губернаторе и грандиозная концертная программа.

С&Г: Такое непосредственное участие руководства города и области в жизни театра, наверное, служит хорошим стимулом в работе?

О.Ш.: Конечно, такое внимание к нам даёт огромный стимул. Сейчас мы находимся на этапе качественного изменения наших представлений о том, каким должен быть современный театр.

На столетнем юбилее глава региона Дмитрий Азаров подарил театру мультимедийный светодиодный экран, так необходимый для постановок. А благодаря проектам «Единой России» «Театры Малых городов» и «Культура малой Родины», мы получили новое звуковое и световое оборудование, которое позволит нам ставить совершенно новые спектакли.

Современному театру нужна и современная информационная среда для того, чтобы привлекать зрителей. Мы стараемся не отставать от всех новых веяний. Сегодня по итогам независимой оценки качества, проведённой министерством культуры Самарской области, наш театр в пятёрке лучших учреждений культуры губернии. Вся информация о театре существует в привлекательном электронном виде. У входа в театр установлена электронная тумба, на экране которой можно посмотреть афиши и ролики из спектаклей, в фойе есть цифровые табло, мы активно размещаем информацию на сайте и в соцсетях, открыта электронная продажа билетов и планируется открытие виртуального зала с доступом в Интернет. Мы перестаём быть изолированным театром и постепенно выходим на мировой уровень.

Очень приятна забота руководства города о наших молодых специалистах. Совсем недавно нашему актёру Анатолию Карпову была выделена квартира. Вопрос привлечения кадров в маленьких городах всегда стоит очень остро. Поэтому выделение жилья – это отдельный стимул для того, чтобы люди здесь оставались или приезжали работать. Это также заряжает нас оптимизмом.

100 лет Сызранской драме

С&Г: Расскажите о новых постановках на сцене вашего театра.

О.Ш.: Предъюбилейный 99-й сезон мы полностью посвятили современной драматургии. Начали его с премьеры спектакля «Блэз» по повести Клода Манье и закончили премьерой «Интимные отношения» по пьесе Александра Игнашова.

Мы думаем, что «Интимные отношения» – это очень удачный эксперимент работы с пьесой современного автора. Он имеет успех у зрителей. Очень часто современная драматургия сводится к безысходности, а наш спектакль получился живым, трогательным, светлым, с хорошим катарсисом в конце. Считается, что люди ходят в театр, чтобы посмеяться или отдохнуть, а на этот спектакль идут, чтобы поплакать, очиститься, открыть для себя что-то новое.

Нашей визитной карточкой стал спектакль «Золотой ключик, или Приключения Буратино», который мы поставили совсем недавно. Мы долго мечтали о нём, он получился в духе комедии дель арте, не похожий на фильм, совершенно с другим музыкальным рядом.

100 лет Сызранской драме

С&Г: Каких интересных событий ждать зрителям в Год театра?

О.Ш.: Сейчас у нас в работе три спектакля: для детей «Малыш и Карлсон», музыкальный спектакль по мотивам пьесы «Лев Гурыч Синичкин» и «Ромео и Джульетта».

«Лев Гурыч Синичкин» – музыкальный капустник о провинциальном театре, он станет бенефисным для актёра Андрея Бурнаева, который будет отмечать 25-летие своей творческой деятельности в этом театре.

Спектакль «Ромео и Джульетта» в наших планах очень необычный, динамичный, активный, а, может быть, даже интерактивный.

Ещё планируем моноспектакль по пьесе Александра Игнашова «Разве я не любила тебя?» о непростых взаимоотношениях дочери Марлен Дитрих с её мамой. С этим спектаклем мы собираемся поехать в Дом актёра имени Яблочкиной в Москву.

Каждый из спектаклей обещает стать целым событием. Сегодня мы наблюдаем процесс возвращения людей в театр. И нам надо сделать так, чтобы зрители, которые побывали на том или ином спектакле, затем рассказывали другим, что в театре хорошо и интересно. И это – основная задача, которую я ставлю перед собой.

Автор: Юлия Леонтьева


Автор:Юлия Леонтьева