Оглавление
2#2019
Оглавление
Замечательные женщины Самарской области
Звезда
Здравоохранение
Знак качества
Информационные технологии
Лицо с обложки
Поколение
Событие
Творчество
Фестиваль
Юбилей

Творчество – энергия для жизни

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2019 (июль)

Финалист телевизионного проекта «Синяя Птица», обладатель Гран-при Пятого международного конкурса вокалистов Елены Образцовой, стипендиат премии Президента для талантливой молодёжи, лауреат премии губернатора Самарской области, лауреат крупных международных конкурсов, среди которых: Романсиада (Москва), конкурс имени Шаляпина (Москва), конкурс имени Штоколова (Санкт-Петербург), «SFORZANDO» (Казань); лауреат в номинации «Композиция» в международных конкурсах имени Кабалевского (Самара), имени Прокофьева (Москва), имени Гаврилина (Санкт-Петербург). Перечислять достижения молодого самарского вокалиста и композитора, имя которого внесено в Золотую книгу «Имена молодых дарований в сфере искусств Самарской области», можно очень долго. Сегодня гость нашей редакции – Валерий Макаров.

Вокалист и композитор

С&Г: Валерий, несмотря на столь молодой возраст, вы уже добились значительных успехов, выступаете на самых престижных сценах страны, расскажите, как всё начиналось.

Валерий Макаров: С самых ранних лет мне нравился театр, музыка. Когда мне было 6 лет, мама привела меня в театральную студию при театре «СамАрт», которой руководила режиссёр Оксана Карташова, она и стала моим первым театральным педагогом, я безмерно ей благодарен. В «СамАрте» я впервые участвовал в спектакле «Василий Тёркин», исполнял роль маленького Тёркина и пел песню «Не для тебя!». Именно пение привлекало меня как средство самовыражения в театре. Ведь каждая песня – это мини-спектакль. С 10 лет я серьёзно начал заниматься вокалом в Самарском музыкальном училище имени Шаталова с педагогом Натальей Афанасьевой. На спектаклях в «СамАрте» меня заметила режиссёр Самарского театра оперы и балета Евгения Тенякова и пригласила на роль Малыша в мюзикле «Карлсон, который живёт на крыше». Далее последовали другие спектакли: я исполнял сольные партии в операх «Волшебная флейта» Моцарта, «Борис Годунов» Мусоргского, «Тоска» Пуччини, «Ай да Балда!» Кравченко. Так началась моя творческая жизнь.

Сейчас я учусь в Академическом музыкальном училище при Московской государственной консерватории имени П.А. Чайковского. Выступаю в основном в концертных залах Москвы, Санкт-Петербурга, Самары: в Московском музыкальном театре «Геликон-Опера», в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, в Концертном зале имени П.И. Чайковского, в Московском концертном зале «Зарядье», в Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича, Самарской государственной филармонии и других. Недавно вернулся из Мариинского театра, где участвовал в музыкальном фестивале «Приношение Елене Образцовой», посвящённом 80-летию певицы.

С&Г: Валерий, вы рано начали принимать участие в различных конкурсах, среди первых, наиболее значимый – Международный конкурс вокалистов Елены Образцовой, на котором вы стали обладателем Гран-при...

В.М.: Да, это очень престижный конкурс с международным жюри, среди которого представители вокального искусства из России, Италии, Германии, Австрии. Тот конкурс, в 2014 году, стал последним, когда Елена Васильевна была жива. Я успел принять в нём участие и получил Гран-при. Было много талантливых ребят, певцов самого высокого уровня, конкуренция была серьёзной. Победа в конкурсе дала мне особый стимул идти только вперёд, показывать всё более достойный уровень с каждым новым выступлением.

С тех пор я с удовольствием сотрудничаю с Культурным центром Елены Образцовой в различных проектах. Например, в мае этого года Центром и участниками Молодёжной оперной программы Большого театра был организован замечательный концерт «Мы – молодой весны гонцы» в Доме имени Яблочкиной; в начале июня в Музее современной истории России состоялся гала-концерт, приуроченный к открытию выставки «Елена Образцова. Голос и судьба», в августе планируются гастроли от Культурного центра в Америку, где состоятся 2 концерта в Нью-Йорке.

С&Г: Вы исполняете различные музыкальные композиции, на разных языках, какие из них вам особенно близки?

В.М.: Из оперной музыки наиболее любимые партии Тамино из «Волшебной флейты» Моцарта и графа Альмавивы из «Севильского цирюльника» Россини. Как раз с этими произведениями в апреле я принимал участие в XII Фестивале Екатерины Мечетиной «Зелёный шум» в Сургутской филармонии с оркестром «Премьера» под руководством заслуженного артиста России Игоря Дронова, дирижёра Большого театра.

