Оглавление
3#2021
Оглавление
Здравоохранение
Информационные технологии
История
Культура Самарской области
Образование
Поколение
Право
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Творчество
Фестиваль
Экология
Юбилей
Леди-клуб

Новые горизонты Самарского хореографического училища

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2021 (октябрь)

Мир стремительно меняется на фоне роста информационных технологий и тотальной автоматизации. Рынок труда становится всё более непредсказуем, и перед родителями, как никогда остро встаёт вопрос, где учиться ребёнку. Многие фундаментальные профессии теряют актуальность, а новые не дают гарантии долгосрочной востребованности. Всемирная диджитализация порождает профессии будущего, но всё же есть смысл обратить внимание на те, которые базируются на традициях и великом наследии – одним словом, элитарные, которые будут цениться всегда и везде: врач, спортсмен, писатель, художник, артист балета. Мы встретились с директором Самарского хореографического училища Вероникой Вячеславовной Блюдиной, чтобы узнать, как воспитываются артисты балета сегодня, насколько востребована эта профессия, какие планы у училища на ближайший год и как попасть в ряды его студентов.

Балет в Самарской области

С&Г: Вероника Вячеславовна, насколько велик интерес публики к балету и детей к освоению профессии артиста балета?

Вероника Блюдина: Балет актуален, как актуально всё красивое, настоящее и талантливое. Он затрагивает мощный пласт национальной культуры и, являясь великим искусством, вдохновляет представителей других видов искусств на творчество. О балете снимаются фильмы, пишутся картины, устраиваются фотовыставки. Балет, как уже было сказано, не массовое искусство, а элитарное. Под элитарностью подразумевается самоценность и самодостаточность, избранность и штучность. Ведь даже на этапе отбора детей мы сталкиваемся с огромной проблемой выбора потенциальных артистов. В балете большое значение имеют природные данные ребёнка, а именно конституциональные особенности строения тела – выворотность ног и рук. Мы уже набрали первый класс и класс дополнительного образования, но планируем проводить отборы постоянно, чтобы отсмотреть как можно больше одарённых детей, в особенности мальчиков. В следующем году, возможно, появится целый класс мальчиков под руководством Сергея Гагена – премьера балетной труппы Самарского академического театра оперы и балета. Для этого мы начали серию публичных дискуссий на тему «Мужчины в балете» с целью рассказать о профессии из первых уст состоявшихся и успешных артистов балета Самарского театра и привлечь всех заинтересованных в стены нашего училища.

С&Г: Сколько детей выпустилось в этом году?

В.Б.: В этом году было девять выпускников, пять из них сразу трудоустроились в театры Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Саранска. Отрадно, что наши выпускники работают и в Самарском академическом театре оперы и балета, ведь наша задача – готовить высококачественных артистов в первую очередь для труппы Самарского театра. Качество балетных спектаклей Самарского театра оперы и балета с каждым годом растёт, поэтому и нам важно соответствовать.

Самарское хореографическое училище

С&Г: Что ждёт студентов в этом учебном году и какова вероятность их выступления на сцене театра перед публикой?

В.Б.: В этом учебном году главным балетмейстером училища назначен Юрий Бурлака, заслуженный артист РФ, художественный руководитель балетной труппы САТОБ. Он будет курировать как постановки учеников училища, так и подготовку спектаклей артистов театра, что окончательно сотрёт грань между учебной практикой студентов и реальной работой артиста на сцене театра.

Также мы начинаем работу над подготовкой двух спектаклей с приглашёнными балетмейстерами. Один из них – «Снежная королева» в авторской интерпретации известного балетмейстера из Екатеринбурга Петра Базарона. Второй – современное прочтение дневников-воспоминаний артистов балета Мариинского театра, которые пережили блокаду Ленинграда, не уезжая в эвакуацию. Мы планируем показать этот исторический материал на сцене Самарского театра оперы и балета 27 января, в памятный день окончательного снятия блокады Ленинграда, и ожидаем, что спектакль станет большим культурным событием для города.

Балет в Самарской области

С&Г: Планируются ли у ребят стажировки, мастер-классы, интенсивы в процессе обучения?

В.Б.: Конечно. Все ученики, как младшие из звена дополнительного образования, так и взрослые из программы специального профессионального образования, традиционно проходят образовательные программы в центре для одарённых детей «Сириус». Также мы достигли договорённости с директором Академии танца Бориса Эйфмана на серию стажировок как для студентов, так и для педагогов училища. Первые мастер-классы пройдут уже в этом году. Помимо этого, благодаря поддержке министерства культуры Самарской области, мы вошли в проект «Творческие люди» нацпроекта «Культура». Наши педагоги по специальным дисциплинам в следующем году пройдут образовательные программы в МГАХИ. Двое из них уже проходят переподготовку по направлению «Искусство балета» в Московской государственной академии хореографии. Есть также замысел провести летний лагерь-интенсив для наших учеников с приглашением артистов балета, если получим одобрение и поддержку родителей.

