Оглавление
1#2021
Оглавление
О главном
Губерния сегодня
Замечательные женщины Самарской области
Звезда
Информационные технологии
Культура Самарской области
Образование
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Среда обитания
Творчество
Туризм в Самарской области
Юбилей
Экспертный совет
Леди-клуб

Помочь расправить крылья

— Красноярский район

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2021 (апрель)

С 2018 года ГБОУ школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья села Старый Буян под руководством директора Ольги Владимировны Галкиной реализует свою деятельность в статусе Образовательного центра и региональной ресурсной площадки по обучению детей с ОВЗ. Это приоритетное право школа получила с учётом накопленного опыта в сфере реализации эффективных практик по обучению, развитию и социально-трудовой адаптации воспитанников. За годы работы коллектив добился значительных результатов, став хэдлайнером инновационных процессов инклюзивного образования Самарской губернии.

Помочь расправить крылья

Педагогам школы-интерната в Старом Буяне ежедневно приходится бороться за своих подопечных – прежде всего, за то, чтобы они смогли «расправить крылья» и стать полноценными членами общества. Усилия не напрасны! Постепенно за годы своего существования коллективу удалось переломить отношение окружающих к развитию детей с особенностями здоровья в лучшую сторону, доказать, что необычные дети могут и должны себя реализовывать в социуме. «Достичь понимания наших нужд и проблем особенно помогло участие в совместных социальных проектах, – говорит Ольга Владимировна. – Неслучайно социальные партнёры школы в своих программах рассматривают наших педагогов как экспертов, а опыт работы – как заслуживающий трансляции. Школа выступила ресурсным центром проектов, поддержанных фондом президентских грантов и уже реализованных в 2018 – 2020 годах: «Путёвка в жизнь. Создание региональной сети профильной подготовки подростков с интеллектуальными нарушениями к трудовой жизни» (СРООИ Интеллект), «Ресурсный центр по вопросам инвалидности как способ занятости молодых людей с инвалидностью» (СГООИК Ассоциация Десница); а также в реализуемых при поддержке ФПГ в настоящее время: «Сопровождаемое взросление: ресурсный центр по формированию цифровой грамотности» (СРООИ Интеллект), «Семейные приёмные» (РО ВОРДИ). Опыт школы в обеспечении преемственности транслируется на двух межрегиональных форумах «Путёвка в жизнь», где О.В. Галкина – уже «штатный» модератор. Все проекты реализованы на базе нашего учебного учреждения весьма успешно, достичь удалось многого. Например, нами подготовлены лидеры из числа учеников для реализации модели «Соучительство» в профориентационной работе. При поддержке министерства образования и науки Самарской области в рамках Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» получено оборудование для двух компьютерных кабинетов. Планшеты с наушниками очень пригодились для обучения в условиях дистанта. А ещё ребята приняли участие в художественном перфомансе, в организованных профессиональных пробах и мастер-классах, занимались в фотолаборатории... Всего не перечесть».

Помочь расправить крылья

Пройдя по школе-интернату и пообщавшись с ребятами, начинаешь понимать, почему эти выпускники с ментальными нарушениями социально и профессионально востребованы на современном рынке труда рабочих специальностей и могут профессионально реализоваться. Дело в том, что все они открыты для общения, чётко понимают свои перспективы. «Добиться серьёзных результатов, – продолжает Ольга Владимировна, – удаётся благодаря слаженности действий коллектива – настоящей команды единомышленников, преданных делу. Реализовать необычные приёмы в образовании особых детей нам помогают очень отзывчивые, неравнодушные социальные партнёры. Именно они вселяют веру в то, что ещё существуют люди, которые благородно предпринимают конкретные шаги и прилагают усилия для помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья. Например, ЦИДО СИПКРО под руководством И.Г. Кузнецовой передало на весь период обучения компьютерное оборудование для восьми школьников, которым рекомендовано обучение на дому по медицинским показаниям. Использование цифровых технологий в обучении ребят с ментальными нарушениями позволило расширить границы их социальных контактов, обеспечить цифровое гражданство, сделать образовательный процесс наиболее доступным и эффективным. В результате наши ученики занимают призовые места во многих дистанционных конкурсах и олимпиадах, таких как «Робототехника» и конкурс, посвящённый Году народного творчества «Сделано в России».

