Оглавление
1 / 2021
Оглавление
Здоровье / Клуб
История / Клуб
Леди / Клуб
Леди / Личность
Леди / Творчество
Право / Клуб
Событие / Клуб
Стиль / Клуб
Качество / Клуб
Сети / Клуб

Анастасия Неклютина и её любовь

— Самара

Журнал «Леди-клуб», номер 1 / 2021 (июль)

О том, как жила дочь миллионера, умевшая мыть полы, управлять бизнесом и бороться за своё счастье

«Шикарная женщина с шикарными увлечениями» – именно такой осталась в памяти потомков самарская купчиха Анастасия Неклютина, входившая долгое время в деловую элиту города. Однако история этой удивительной дамы, страстно любившей лошадей и автомобили, была гораздо интереснее, чем многие из нас себе представляют.

История Самарской губернии

Анастасия происходила из знаменитого самарского купеческого рода Шихобаловых. И всем было понятно: дочь Матвея Шихобалова могла рассчитывать на блестящую партию, однако молодая девушка, которой тогда было всего 16 лет, влюбилась в Николая Гавриловича Неклютина, часто бывавшего с деловыми визитами в их доме. Любовь оказалась взаимной, но родители невесты не дали согласия на брак. Аргумент был простой – жених недостаточно богат. Но и Анастасия оказалась девушкой упрямой и умеющей, судя по всему, вести переговоры. В результате бурных и весьма темпераментных дебатов согласие на свадьбу было дано при условии, что невеста не получает приданного. Жених, к удивлению многих, согласился.

Брак Неклютиных оказался не самым безоблачным – Николаю Неклютину пришлось взять на себя ответственность за дела отца, которые оказались в удручающем состоянии. По сути – молодой мужчина принял на себя обязательства по огромным долгам семьи. Для него это было вопросом чести. Но, по воспоминаниям близких, для того чтобы прокормить себя, жену и детей в эти сложные времена Николай Гаврилович ещё и устроился на службу в городскую администрацию. Анастасия Неклютина все эти перипетии переживала с достоинством. Она отказалась от мысли обратиться за помощью к семье отца. И единственным человеком, поддерживавшим молодую женщину в те нелёгкие времена, оказалась её племянница – Елизавета Субботина, которая передавала лакомства, игрушки и одежду для детей. Зато дочери миллионера пришлось взять на себя практически весь быт. И Анастасия Неклютина, как поговаривают, не гнушалась самостоятельно готовить, стирать бельё и мыть полы. Экономя даже на оплате прислуге.

Впрочем, со своей задачей Николай Гаврилович справился блестяще. Дела были спасены, а репутация Неклютиных – только упрочилась. Но для того, чтобы покрыть все долги семьи, потребовалось несколько лет. И ещё несколько прошло до того момента, когда Николай Гаврилович Неклютин смог приступить к расширению своего дела – он начал скупать скот, землю, доли в мукомольном бизнесе.

К этому моменту выбор дочери оценил Матвей Шихобалов. И, наконец, посетил семью с визитом и даже забрал своего внука Ивана на лето в своё поместье, для того чтобы обучать его различным хозяйственным премудростям. А, кроме того, изменил завещание, и после его смерти Анастасия получила в качестве наследства несколько имений и большой дом, в котором и поселилась вся семья. Он и сейчас стоит в Самаре на улице Венцека, и, увы, пока его состояние вызывает только очень грустные эмоции.

Что касается самой Анастасии, то она оказалась дамой деятельной и своими имениями управляла с большим умом, расчётливо и извлекая максимум выгоды. Современники вспоминали, что отчётность и бухгалтерские документы, которые велись Неклютиной и управляющими имениями, были безупречными и эталонными.

Наиболее крупное имение Анастасии Матвеевны Неклютиной находилось в Бузулукском уезде. По официальным описям того времени «его площадь составляла 7711 десятин. А имущество включало 68 пятипарных плугов, 30 косилок Вуда, паровую молотилку Рансома и прочее. Из рабочего скота было 50 лошадей, 340 быков, 42 верблюда. Продуктивное стадо составляли 190 коров. Валовой доход с имения составлял 193300 рублей. Банк оценил имение в 192775 рублей».

