
- Женщина года – 2019
- Наталья Гнедова
- Людмила Ткачук
- Любовь Жаркова
- Светлана Улейкина
- Людмила Пятилетова: «Главное, чтобы все колёса крутились!»
- Школа № 155 – площадка гражданского становления
- Наталья Кочерова: «Патриотизм воспитывается любовью!»
- Маленькие патриоты большой страны
- Юные экономисты
- Конкурс «Самое благоустроенное муниципальное образование Самарской области»
- Правительство Самарской области и Президентский полк развивают сотрудничество
- Новая жизнь дачи со слонами
- Увеличить шансы на жизнь
- Народное признание – 2019
- С праздником, Тольятти!
- Поздравление с юбилеем
- «Тольяттимолоко» – сделано в губернии!
- IT в сфере образования
- Найти своё место в жизни
- Герою Советского Союза Владимиру Чудайкину – 95!
- Дань памяти, благодарности и уважения
- Никто не забыт, ничто не забыто?
- История в одной судьбе
- Медаль 75-летия Победы – Людмиле Ковалёвой
- Память, объединяющая людей
- В Куйбышев! За самолётами!
- Наш долг – сохранить память о героях
Поэтическая живопись Василия Акинина
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2020 (апрель)
С Василием Ивановичем Акининым, членом Союза художников, мастером живописи, я познакомилась при организации встречи культурологического кружка на тему «Безымянка живописная». У Акинина Безымянка – художественно осмысленная, несущая не столько заводскую нагрузку, сколько обновление, яркие краски и, как ни удивительно, загадочность. На картинах Акинина нет суеты и фальши. Прошедший дождь, влажный воздух, изморозь художник передаёт натуралистично, чувства, запахи накрывают волной, картины долго не отпускают.
Рисованием пропитался с детства
С раннего детства Василий был окружён людьми, любящими рисовать – дед по материнской линии, дядя по отцу. Художник вспоминает: «Дед владел карандашом хорошо, но не был профессионалом. Дядя писал картины, делал копии передвижников. Встречались летом в селе Чёрновка. Выезжая на пленэр на мотоцикле, он брал меня с собой». От дяди и любовь рисовать машины: Василий старался ему подражать, нравилась его линия рисования.
Друзья советовали поступать в художественную школу, но решение созрело только в 9 классе. Судьба сложилась так, что там он стал учеником В.М. Клецеля, благодаря которому всего за год достиг высокого уровня мастерства и по-настоящему полюбил живопись.
«Клецелевская закваска»
В.И. Акинин до сих пор недоумевает, как Клецель мог отобрать его на экзаменах. «При поступлении мы писали натюрморт, кто-то писал заливками по правилам, были уже подготовленные, а я нет, я писал акварели, как маслом. Но он меня выбрал. В процессе учёбы я задавал себе вопрос: как он меня выбрал? За что? Клецель заронил мысль, что у меня талант. Я в себе это не чувствовал, со страхом поступал, думал о машинах, мечтал стать дизайнером. Он вдохновил на живопись. Через год учитель мне сказал: «Всё, я тебя выпускаю, поступай в училище, здесь тебе больше делать нечего».
Учеников Клецеля отличала «клецелевская закваска». По словам Акинина, она проявлялась в особом сочинении картины на базе увиденного, зарисовок, наблюдений, воспоминаний, свободе художника в написании «художественной правды», отказе, если необходимо, от документальных деталей, их перемещении, привнесении своей атрибутики для подчёркивания темы картины. «Клецелевская закваска» – это умственная работа художника, «угадать состояние природы, это может быть одна веточка, но небо такого цвета, что будет понятно – месяц май», а ещё мастерство, светотени, особое состояние цвета. Клецель учил: «Если не видите цвета, сочините его» или «можно написать одну лодочку на берегу, но отражение в воде написать так, чтобы она висела в Третьяковке».
