Оглавление
4#2019
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гостеприимство
Звезда
Культура Самарской области
Образование
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Фестиваль
Юбилей
Благотворительность
Содружество
Социальная политика

Татьяна Сергиенко: «Поддерживая родителей, мы поддерживаем ребёнка!»

— Самара

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2019 (декабрь)

В преддверии нового 2020 года Татьяна Петровна Сергиенко, исполняющий обязанности директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр «Поддержка детства» городского округа Самара, рассказала редакции о том, чем запомнился уходящий год и какие надежды возлагаются на новый.

МБУ ДО «Центр «Поддержка детства» городского округа Самара

С&Г: Татьяна Петровна, впервые в стенах «Поддержки детства» в первых числах минувшего ноября прошёл открытый творческий семейный конкурс по изготовлению книжек-самоделок, в котором приняло участие более двухсот семей, воспитывающих особенных детей. Как родилась эта идея?

Татьяна Сергиенко: Педагогическому коллективу Центра уже давно хотелось помочь ребятам проявить себя с творческой стороны, предоставить возможность доступного участия в каком-либо конкурсном мероприятии. В результате было принято решение о проведении данного семейного конкурса. Информация о нём распространялась нами только в социальных сетях и через педагогов по школам и детским садам Самары. Однако, заявки на участие посыпались из разных уголков области. В итоге наш конкурс перерос рамки городского.

Действительно, участие в нём приняли дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или инвалидностью разной нозологии: слабовидящие, слабослышащие, с ДЦП, с нарушением интеллекта, и очень много было семей, воспитывающих детей с системными нарушениями речи. Именно для этих ребят и их семей данный конкурс имел наибольшее, можно сказать, особенное значение, поскольку ставились задачи поистине наполеоновские!

Нужно было не только придумать связный рассказ, но изложить его на бумаге, проиллюстрировать, ярко представить со сцены. На результат работали все: и родители, и логопеды, и дефектологи, и конечно же, сами ребята. Итоги превзошли наши самые смелые ожидания. Конкурсанты превосходно справились с заданием, а 35 из них даже не прибегли к помощи профессиональных педагогов.

С&Г: Трудно было выбирать победителей?

Т.С.: Чрезвычайно. На первом, заочном, этапе жюри изучало книги целый день. Все конкурсные работы были очень душевными, яркими, талантливыми... Однако определиться всё же пришлось, и в финал прошла только часть работ.

На втором, очном, этапе, который состоялся 14 ноября и был приурочен к Международному дню логопеда, конкурсанты теперь уже со сцены представляли краткие инсценировки своих историй – небольшие творческие презентации работ. Роли нашлись абсолютно для всех! Даже у детей с серьёзными нарушениями речи была возможность участия в выступлении на сцене и получение заслуженных аплодисментов! В итоге получилось настоящее театрализованное представление.

Дополнительное образование

С&Г: Сами ребята остались довольны результатами?

Т.С.: Безусловно. Для каждого из них это был практикум публичного выступления, для многих – первый незабываемый опыт самореализации и преодоления. Важно, что он состоялся в максимально адаптированной для них форме, без сильного стресса, в дружелюбной обстановке. Слезы восторга и гордости за ребят блестели на глазах не только у их родителей, но и у педагогов.

Согласитесь, даже обычному современному ребёнку составить самостоятельный авторский текст, пусть и небольшой, и выступить с ним – задача не простая. Что уж говорить об особенных детях? Участие в конкурсе стало для них настоящим подвигом и, кстати, отличным тренингом. Ведь часто данная категория мальчишек и девчонок в массовых детских садах и школах не задействована. У них в силу слабого здоровья нет возможности ярко себя представить: принять активное участие в утреннике, спеть песню или выучить роль. А здесь – целый самостоятельный проект и, как результат, успех и зрительские симпатии!

С&Г: Была ли у мероприятия материальная поддержка?

Т.С.: У конкурса нашлись спонсоры, компания «Светоч-Плюс» – самарское предприятие по производству школьной и дошкольной мебели, а также Издательство Ольги Кузнецовой, которые молниеносно откликнулись на нашу просьбу о спонсорском сопровождении и предоставили призы финалистам и подарки всем участникам. Каждый ребёнок получил награду, а ещё – аплодисменты, которые вселили в ребят веру в себя, заложили стержень успешности и смелости. Для наших детей это очень важно! А ещё это важно для их родителей, которым педагоги «Поддержки детства» послали месседж: не опускайте руки, развивайте своих детей, ведь у них есть мощный внутренний ресурс, которым надо научить их пользоваться, чтобы в дальнейшем построить гармоничные отношения не только с окружающим миром, но и с самим собой. Нужно работать над грамотной речью, прививать навык использования мимики, жестов и интонации во время выступления, тренировать привычку устанавливать зрительный и эмоциональный контакт с аудиторией. Всё это пригодится в жизни.

