Оглавление
4#2019
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гостеприимство
Звезда
Культура Самарской области
Образование
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Фестиваль
Юбилей
Благотворительность
Содружество
Социальная политика

Волшебное сопрано Татьяны Лариной

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2019 (декабрь)

Талантливая певица с красивым пластичным голосом и необыкновенным актёрским дарованием, любимица самарской публики. Образы её героинь – переполняемые сильными чувствами, полные страстей: Кармен, Микаэла, Ярославна, Катерина, Татьяна, Виолетта, Аида, Мими, Фата Моргана... Ей подвластны любые роли, потому что каждую из них она проживает всем сердцем. Сегодня беседуем с Татьяной Лариной, ведущей солисткой Самарского театра оперы и балета.

Татьяна Ларина неоднократно становилась лауреатом профессионального Губернского конкурса «Самарская театральная муза» в номинации «Лучшая работа солистки оперы» – за партию Виолетты в опере «Травиата» Дж. Верди (2012), за партию Аиды в опере «Аида» Дж. Верди (2013), за партию Лизы в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама» (2015), за партию Кармен в одноимённой опере Ж. Бизе (2018). А совсем недавно Татьяне Лариной присвоено почётное звание заслуженной артистки Самарской области.

ведущая солистка Самарского театра оперы и балета

С&Г: Татьяна, расскажите, как вы начали заниматься музыкой, пением?

Татьяна Ларина: Музыка со мной с самого детства, родители всегда говорили, что петь я начала раньше, чем говорить. Конечно, в детстве я ещё не осознавала, что такое профессиональный вокал, пела просто потому, что нравилось, и сольно, и в хоре. Сначала училась в музыкальной школе, затем – в Тольяттинском музыкальном училище – на фортепиано. Преподаватель по специальности обратила внимание на моё увлечение пением и направила меня к педагогу по вокалу. Так на третьем курсе я соприкоснулась с академическим вокалом, занимаясь с педагогом Полиной Михайловной Мартемьяновой. После окончания училища поехала на прослушивание в Саратовскую государственную консерваторию. Планировала прослушиваться сразу на два отделения: и на фортепиано, и на вокал. Но судьба свела меня с замечательным педагогом по вокалу Милаидой Семёновной Ярешко, в класс которой я и поступила в консерваторию. Оценив свои возможности, поняла, что по натуре я не пианистка, мне всё-таки не хватало усидчивости, находиться с утра до вечера за инструментом – это не для меня. Я выбрала вокал – то, чем мечтала заниматься с самого детства.

Я очень благодарна своим педагогам – настоящим профессионалам, для которых музыка была истинным призванием. Именно они помогли мне обрести себя в профессии.

С&Г: Как оказались в Самаре?

Т.Л.: Мне хотелось находиться поближе к своим родителям, которые тогда жили в Тольятти, поэтому после окончания Саратовской консерватории приехала в Самару, в театр оперы и балета. Меня прослушали, сказали единогласное «да», и с 2003 года я – солистка Самарского театра оперы и балета. Здесь сразу появились прекрасные наставники, помогавшие совершенствоваться, творчески развиваться.

В 2007 году меня делегировали на Международный конкурс вокалистов имени Бюльбюля. Молодых начинающих певцов оценивало жюри из всемирно известных музыкальных деятелей, выдающихся певцов, среди которых были Ирина Архипова и Владислав Пьявко. Я стала лауреатом и обладательницей премии «За лучшее исполнение произведений азербайджанских композиторов из репертуара Бюльбюля».

ведущая солистка Самарского театра оперы и балета

С&Г: Какая ваша первая партия в театре?

Т.Л.: Моя первая партия – Микаэла в опере Бизе «Кармен», затем спела Татьяну в «Евгении Онегине». С первых ролей я сразу же почувствовала, что это именно то, чем я хотела заниматься, и что с выбором профессии не ошиблась.