Кстати, дети Неклютиных обязательно проводили лето в имениях и не столько для развлечения, но и ради того, чтобы постигать навыки ведения хозяйства. Страстная любительница лошадей Анастасия Неклютина следила за тем, чтобы летом каждый из детей ездил верхом. Однако, по воспоминаниям её сына Константина, мать педантично разделяла забавы и пользу. Так, например, если лошадь кому-то из членов семьи требовалась для поездки по делам, то запрячь её мог кто-то из работников. А вот если прогулка предполагалась для удовольствия, то снаряжать животное приходилось самому. И такой порядок, конечно, касался не только лошадей.

Что касается самой Анастасии, то она не просто любила лошадей, она разводила в одном из имений рысистые породы и редких для нашей страны арабских скакунов. В выходные купчиху можно было регулярно видеть на ипподроме, где её лошади принимали участие в скачках. Болела одна из самых известных женщин в городе – всегда страстно. Искренне расстраивалась из-за проигрыша и умела радоваться победе. Благо, чаще всего её рысаки оказывались в тройке финалистов.

Ещё одной страстью Анастасии Неклютиной стал хлебозавод. И не просто хлебозавод, а механизированный, второй во всей Российской империи. В лучшие времена на предприятии работало почти 140 человек, а его доход составлял 400 тысяч рулей в год. Булочки, похожие на французские, в Самаре так и называли – «неклютинки», а продукция предприятия была на столах практически всех горожан и отличалась отменным вкусом и качеством.

К тому времени за плечами одной из самых популярных женщин Самары уже была большая жизнь с её потерями и обретениями. Её муж, Николай Гаврилович, числился купцом первой гильдии, был купеческим старостой, членом учётного комитета при Самарском отделении Госбанка, членом правления общества Красного Креста, почётным блюстителем Самарского реального училища, входил в совет женской гимназии Межак.

С 1875 по 1891 годы Николай Гаврилович избирался гласным Самарской городской Думы, входил в состав Управы, а 1891 году стал городским головой. Кроме того, Неклютин был возведён со всем семейством в звание «Почётные граждане города Самары». Правда, был в этой кипучей деятельности и перерыв: 29 октября 1896 года Неклютин «по семейным обстоятельствам» сложил с себя полномочия городского головы. Газеты выдвигали разные версии произошедшего, но судя по всему, решение было связано с тем, что семья тяжело переживала смерть своего совсем ещё юного сына. В 1903 году Неклютин вернулся на пост. Однако уже в 1904 году Анастасия осталась вдовой. Её муж умер в то время, когда семья совершала путешествие по Волге в Казань. До этого Николай Гаврилович уже пережил жесточайший приступ, который едва не стоил ему жизни. В поездке семью сопровождали врачи, однако, увы, и они оказались бессильны.

Анастасия Неклютина больше не выходила замуж. Она вела дела своей семьи, управляла бизнесом, заставляла самарских обывателей сплетничать о себе. О ней действительно много говорили, кто с завистью, кто с откровенным восхищением. Увлеклась автомобилями и гоняла по городским улицам за рулём машины, приводя в шок местную публику. И даже открыла на улице Дворянской, ныне Куйбышева, салон по продаже машин марки «Форд». Правда, существовал бизнес недолго: негативно на нём сказались два фактора. Первая мировая война, а кроме того, конкуренция с братьями Клодт, которые благодаря большим объёмам продаж могли отчаянно демпинговать на этом рынке. Кроме автомобилей, многодетная мать и женщина, любящая роскошь, продавала электрические товары, запасные части для машин. В общем, ассортимент совершенно не дамский.

Семья пережила и ещё одни сложные времена, когда дальний родственник, пользуясь неограниченным доверием, взял огромный кредит на сомнительные деловые аферы, не смог расплатиться с ним, и выплачивать громадный долг пришлось Неклютиным.

Анастасия Неклютина пережила революцию и тот момент, когда в доме, где она провела сорок лет своей жизни, появились чужие люди. Что стало с одной из самых блестящих женщин города после – никто не знает. Где она похоронена, и какими были её последние дни? Увы, история не сохранила для нас подробностей. Огромный род Неклютиных, а в семье было семь детей, судьба разбросала по стране и за её пределами. Известно только, что её сын Константин, после революции входил в правительство Колчака, смог эмигрировать в США, где сделал блестящую карьеру и успел написать мемуары о своей семье и жизни.

Автор: Татьяна Николаева


Автор:Татьяна Николаева