Оперные партии я исполняю на итальянском, испанском, французском, немецком. Основательно изучаю итальянский и английский языки, работаю с коучами над произношением и стилистикой. Ведь всё идёт от слова. У каждой музыки своя специфика, нельзя исполнять каждую арию одинаково. Например, в немецкой музыке – одна вокальная позиция, в итальянской – другая, более открытая. Музыка Верди исполняется одним типом голоса, музыка Моцарта – другим, более прямым, с отточенным и филированным звуковедением. Это достигается упорной, кропотливой работой, незаметной для публики. Особенно приходится потрудиться над партиями Россини. Его музыка уникальна, для зрителей она кажется очень лёгкой, искромётной, ещё Пушкин сравнивал её с брызгами шампанского. На самом деле, это, наверное, самая сложная белькантовая музыка, требующая техники, подвижной гортани, владения всеми оттенками нот верхнего и нижнего регистров.

Русская музыка – как русская душа, она требует более просторного и открытого пения.

Из песен военной тематики мне очень нравятся «Соловьи». Для меня очень важно исполнять военные композиции, ведь они заставляют работать не только голос, но и звучать душу. Профессионализм, техника – всё это должно быть, но, как говорила Елена Васильевна Образцова, нужно петь душой, если не звучит душа, не будет отклика в сердцах людей.

С&Г: У вас очень насыщенный творческий ритм, что вдохновляет вас?

В.М.: Вдохновляет творчество, общение с коллегами, поддержка известных музыкантов, тёплый отклик публики. Когда я переехал в Москву, я познакомился с интересными, талантливыми людьми, настоящими профессионалами, которые всегда дадут ценный совет. Среди них мой педагог по вокалу, солист Большого театра, заслуженный артист РФ Роман Муравицкий, безгранично талантливый человек, пел на лучших сценах мира, исполнил более 40 партий в Большом театре. Он часто гастролирует, но когда мы встречаемся, мы максимально работаем.

Не могу не сказать о сотрудничестве с заслуженным деятелем искусств России, руководителем Молодёжной оперной программы Большого театра Дмитрием Вдовиным.

Сейчас у меня появилась отличная возможность брать мастер-классы у профессора Пражской консерватории Владимира Коваля.

Я был счастлив петь в Концертном зале имени П.И. Чайковского с такими звёздами, как Владислав Сулимский, Любовь Петрова, Юлия Меннибаева.

За эти годы в Москве и Санкт-Петербурге мне довелось поработать с замечательными дирижёрами – Фабио Мастранджело, Тимуром Зангиевым, Михаилом Антоненко.

Конечно, невероятно вдохновляет общение с публикой, это самый основной катарсис, к чему стремится каждый творческий исполнитель. Именно сцена даёт ту энергию, которая превращается затем в энергию для жизни, для дальнейшей работы. Когда ты чувствуешь зрительский отклик, когда зал встаёт и вместе с тобой поёт, когда встречает тебя аплодисментами, ощущаешь непередаваемую светлую радость, невероятную энергетику.

Творчество для меня – и работа, и отдых. А ещё у меня есть хобби – я занимаюсь дизайном, разрабатываю афиши.

С&Г: Валерий, поделитесь планами.

В.М.: Я стараюсь жить настоящим, очень далеко загадывать не люблю, приятнее говорить уже о свершившемся, поэтому расскажу о самых ближайших. В начале июля в Санкт-Петербурге буду дебютировать в прекрасном зале Государственной Академической Капеллы в компании замечательных певцов: Олега Безинского, Владимира Целебровского, заслуженного артиста РФ Владимира Миллера.

С 10 по 12 июля в Сербии стану участником фестиваля русской музыки Kustendorf Classic, учреждённого режиссёром Эмиром Кустурицей в 2013 году. Это важное событие для молодых музыкантов, которые живут в России и Сербии. Он даёт возможность показать своё мастерство, поучиться у мировых звёзд и выступить с ними на одной сцене.

В этом году я попробую себя в качестве организатора мероприятия. Недавно я стал победителем на Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Таврида» с проектом «Международный фестиваль имени Шостаковича» и выиграл грант на его проведение. Это очень значимое мероприятие для нашего города, я считаю, что такой фестиваль должен быть в Самаре. Ведь во время Великой Отечественной войны Большой театр был эвакуирован в Куйбышев, и именно у нас впервые исполнялись произведения Шостаковича.

Проведение фестиваля запланировано с 6 по 10 октября. Откроется он большим гала-концертом с участием симфонического оркестра Самарской филармонии под руководством народного артиста Михаила Александровича Щербакова, также я пригласил ярких, интересных солистов Большого театра, театра «Новая опера», Венской Государственной Оперы, Мариинского театра, Самарского театра оперы и балета. Программа будет очень разнообразной – пройдут и камерные вечера, и концерт молодых самарских талантов, а также целый ряд уникальных встреч для теоретиков и музыковедов, с участием лекторов из Большого театра и консерватории.

Я благодарен Самарской филармонии, лично Михаилу Александровичу Щербакову, и департаменту культуры города Самары, в лице Татьяны Викторовны Шестопаловой, за то, что они откликнулись на предложение помочь в осуществлении такого масштабного проекта.

Автор: Юлия Леонтьева


Автор:Юлия Леонтьева