Оглавление
4#2021
Оглавление
Города и районы Самарской области
Замечательные женщины Самарской области
Звезда
Здравоохранение
Инновации
Информационные технологии
Конкурс
Культура Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Творчество
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экология
Юбилей

Пятидесятый праздник джаза

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2021 (декабрь)

Программа отмеченного в сентябре очередного Дня города по традиции включала фестиваль «Самара Open Jazz», который в общем списке прошедших ранее джазовых праздников оказался юбилейным – пятидесятым. В канун шестидесятилетия самарского джаза город успешно возвращает себе статус солидного джазового центра страны. Само же шестидесятилетие отсчитывается от 1962 года, когда в городе был создан джаз-клуб, появились первые ансамбли подлинного импровизационного джаза и состоялся организованный джаз-клубом первый фестиваль, кстати, ставший тогда третьим вообще в Советском Союзе.

фестиваль «Самара Open Jazz»

Прошедший в 2021 году джазовый праздник оказался одним из самых интересных и по уровню мастерства участников, и по разнообразию стилей и направлений прозвучавшей музыки. Кроме самарских музыкантов, выступили джазмены, приехавшие из Москвы и Петербурга.

Конечно же, из числа участников-ветеранов самарского джаза в первую очередь следует отметить известного и в России, и за её пределами пианиста Григория Файна. В восьмидесятых, когда куйбышевского джаз-клуба практически не стало, фестивальную традицию продолжил именно он. С группой помощников организовал тогда пять из обозначенных пятидесяти музыкальных праздников, пригласив джазовых исполнителей из Москвы и других городов страны.

На сентябрьском фестивале Григорий Файн вышел на сцену летнего театра Струковского парка со своими музыкантами – Игорь Трегубов (гитара), Николай Замоздра (контрабас), Михаил Лето (ударные). К ансамблю без каких-либо предшествующих репетиций подключились московичи – трубач Иван Акатов и тромбонист Дмитрий Толпегов.

Акатов сегодня постоянно работает в биг-бэнде Игоря Бутмана, а вообще начинал своё вхождение в музыку в Центральной детской музыкальной школе Самары. После окончания в Москве эстрадно-джазового колледжа и Гнесинской академии он успешно вошёл в круг ведущих джазменов столицы, играл с ведущими музыкантами и создал собственный ансамбль. На «Самара Open Jazz» Иван, кроме группы Файна, был на сцене и с другими составами. А квартет Григория с добавлением двух новых инструментов заблистал свежими тембровыми красками, хотя и оставался в рамках традиционной стилистики: звучали интересные версии свинговых и би-боповых стандартов.

Но прошедший фестиваль был очень разным по характеру исполняемой музыки, и после Григория Файна совершенно иной джаз представил известный московский барабанщик Игнат Кравцов. Нашим меломанам он уже был знаком по предыдущим встречам. В последний раз в 2020 году Игнат играл в Самаре с пианистом Евгением Лебедевым в составе его трио LRK. Кравцов учился в классе ударных инструментов на эстрадно-джазовом отделении Екатеринбургского музучилища и сегодня вошёл в число самых интересных и перспективных джазовых исполнителей страны.

фестиваль «Самара Open Jazz»

Кроме участия в других составах, Кравцов представил на фестивале и свой квинтет «Amber Sept». Прозвучала собственная 50-минутная сольная композиция Игната. Не так уж часто на отечественной сцене можно услышать подобное. Это был интересный опус с отходом от некоторых параметров и критериев джаза, но, что непривычно для инструментов без звуковысотной настройки, заполненный мелодической фразировкой. Точнее, рисунками этой фразировки, её удивительными ритмическими эскизами. Игнат здесь предстал подлинным солистом, играющим на батарее ударных в сопровождении музыкантов-мелодистов.

Игнат Кравцов вообще очень увлекающаяся творческая личность. Как музыкант, кроме джаза, он владеет и другими жанрами, успешно играл и в рок-группах, и даже с лидером «русского шансона» Александром Новиковым. Но не все знают, что Игнат ещё и талантливый художник, которого безоговорочно признают профессионалы живописи. Сам же Игнат говорит, что музыка и живопись – это два его горячо любимых ребёнка: «Визуальное искусство помогает мне лучше раскрыть образность музыки, в то время как музыка вдохновляет на написание картин, на видение форм и красок».