А ещё мы как организаторы получили массу позитивных отзывов и благодарностей, воочию увидели положительный эффект от конкурса. Он качественно по-новому объединил семью и сопровождающего педагога, сблизил их. Нашим сотрудникам стало проще контактировать с родителями. Мамы и папы, в свою очередь, тоже стали чаще выходить на связь со специалистом, он стал для них доступнее... Словом, своеобразный мастер-класс «Как творчески презентовать работу особенного ребёнка» оказался востребован.

Дополнительное образование

С&Г: Татьяна Петровна, грядут новогодние праздники. Что интересного приготовили сотрудники Центра для своих подопечных?

Т.С.: Традиционные новогодние ёлки для детей с синдромом Дауна будут ждать маленьких гостей! Их мы проводим совместно с Самарской общественной организацией поддержки людей-инвалидов с синдромом Дауна «Самарские солнышки».

Это бюджетное малозатратное мероприятие, не требующее практически никаких материальных вложений, но отдача от него существенная – дети и их родители, привыкшие наблюдать за жизнью обычных людей как бы со стороны, получают настоящий «выход в свет». Обычно специалисты «Поддержки детства», а их только тринадцать человек (8 психологов, 4 логопеда и 1 дефектолог), распределяют между собой роли сказочных персонажей и сами, без приглашённых аниматоров весь праздник играют с детьми. Каждый из педагогов берёт под свою «опеку» 3-4 семьи, которых «наблюдает» в процессе всего праздника. В результате новогодние игры приобретают развивающий характер, и родители получают очередной мастер-класс, но уже на тему «Как взаимодействовать и играть с особенными детьми в домашних условиях». Данным эффектом подобные мероприятия и ценны. В итоге – ребёнок счастлив, родители довольны, педагоги удовлетворены.

Жаль только, что у нас пока нет возможности проводить аналогичные мероприятия для детей с ДЦП: крыльцо здания, где размещается Центр, не оборудовано пандусом.

С&Г: Что для этого необходимо предпринять?

Т.С.: Да пока ничего. Дело в том, что сейчас мы находимся в стадии подготовки к переезду. Департамент образования Администрации городского округа Самара рассматривает варианты. Где помещение будет располагаться территориально и как будет оборудовано, мы не знаем. Очень хотим верить, что условия на новом месте смогут соответствовать особенностям разнообразного контингента наших семей. Небольшой, но очень ресурсный, уникальный, талантливый педагогический коллектив «Поддержки детства» также испытывает потребность более полно реализовывать свой богатый творческий потенциал.

Однако самое главное в данном вопросе – это то, что всё ещё существует колоссальный неудовлетворенный спрос населения на услуги наших специалистов. Судите сами – количество детей с проблемами здоровья увеличивается, проблемы в детско-родительских отношениях также набирают обороты... Именно поэтому очереди на бесплатные консультации и занятия с учителем-дефектологом, учителями-логопедами, педагогами-психологами огромные. И это несмотря на то, что услуги нами не рекламируются... Люди узнают друг от друга, в образовательной организации, в интернете о том, где можно найти содействие в трудной ситуации и получить высококлассную профессиональную поддержку. За помощью приходят как родители, так и подростки. С 14 лет они могут обратиться за консультацией уже самостоятельно. Мы никому не отказываем. Однако нас мало и физически на всех не хватает. Поэтому хотелось бы расширить штат специалистов и взять на себя гораздо больший объём работы, пристальнее уделять внимание превентивным, профилактическим мероприятиям.

Сегодня коллектив Центра «Поддержка детства» работает с большой отдачей, вкладывая душу в каждого ребёнка, ведь это даёт очень высокий коррекционный эффект. Уверена, что узких специалистов, подобных тем, что трудятся в нашем учреждении, необходимо поддерживать, так как именно на них держится современная непростая педагогика. 

Дополнительное образование

Золотой фонд МБУ ДО «Центр «Поддержка детства» г.о. Самара
Татьяна Петровна Ефимова – руководитель методического объединения педагогов-психологов;
Татьяна Алексеевна Новикова – руководитель ТП МПК;
Марина Константиновна Гусева – учитель-дефектолог;
Анастасия Сергеевна Варигина – учитель-логопед групп неговорящих дошкольников;
Елена Николаевна Петина – педагог-психолог.

Автор: Елена Пенина


Автор:Елена Пенина