О пластах живописи
В.И. Акинин в своём творчестве базируется на традициях русского классического реализма, основанного в 19 веке передвижниками, возрожденного в 20 веке и в наши дни ещё не исчезнувшего окончательно. «Когда в начале 20 века, – рассказывает В.И. Акинин, – это направление перестало быть востребованным, актуальным, Григорий Мясоедов (художник-передвижник), предсказал: «Наш пласт искусства ещё поднимут». И спустя 40 лет в эпоху соцреализма в искусстве, удивительно, но поднял этот пласт художник А.А. Пластов. Он писал избы, крестьянские, колхозные дворы, доярок. Вроде бы плановое искусство, тематическое, но писал в традициях Г. Мясоедова. Классический реализм в нашу эпоху включает в себя компоненты и натурализма, и импрессионизма, это самый здоровый классический реализм, но более усовершенствованный. Но сейчас такая манера письма критикуется, не актуальна». Тенденция началась в 90-х годах с развитием ассоциативного искусства. Остаётся надеяться, что взлёт классического реализма мы ещё застанем. Во-первых, потому, что ещё остаются художники, верные этому направлению, и есть ученики, а во-вторых, в этих работах много красоты, поэтичности и эстетики, размеренности, умиротворения. Жителям мегаполиса этого так не хватает... Названия картин Акинина очень поэтичные: «Завечерело», «Туман рассеялся», «В краю оренбургских холмов», «Вечер догорает». «Для меня живопись – поэзия, только она изобразительная, каждая моя картина с поэтическим уклоном», – рассуждает Василий Иванович. А ещё, по мнению художника, «праздник цвета и правда жизни должны быть в каждой картине, даже если ты грязную лужу пишешь, в луже есть эстетика».
Про случайность или художественную интуицию
«Я в основном работаю в студии, в голове весь накопленный опыт, – делится художник. – Самая лучшая работа та, которая удачно воспроизводит правду жизни. Это может быть и крестьянский сюжет, и город, она может быть дымчатой с туманом, а может быть яркой, насыщенной. «Полдень на околице» – лучшая по светоносности, по состоянию. Вышел на эту картину случайно, начал совсем другой сюжет, и не получалось, я переделывал, убирал, затемнял, получил состояние дождя. Смотрю, у меня что-то угадывается, вспомнил свою деревню и начал выходить на неё по памяти. Часто хорошие картины от случайности и бывают. У меня своя практика сложилась, я слежу за кистью, и тогда получается лучше, чем задумал. Уловить момент и не пропустить – вот что для меня является важным, момент, который даёт большую значимость картине, он держит эту картину и создает ей настроение, и ты радуешься тому, что не пропустил. Этот момент видения нельзя предсказать».
Вдохновлённый городом
Для Акинина Самара – живописный город, он здесь родился. Особенно любима улица детства – Печёрская, «все впечатления от этих дворов». Картина «Под окном» в стиле 50-60-х годов – безмятежная повседневность, мамочки, дети, даже запахи можно услышать – воспоминание детства: «Написал, как у нас окошко с боковой стороны, обстановка похожая была и машины во дворе стояли». Безымянка у Акинина необыкновенно тёплая, часто умытая дождём, лужи – зеркально-поэтические, а заводские трубы тождественны деревьям. Картина «Вечерний апрель», по краскам и сюжету напоминает дворы Безымянки. Несмотря на кажущуюся мрачность, она, по словам художника, умиротворённая. «Ребёнок в луже стоит – сюжет навеян прогулкой с внучкой, на втором плане мамочка сидит, я нечётко её написал, чтобы показать вибрацию воздуха, много импрессионизма в этой картине, хотя классическая вещь, – комментирует В.И. Акинин. – Хлебная площадь – училище рядом, она мне такая родная стала... В юношестве я влюбился в эту площадь, круг трамвайный нравился, окружённый деревьями, какая-то романтика есть в этом, лавочки когда-то там стояли, пожарный выход машин был, деревянные крашенные створки, интересные закуточки, сейчас все меняется».
В.И. Акинин создаёт новые работы. В ближайшем будущем в зале Союза художников будет экспонироваться его работа «Час испытания» на выставке, посвящённой Великой Победе.
Автор: Оксана Бондаренко