Оглавление
1#2021
Оглавление
О главном
Губерния сегодня
Замечательные женщины Самарской области
Звезда
Информационные технологии
Культура Самарской области
Образование
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Среда обитания
Творчество
Туризм в Самарской области
Юбилей
Экспертный совет
Леди-клуб

Обаяние таланта Петра Щербачёва

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2021 (апрель)

Одним из первых мероприятий в рамках празднования 170-летия губернии стала выставка «Обаяние таланта», посвящённая 130-летию со дня рождения П.А. Щербачёва (1890–1967), выдающегося и, безусловно, знакового архитектора социалистической Самары-Куйбышева. Прошедшая в областном музее Алабина с 19 декабря по 28 февраля, выставка рассказала об истории семьи Щербачёвых, творческом наследии Петра Александровича и через переосмысление его работ современной молодёжью подняла очень важную тему преемственности поколений.

170 лет Самарской губернии

Архитектор нового времени

Пётр Александрович Щербачёв родился в семье самарского архитектора Александра Александровича Щербачёва и его супруги Александры Петровны – младшей дочери городского головы Петра Владимировича Алабина. Своё имя он получил от знаменитого деда, а любовь к архитектуре – от отца. Окончив Самарское реальное училище и Высшее художественное училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, он в 1915 году получил диплом архитектора с правом на самостоятельное руководство строительными работами.

Началом его большой карьеры стала реализация проекта здания управления Самаро-Златоустовской железной дороги в 1925–1927 годах. Это было первое здание, построенное в Самаре при советской власти. В этот период П.А. Щербачёв разработал сразу несколько проектов жилых и общественных зданий, в числе которых – Яхт-клуб Гупрофсовета на берегу Волги. В 1930 году Щербачёву поручили спроектировать штаб и управление Красной Армии на улице Фрунзе, 165. Этот уникальный комплекс, построенный в 1932 году, стал одним из самых выразительных памятников конструктивизма в городе. В 1933 году на пересечении улиц Ново-Садовой и Первомайской архитектор построил Дом социалистического сельского хозяйства.

В настоящее время установлены 163 авторские работы архитектора в Самаре и Самарской области, десятки проектов остались нереализованными. П.А. Щербачёв стал одним из первых самарских архитекторов, которые восприняли идеи конструктивизма и реализовали их в Самаре. При этом часто он создавал целые комплексы зданий вокруг площадей и вдоль центральных улиц. Его постройки во многом определили облик многих знаковых пространств города – площадей Куйбышева, Чапаева, Самарской, Комсомольской.

В 1940–1950-е годы Щербачёв отказался от конструктивизма и перешёл к архитектуре соцреализма. В 1940 году он выполнил ряд проектов для Индустриального института, затем занимался проектированием закрытых объектов НКВД, а после войны строил жилые дома. В начале 1950-х годов он участвовал в проектировании ансамбля Самарской площади, в разработке проекта благоустройства набережной Волги. В 1955 году архитектор проектировал здание Крытого рынка между улицами Агибалова и Спортивной.

Для современников П.А. Щербачёв был воплощением напряжённой творческой работы. Его проекты демонстрируют глубокое понимание градостроительной ситуации, умение создать сложный архитектурный ансамбль. Влияние творений Щербачёва на облик Самары очень велико. Пётр Александрович стоял у истоков формирования самарской архитектурной школы. Более 30 лет трудился в руководстве областного отделения Союза архитекторов, вместе со своими коллегами создавая выразительный архитектурно-градостроительный облик Самары-Куйбышева.

170 лет Самарской губернии

Связь поколений

Выставка в музее Алабина наглядно показала, насколько деятельность П.А. Щербачёва является важным связующим звеном между дореволюционной Самарой, социалистическим Куйбышевом и Самарой современной. Архитектурное творчество, особенности становления и развития творческого метода и стиля Петра Александровича проиллюстрировала фотоэкспозиция из авторских и архивных фотографий, подготовленная профессором Академии строительства и архитектуры СамГТУ В.А. Самогоровым.

