Оглавление
1#2019
Оглавление
Архитектура и строительство
Губерния сегодня
Замечательные женщины Самарской области
Звезда
Здравоохранение
Информационные технологии
История
Культура Самарской области
Лицо с обложки
Пресс-служба
Событие
Творчество
Юбилей
Содружество

Мировая премьера в Самаре

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2019 (апрель)

Неоклассический балет, современная хореография, музыкальный материал со спецэффектами, оригинальное либретто, философская притча – впервые за полвека Самарский театр оперы и балета представил на своей сцене мировую премьеру «Три маски короля». Премьерные показы состоялись 15 и 16 февраля, подарив самарскому зрителю незабываемые эмоции.

Мировая премьера в Самаре

Автор идеи и соавтор либретто «Трёх масок короля» – Вячеслав Заренков, петербургский меценат, основатель проекта «Созидающий мир», одноимённого благотворительного фонда и театра «Килизэ». Балетмейстер-постановщик – Юрий Смекалов, обладатель «Золотой Маски» за исполнение партии Тригорина в балете Бориса Эйфмана «Чайка», солист балетной труппы Мариинского театра и активно работающий хореограф. На его счету постановки классических балетов в Большом и Мариинском театрах и работы в области современной хореографии. «Три маски короля» – первая постановка Юрия Смекалова на самарской сцене. Музыку к балету написал петербургский композитор Михаил Крылов, в багаже которого немало постановок, в том числе первая ледовая опера «Бесконечность», балет «Орр и Орра», премьера которого состоялась на сцене Большого театра оперы и балета Беларуси в 2017 году. Оркестровку осуществлял молодой композитор, аспирант Гаагской консерватории Даниил Пильчен, электронную часть аранжировок и саунд-дизайн – петербургский продюсер, режиссёр и музыкант Влад Жуков. Дирижёр-постановщик «Трёх масок» – главный дирижёр Самарского театра оперы и балета Евгений Хохлов.

Мировая премьера в Самаре

По словам Юрия Смекалова, изначально балет был сказочной постановкой, рассчитанной на самых юных зрителей, но было решено развить идею, поэтому изменилось либретто. Это сделали для того, чтобы постановку могли смотреть не только дети, но и «взрослым было интересно заглянуть в самих себя». Несмотря на то, что действие происходит в средневековье, каждый находит ассоциации с чем-то из современной жизни. «Мы все носим маски. Просыпаясь, мы надеваем маску ребёнка или родителя, мужа или жены. Нам хочется казаться добрыми, злыми, смешными, серьёзными, красивыми, жалкими, умными, невеждами, независимыми или порабощёнными. Скрывать истинные мысли и чувства становится для нас нормой. Мы не признаём лжи, хотя обманываем постоянно не только окружающих, но и самих себя. Что есть искренность и открытая добродетель? Не является ли эта форма поведения тоже маской?» – рассуждает балетмейстер-постановщик. «Три маски короля» – это довольно серьёзная история для театра, после просмотра которой нужно быть готовыми к поиску ответов», – добавляет Евгений Хохлов.

Мировая премьера в Самаре

Спектакль-шифр, балет-притча, смысл которого раскрывается по ходу повествования. Для постановки создавались новые декорации, подвижный сценический фон со сложными художественными элементами. Это огромная маска-трансформер с ожившей мимикой, которая постоянно меняет облик: превращается то в город, то в кабинет или в зал заседаний, то в парк. Сложные декорации дополняются световым шоу. Классическую игру оркестра обогащают компьютерные аранжировки и эффекты, создававшиеся отдельно. «Партитура «Трёх масок» особенная, – рассказывает Евгений Хохлов. – В этой музыке живое трепетное звучание оркестра в некоторых эпизодах сливается со звуками, которые накладываются компьютерным способом. Звуки эти – зачастую шумовые эффекты, но они придают живой музыке совершенно иные краски. Такое совмещение мы использовали впервые. Это смелый и новаторский приём для нашего театра».

Мировая премьера в Самаре

За право поставить спектакль «Три маски короля» боролись несколько театров. Однако мировая премьера состоялась на сцене Самарского театра оперы и балета! Именно она была признана технически идеальной для столь сложного балета, а труппа самарского театра оказалась готова к смелым экспериментам. Авторы и постановщики из Санкт-Петербурга совместно с самарскими артистами и музыкантами создали ни на что не похожий, современный, динамичный, зрелищный спектакль.

Автор: Юлия Леонтьева


Автор:Юлия Леонтьева