С&Г: Кроме гостей из Академии танцев Бориса Эйфмана, планируете приглашать коллег из других училищ?

В.Б.: Да, планируем. В первую очередь – коллег из хореографических учреждений Перми, Москвы, Санкт-Петербурга. Недавно наши педагоги участвовали в открытом общероссийском конкурсе педагогического мастерства имени Людмилы Павловны Сахаровой в Пермском хореографическом училище. После их успешной поездки мы также хотим посетить училище с делегацией, повстречаться с коллегами и, конечно, пригласить их к нам поделиться профессиональным опытом.

Балет в Самарской области

С&Г: Вы заговорили о педагогах. Кто сегодня готовит артистов балета в училище?

В.Б.: У нас есть взрослые педагоги, что для балетного училища большая ценность. Есть молодые педагоги, в том числе наши выпускники – Маргарита Сергеевна Пономарёва и Татьяна Евгеньевна Красильникова. В этом году к нам пришла работать Виктория Витальевна Черкасова – тоже молодой педагог и солистка балетной труппы САТОБ. Наставником в её педагогической деятельности стал самый опытный педагог училища Татьяна Васильевна Сергеева, и мы ждём интересных результатов от такого сотрудничества. Наша мечта – это иметь ещё и приглашённых педагогов.

С&Г: Важны ли для популяризации балетного искусства конкурсы, и планируете ли вы их проведение в стенах училища?

В.Б.: Безусловно, конкурсы популяризируют балет. У нас есть грандиозный план – организовать межрегиональный конкурс, посвящённый Игорю Александровичу Чернышёву – народному артисту РСФСР, главному балетмейстеру Куйбышевского театра оперы и балета с 1976 по 1995 год. Работая в театре, он оказывал большое попечительское внимание студентам, обучающимся в балетной школе при театре. Дети всегда были задействованы в балетных постановках и выходили на сцену наравне с состоявшимися артистами. Поэтому имя Игоря Чернышёва мы решили присвоить конкурсу постановок и балетных вариаций среди учреждений среднего специального образования ПФО. Заручившись поддержкой министерства культы Самарской области, руководства Самарского театра оперы и балета, мы начали работу над Положением конкурса.

Балет в Самарской области

С&Г: Как обстоят дела с выделением отдельного здания для училища?

В.Б.: У нас пока нет своего здания. Это, безусловно, проблема, но тем не менее это не должно быть препятствием для нашего развития. Работа в этом направлении ведётся, и есть объект, который мы бы хотели получить. Но в настоящее время мы в большей степени нацеливаемся на развитие наших детей, новые постановки, участие в конкурсах, повышение квалификации кадров, приглашение к нам интересных педагогов балета для того, чтобы в училище поступал кислород и у студентов была яркая насыщенная жизнь. У нас есть планы расширить деятельность в других муниципалитетах – открыть отделения Самарского хореографического училища, например, в Новокуйбышевске, потому что балетной школы там нет, а расстояние между городами незначительное. Даже если дети позанимаются там год с нашими педагогами, и мы увидим одарённых учеников, то для их семей не составит большой сложности приехать в Самару, чтобы ребёнок поступил непосредственно в самарское училище. У нас очень много иногородних детей, и родители зачастую принимают решение о переезде ради выбора будущего ребёнка. Поэтому мы с интересом смотрим на другие города и всегда ждём мотивированных родителей и одарённых детей.

Самарскому хореографическому училищу в этом году исполнилось 15 лет. За свою историю оно выпустило более пятидесяти профессиональных артистов балета, востребованных в театрах по всей стране. Каждый год образовательное учреждение расширяет программу обучения своих подопечных и готовит не просто танцовщиков, а носителей культуры. Училище занимается дополнительным просвещением студентов вне стен хореографического училища, сотрудничая с городской филармонией, куда дети ходят, чтобы соприкоснуться с мировыми шедеврами классической музыки, развивать слух и музыкальные способности. Идя в ногу со временем, руководство училища планирует внедрение углублённого изучения английского языка в рамках общеобразовательной программы, проходящей параллельно обучению балетному мастерству. Отсюда напрашивается вывод: раз в училище поставили задачу приобщить детей к прекрасному и открыть границы возможностей человеческого тела и сознания, то делают они это по максимуму.

Автор: Ирина Киселенко


Автор:Ирина Киселенко