На выставке также были представлены мемориальные предметы из семейного архива династии Щербачёвых, раскрывающие личность архитектора, его человеческие качества, творческие способности и трудолюбие. Это личные записи, документы, проекты, личные вещи. Среди наиболее интересных экспонатов – чашка-самовар, подаренная Петру Александровичу его дедом – Петром Алабиным, а также кисти и краски архитектора. Впервые посетители смогли увидеть живописное наследие П.А. Щербачёва, его рисунки и акварельные работы – изображения архитектурных объектов, пейзажи, портреты родных и автопортреты. Всё это впервые было выставлено на обзор широкой публики благодаря Ольге Михайловне Щербачёвой – жене внука Петра Александровича.

Безусловно, живую творческую струю в мероприятия внесли наследники творчества Петра Щербачёва – студенты Академии строительства и архитектуры СамГТУ, которым предложили разработать архитектурную концепцию современного здания Яхт-клуба вместо снесённого в 1950-е годы деревянного Яхт-клуба Губпрофсовета, построенного по проекту П.А. Щербачёва. Объект вдохновил молодых архитекторов – на открытый конкурс было представлено 35 проектов, которые, по мнению Виталия Самогорова, доказывают, что Яхт-клуб и сегодня мог бы стать одной из визитных карточек города.

Наконец, собственный оригинальный взгляд на профессию архитектора и эстетику родного города продемонстрировали юные художники из творческой студии Натальи Стукаловой «Страна чудес», представившие на выставке свои работы.

Необычный формат выставки, её многоплановость и устремлённость из прошлого в будущее привлекли внимание руководство города и региона. Выставку посетили главы областных министерств культуры и строительства, глава городского округа Самара и губернатор Самарской области. Дмитрий Азаров очень доброжелательно отозвался о мероприятии, полностью соответствующем духу и задачам отмечаемого в 2021 году 170-летия губернии.

Обаяние таланта Петра Щербачёва

Ольга Михайловна Щербачёва, хранительница семейного архива Щербачёвых:

– В отличие от своего отца, символизирующего старую, дореволюционную Самару, Пётр Александрович Щербачёв, безусловно, является уже советским архитектором. При этом прекрасное фундаментальное архитектурно-строительное образование помогало ему в течение жизни легко осваивать самые разные стили и направления и получать удовольствие от работы. Это был очень интересный человек, неутомимый труженик. Чрезвычайно много работая, он, как вспоминают в семье, никогда не был в плохом настроении или в депрессии.

Деятельность Петра Александровича для Самары имеет не меньшее значение, чем деятельность его отца. Однако, на мой взгляд, Петра Щербачёва незаслуженно забыли. Думаю, нам с Виталием Самогоровым и Натальей Стукаловой в какой-то степени удалось справиться с поставленной задачей – возродить память об этом человеке. В выставке есть душа, она очень человечная, здесь история города переплетена с историей семьи. Поэтому она никого не оставляет равнодушным.

170 лет Самарской губернии

Наталья Стукалова, руководитель творческой студии «Страна чудес»:

– Нашей задачей было открытие и творческое переосмысление наследия Петра Александровича Щербачёва. Студия несколько месяцев жила этим проектом. Для молодых художников появился прекрасный пример для подражания в лице человека, который очень много сделал для своего города, наследием которого мы сегодня пользуемся и восхищаемся.

Наши старшие воспитанники выбирали себе дома, построенные по проектам Петра Щербачёва, изучали информацию о них, осматривали в реальности и создавали работы. С младшими мы просто говорили о том, что такое город, что в нём должно быть, кто такой архитектор. Рассматривали тему города как своего дома. И всё это постарались отразить в рисунках. В итоге у нас получилась необычная экспозиция, иллюстрирующая город глазами детей.

Интересно то, что в нашей студии занимаются правнуки Петра Щербачёва и их работы тоже участвовали в выставке. Проект действительно уникален тем, что в нём во всей полноте раскрывается тема преемственности поколений и исторической памяти. Молодёжь должна знать город, в котором живёт.

Автор: Алексей Сергушкин


Автор:Алексей Сергушкин