Оглавление
2#2020
Оглавление
Гражданское общество
Губерния сегодня
Инновации
Культура Самарской области
Поздравления
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Туризм в Самарской области
Эколидер
Экология
Юбилей
Благотворительность
Содружество
Год Тольятти в Самарской области
Год памяти и славы

Таких артистов очень мало

— Самара

Памяти Виталия Ивановича Жигалина

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2020 (июль)

О смерти своего коллеги артисты Самарского академического театра драмы им. М. Горького узнали после спектакля – в тот вечер, 5 ноября 2019 года, давали «Вот так и живём». Сработало негласное театральное правило, не позволяющее сообщать печальные новости ни перед спектаклем, ни во время него. Со слезами на глазах художественный руководитель театра Валерий Гришко объявил своим подопечным о кончине Виталия Жигалина. Поверить в произошедшее было сложно. Вспомнилось, как радостно встречали его в конце прошлого сезона, когда он выписался из больницы. Казалось, беда миновала. Так думал и сам актёр, окунувшись в пучину жизни с новыми силами. Сыграл Солёного в премьерных «Трёх сёстрах», обратив на себя внимание, в том числе точёной военной выправкой и формой, которая ему очень шла. Наконец-то, добрался до любимой охоты и рыбалки. Планировал вернуться и на съёмочную площадку.

Да и как можно было поверить в худшее сильному мужчине, который на 160-летие театра довёл творческий вечер-капустник до конца, несмотря на разорванные связки и пробитый по неосторожности мениск во время показательного боя в начале вечера. Никто из коллег и зрителей и не заметил, как «Максим Горький» стал подволакивать ногу. Ни жестом, ни мимикой не выдал он той адской боли, которая бывает при подобных травмах.

Самарский академический театр драмы им. М. Горького

Виталий Жигалин родился 31 июля 1972 года в небольшом украинском городке Северодонецк Ворошиловградской области. Как вспоминает его классный руководитель Галина Николаевна Дьяченко, Виталик всё время говорил о театре, играл в театральной студии местного Дворца культуры химиков.

В 1991 году он приехал в Воронеж и поступил на театральный факультет института искусств. В 1995-м окончил его по специальности «Актёр драматического театра и кино», и в том же году был принят в труппу Самарского академического театра драмы им. М. Горького, которым ещё руководил Пётр Монастырский.

В октябре 1995 года художественным руководителем театра был назначен Вячеслав Гвоздков, который в первых же своих постановках – «О мышах и людях» и «Человек, животное, добродетель» – доверил роли молодому артисту.

В 2010-м Виталий Жигалин с головой окунулся в кино. Играл роли второго плана, но так, что его персонажи надолго оставались в памяти. Через пять лет вернулся в театр. Сыграл неистового служаку-охранника Хедли в «Побеге из Шоушенка», наполнил драматизмом образ Конюшего в «Истории лошади». С этими спектаклями съездил в Москву на «Золотую маску».

Для молодых артистов Виталий Жигалин был одним из самых авторитетных людей в театре. Преподавал сценическое движение, бой и фехтование. Представлял интересы театра в региональном отделении Союза театральных деятелей России. За вклад в развитие культуры и искусства в Самарской области был отмечен Благодарностью областной Думы.

Валерий Гришко, художественный руководитель театра:

– Виталий был настоящей душой театра, несмотря на то, что отличался непростым характером. Он был очень требовательным, прежде всего, к самому себе, и бескомпромиссным человеком. Но настоящим потрясением для меня стал его, не побоюсь этого слова, подвиг – человеческий и профессиональный, когда после сложнейшей операции по пересадке почки, которую он очень долго ждал, Виталий сыграл в премьерном спектакле «Три сестры». Причём сыграл блистательно, с присущим только ему «жигалинским» шиком!

Жанна Романенко (Надеждина), народная артистка Российской Федерации:

– С Виталиком Жигалиным мы нечасто были партнёрами на сцене, и у меня сложилось впечатление о нём как о суровом брутальном мужчине. Но однажды я увидела его с другой стороны. В спектакле «Человек и джентльмен», где актёрам можно было импровизировать, его герой – Сальваторе, споря с персонажем Володи Сапрыкина, восклицал: «Я не осёл!». И как-то после этого я выпалила: «Орёл!». Тут же увидела, что он «раскололся». Позже я поняла: за его внешней суровостью скрывается очень мудрый, нежный, ранимый и в то же время отзывчивый и обязательный человек.

Владимир Гальченко, заслуженный артист РФ, лауреат премии «Золотая маска»:

– С Виталием Жигалиным нас связывали не только рабочие отношения, но и родственные узы по альма-матер. Мы как-то посчитали сроки окончания института и выяснили, что я ему прихожусь «дедом». Он так и стал меня звать, а я его – Виталюсиком. Хотя это мало сочеталось с его брутальной внешностью, но, самое главное, его личным брутальным ощущением своей натуры.

Он очень болезненно воспринимал несправедливость, неправду. Переживал искренне и эмоционально, что придавало ему особое обаяние. Ребята помладше звали его Виталий Иваныч. И не столько из-за возраста, сколько вот из-за этого мужского эго, борющегося за справедливость.

Виктор Мирный, актёр и друг:

– С Виталием Жигалиным мы учились в одной школе и вузе. Потом оказались в одном театре. На качественном показе у Петра Монастырского он представился: «Виталий Иванович Жигалин». Так его стали звать и актёры. Мы подружились, соседствовали в одной грим-уборной, тесно общались и вне театра. В основном, это была рыбалка. Почти четверть века...

Я потерял надежного друга. Про таких говорят – с ним бы в разведку пошёл. Светлая тебе память, Виталька, Виталик, Виталий Иваныч...

Джамиля Билялова, завлит, актриса:

– Нас, студийцев театральной мастерской Вячеслава Алексеевича Гвоздкова, очаровывало, с какой ловкостью и мастерством Виталий Иванович ставил сцены боя в «Побеге из Шоушенка», как совершенствовал свою роль, и что на равных советовался с ним. И тогда мы поняли, что будем учиться у талантливейшего педагога. Он был требователен и строг, настаивал на самоотверженном отношении к своему делу. В этом, на мой взгляд, и состоит любовь к своим студентам.

Юлия Горелова, помощник режиссёра:

– Виталий всегда был честным, открытым и жизнерадостным человеком. В создании образа для него была важна каждая деталька. Поэтому зачастую он и реквизит делал сам, и даже дошивал костюмы. К сожалению, таких артистов очень мало.

Автор: Елена Ерофеева


Автор:Елена Ерофеева