Помочь расправить крылья

Высокую значимость и важность в современном мире приобретает сопровождение школьников с особенностями развития наставниками. Не секрет, что детям-инвалидам очень нужна помощь в налаживании социальных контактов, в формировании жизненных навыков для дальнейшего профессионального самоопределения, необходима поддержка в успешной социально-психологической адаптации и интеграции в общество. Как это обеспечить? «Наставничество является высокоэффективным инструментом социализации детей с ОВЗ, – продолжает рассказывать О.В. Галкина. – Оно сейчас на пике востребованности именно потому, что государственные учреждения разных сфер не могут в полной мере решить проблемы развития социального потенциала особенных детей, не способны активно стимулировать их активность в обществе, не раскрывают широко понимание сути социальных ролей и социальных ожиданий, контактов. В то же время наша школа-интернат имеет достаточный опыт работы по созданию системы профессиональной ориентации и психологической поддержки обучающихся, отвечающий требованиям регионального рынка труда. Взять хотя бы тот факт, что нами проведена серьёзная модернизация материально-технической базы и учебные мастерские оснащены современным оборудованием: два ткацких станка, верстаки, электрические и ручные инструменты, малогабаритная садовая техника, садово-посадочный инвентарь, инструменты и семена для работы в теплицах и на учебно-опытном участке. Теперь ребята всё могут делать самостоятельно, своими руками. Наставники с предприятий им в этом активно помогают. Ведь основная цель наставничества в том, чтобы создать условия для осуществления профессиональных проб, привыкания школьника с интеллектуальными нарушениями к условиям трудовой деятельности, организации и режиму труда, к коллективу. Именно над этим мы работаем. А ещё передача эффективных практик трудоустройства наших воспитанников осуществляется посредством проведения экскурсий на различные предприятия области: «Аэроволга», Самарские коммунальные системы, Новобуянский лесхоз, Поволжская машинно-испытательная станция, КФХ «Сулейманов», КФХ «Нурмашев», плодосовхоз «Старобуянский», кондитерский цех посёлка Новый Буян, Красноярское ателье и многие другие. Везде ребят встречают очень тепло, знакомят с теми профессиями, которые им потенциально подходят, обрисовывают перспективы возможного трудоустройства. Для нас это важно.

Цифры и факты

В 2020 году 65% выпускников школы-интерната продолжили обучение по программам профессиональной подготовки, осуществив преемственность профилей трудовой подготовки в школе; 24% выпускников, имея сформированные трудовые навыки, трудоустроены в сельскохозяйственном секторе Самарского региона. В 2021 году ГБОУ школе-интернату с. Старый Буян как победителю конкурса Всероссийской Национальной Премии «Профессионалы – гордость России 2021», организованному Международной Академией общественного признания при поддержке Федерального Собрания РФ, Государственной Думы РФ, присвоено право использовать Знак Премии «Лучшее образовательное учреждение России».

ГБОУ школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья села Старый Буян

Галкина Ольга Владимировна

Директор ГБОУ Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Старый Буян», кандидат педагогических наук, доцент факультета экономики, управления и сервиса СГСПУ, член-корреспондент Академии наук социальных технологий и местного самоуправления, Почётный работник общего образования РФ

– Победитель областного этапа акции «Женщина Самарской области 2010 года» в номинации «Руководитель»
– Победитель регионального конкурса «Женщина-директор года 2012» в номинации «Образовательное учреждение социальной направленности»
– Победитель II Всероссийского конкурса «Женщина-лидер XXI века» и одноименного областного конкурса при поддержке ТПП Самарской области в номинации «Женщина-руководитель года 2018»
– Победитель конкурса «Признание 2018» в номинации «Лучший директор школы» м.р. Красноярский
– По решению Невской образовательной Ассамблеи РФ признана эффективным руководителем 2017 и 2018
– Победитель всероссийского конкурса под патронажем Совета Федерации Федерального Собрания РФ «Лучший руководитель года 2019» Общероссийской ассамблеи женщин-руководителей.

Награды

– Юбилейная медаль «90 лет профсоюзу работников государственных учреждений России», 2008
– Медаль «За заслуги. Красноярский район», 2015
– Юбилейный знак «90 лет Красноярскому району», 2018
– Нагрудный знак «Лучший директор школы», 2018
– Почётный нагрудный знак «Лучший Педагог России», 2018
– Медаль «За вклад в развитие образования», 2019
– Медаль «Родительское спасибо», 2019

Автор: Елена Фокс


Автор:Елена Фокс