Некоторые участники «Самара Open Jazz» вышли на импровизированную сцену в сквере Эльдара Рязанова, поскольку буквально накануне музыкального праздника в городе были ужесточены ковидные ограничения. Среди этих исполнителей оказался ансамбль джазовой студии «Движение», а также группа доцента СГИКа, интересного пианиста Дмитрия Болдыря. А на главную фестивальную сцену в Струковском парке вышло ещё три ансамбля гостей.

Бэнд «Real Jam» в Самаре выступал уже не один раз. Сегодня в России это один из самых востребованных джазовых составов, в котором участвует вокальная группа с классической свинговой манерой исполнения. Вокальное женское трио сопровождается отличным инструментальным составом, а организован ансамбль в 2009 году талантливой певицей Татианой Фатеевой. Среди вокалисток – Татьяна Гайворонская, дочь солистки Самарского театра оперы и балета Татьяны Гайворонской-старшей. Каждый концерт бэнда – это увлекательное музыкальное путешествие в мир классики свинга. В фестивальной программе ансамбля в формате увлекательного шоу были представлены аранжировки незабываемых стандартов 20-50-х годов, включая такие шедевры, как «Blue Skies», «Moonlight Serenade», «Route 66» и «In The Mood».

фестиваль «Самара Open Jazz»

В совершенно новой роли самарские любители джаза услышали известного тромбониста Сергея Долженкова. Этот интереснейший музыкант, постоянно играющий в биг-бэнде Игоря Бутмана, не устает заниматься творческими поисками в современной джазовой стилистике. На фестивале в 2021 году он представил недавно созданный биг-бэнд полного стандартного состава, но со свежим музыкальным «кровопусканием», получивший и соответствующее название «New Blood Big Band». Причём, в отличие от привычных для больших свинговых оркестров программ, в бэнде Долженкова звучали исключительно фьюжн-джазовые композиции Херби Хенкока, Фрэдди Харбарда, Уэйна Шортера и собственные пьесы Сергея. При этом оркестр выделялся мощным грувом с интуитивным чувством зацикленного ритмического движения и заразительной энергией. В составе бэнда играют молодые музыканты с ярко выраженными современными музыкальными ориентирами и симпатиями. Сам Сергей просто поразил слушателей своей виртуозной техникой игры на тромбоне, замечательной тембровой окраской, неуёмной мелодической фантазией и индивидуальной исполнительской манерой. Выступление оркестра очень удачно дополнила вокалистка современной стилистики Алина Енгибарян.

В финале праздника на сцену вышел уникальный оркестр легендарного ветерана отечественного джаза Геннадия Гольштейна «Саксофоны Санкт- Петербурга». Его руководитель, титан ленинградской джазовой сцены, сам прошёл большую школу в биг-бэндах Эдди Рознера, Олега Лундстрема, Вадима Людвиковского и Иосифа Вайнштейна. С трубачом Константином Носовым он создал один из первых би-боповых ансамблей отечественного джаза. Уже в 60-70-х годах Геннадий Гольштейн очень заинтересовал ведущих джазовых профессионалов Запада. Он стал первым советским джазовым композитором, пьесы которого были озвучены в Штатах на основе нотных записей, нелегально вывезенных в 1962 году за океан саксофонистом Филом Вудсом, приезжавшим в Союз в составе биг-бэнда Бенни Гудмена.

В 1978 году Геннадий Гольштейн ушёл из джаза и двадцать лет с ансамблем старинной музыки «Pro Anima» играл на флейте и виоле да гамба блистательные шедевры музыки позднего Средневековья и Ренессанса. Нельзя не отметить длившуюся с 1974 года педагогическую работу Гольштейна. Школу саксофона под его руководством в Ленинградском музыкальном училище прошли многие известные музыканты, включая Игоря Бутмана, Олега Кувайцева, Игоря Тимофеева и Леонида Сандерского. Кстати, оркестр «Саксофоны Санкт-Петербурга» сегодня тоже состоит из прошлых и нынешних учеников Геннадия Гольштейна.

Впервые появившиеся на самарском фестивале гольштейновские саксофонисты имели грандиозный успех. Зал оказался вовлечённым в замечательные ретро-мелодии джаза 20-40-х годов в исполнении группы из 16 разнотембровых саксофонов с дополнением вокала Айрин Буше и самого Гольштейна. Выступление отличного оркестра было «на ура» принято залом и очень логично завершило замечательную разностилевую программу очередного фестиваля «Самара Open Jazz».

Автор: Игорь Вощинин


Автор:Игорь Вощинин