С&Г: Татьяна, не могу не спросить, ваше имя, созвучное пушкинской героине, имеет для вас какое-то особое значение, влияет на ваше творчество?

Т.Л.: Я очень часто слышу этот вопрос. Наверное, в детстве, в школе для одноклассников совпадение имен было, конечно, необычным. Сейчас это не более чем интересный факт для тех, кому меня впервые представляют. Что касается партии Татьяны в опере «Евгений Онегин», то она мне близка. Ведь при всей лиричности образа он ещё и драматичный, динамичный, привлекает своим развитием.

С&Г: Есть ли у вас любимые партии?

Т.Л.: Партий у меня много, и каждую я люблю. Каждая роль – это особенное переживание и проживание судьбы, жизни героини. Почти все мои партии – драматические, которые трудны психологически. Перед тем, как браться за постановку, я перечитываю художественное произведение, ведь оно более глубокое, чем оперное либретто. Конечно, в моей профессии главное – вокальное исполнение, но также важно передать характер героини, чтобы зритель сопереживал всем перипетиям её судьбы, понимал мотивы поведения, чувствовал внутреннее состояние. Я очень требовательна к себе, много анализирую. Важно быть психологически, технически готовым к той или иной партии, обладать нужным опытом. Когда я только пришла в театр, исполняла партию Микаэлы для нежного лирического сопрано. Позже, когда окрепла вокально, мне стало интересно поэкспериментировать с образом самой Кармен.

Очень ярким впечатлением стал комический образ Фаты Морганы из оперы Прокофьева «Любовь к трём апельсинам». Эта партия для меня совершенно необычная, и по образу, и по исполнению, тем не менее, мне очень понравилось. Работать с музыкой Прокофьева – удовольствие.

Вообще новые сюжеты – это всегда интересный опыт. Однако даже в тех партиях, которые исполняешь много лет, всегда находишь что-то новое, ты меняешься и в каждый спектакль привносишь новые краски. Возникают новые взаимоотношения с партнёрами по сцене, со зрителями. Новый дирижёр – и музыка звучит по-новому.

ведущая солистка Самарского театра оперы и балета

С&Г: Кто для вас идеал в оперном пении?

Т.Л.: Идеалы постоянно меняются, в процессе собственного совершенствования постоянно находишь для себя что-то новое даже в том, что, казалось, тебе давно знакомо и хорошо известно. В консерваторские годы у меня были одни предпочтения, мне нравилось слушать Анджелу Георгиу, Любовь Казарновскую. Позже приоритеты поменялись – я вдруг полюбила Марию Каллас, её исполнение мне стало очень близким. Также моими творческими вдохновителями были Рене Флеминг, Джесси Норман, Ирина Архипова, её записи в молодом возрасте.

С&Г: Что важно для вас в вашем творчестве, что вдохновляет?

Т.Л.: Меня вдохновляет сама жизнь и, прежде всего, моя семья. Мы любим проводить время вместе, путешествовать. Муж и дети – моя поддержка, когда чувствуешь, что в семье всё хорошо, хочется творить. Самое высшее вдохновение в творчестве – энергия зала, живые эмоции публики. Я получаю удовольствие от того, что делаю на сцене. Самое любимое – передавать какой-то образ. Когда ты можешь делать это как актёр, при этом подключая голос, это высшее удовольствие. И очень приятно, что зрители реагируют. Если ты отдаёшься своему делу всей душой, то взамен получаешь ещё больше. Это важно для любого артиста. Я рада, что зрители вновь и вновь возвращаются в театр, чувствую, что мой труд ценен, он откликается в их сердцах.

С&Г: Татьяна, поделитесь планами.

Т.Л.: В планах – выходить на сцену, работать, петь. Мне даны талант, голос, силы, и моя цель – развиваться дальше, постоянно совершенствоваться, реализовать свой потенциал, радовать зрителей новыми партиями, затрагивая их лучшие человеческие качества.


Автор: Юлия Леонтьева


Автор:Юлия Леонтьева