Оглавление
1#2022
Оглавление
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Замечательные женщины Самарской области
Звезда
Здравоохранение
Конкурс
Культура Самарской области
Образование
Поколение
Право
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Туризм в Самарской области
Энергетика Самарской области
Юбилей
Наука
Леди-клуб
Социальная политика

Открываем двери в будущее

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2022 (апрель)

«Открываем двери в будущее» – так звучит девиз Самарского регионального Центра для одарённых детей. А открывая двери самого Центра, понимаешь, что это и есть школа мечты: кабинеты, оснащению которых могут позавидовать лаборатории многих известных университетов, преподаватели со степенью кандидатов и докторов наук, особая атмосфера и звёзды с фотографиями детей на потолках коридоров (именно так здесь чествуют победителей престижных предметных олимпиад). В Центре для одарённых детей обучаются подростки из Самары и ребята со всей области, приезжающие на профильные смены. Каждый из них – действительно маленькая звёздочка и большая надежда своей страны.

Самарский региональный Центр для одарённых детей

Руководит Центром Ирина Александровна Липенская – человек, который заражает своим энтузиазмом и любовью к собственному делу с первых минут общения. Кстати, хозяйство у Ирины Александровны – впечатляющее. Это не только сам Центр, в котором обучаются дети с 7 по 11 класс, но ещё и общежитие, где живут ребята, приезжающие из области, собственная столовая полного цикла, котельная. Но главное в работе Ирины Александровны, конечно, не это. Главное – дети, новые проекты, интересные решения и бесконечное движение вперёд.

«Я нетипичный руководитель, – рассказывает Ирина Александровна. – У нас нет такого, что я говорю, а остальные слушают. Я, скорее, из тех людей, которые постоянно обращаются к коллективу: «А давайте придумаем? А давайте сделаем? А что ещё можно изобрести?» Любой сотрудник в нашей команде всегда может выдвинуть свои идеи и инициативы. Я уверена, директор – не тот человек, который знает всё, а тот, кто умеет развивать идеи других. Я не боюсь людей, которые умнее меня, напротив, убеждена, что именно такими людьми и стоит себя окружать. Для меня важно не останавливаться на месте. Современный мир быстро меняется, и нам вместе с ним нужно идти вперёд».

Образование

Идти вперёд – это большая работа. Каждый новый проект нужно обосновать и защитить перед Попечительским советом, который возглавляет губернатор Самарской области Дмитрий Азаров и в который входят российские учёные, спортсмены и деятели искусств, известные на весь мир. Для проектов нужно найти увлечённых своим делом педагогов, ведь работать с одарёнными детьми не так-то просто. Впрочем, для Ирины Александровны, кажется, не существует неразрешимых проблем. В конце концов, даже глобальный ремонт Центра под её руководством прошёл не только в сжатые сроки, но и в то время, когда в мире бушевала коронавирусная инфекция. Кстати, стены кабинетов и коридоры в фирменные цвета сотрудники Центра расписывали сами, что получилось стильно и красиво.

Рассказать в одной статье о том, чем занимается Центр, практически невозможно. Например, именно он является в нашей области площадкой Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», который учреждён Министерством просвещения РФ, Научно-технологическим университетом «Сириус» и Образовательным фондом «Талант и успех». Кроме того, Центр является оператором государственного информационного ресурса об одарённых детях и сам проводит мероприятия, результаты которых признаются на всероссийском уровне.

Образование

«Мне часто говорят: «Вам легко! Собрали одарённых детей, с которыми можно работать без всяких проблем, – делится Ирина Александровна. – Ну что я могу сказать на это? Я уверена – все наши дети особенные. И каждый из них – индивидуальность, которая требует особого подхода и особых условий. Здесь нужно найти «ключик» к каждому, вложить много сил, терпения и внимания. Могут ли мои ученики со мной спорить? Иногда мне кажется, что они только этим и занимаются. И для того, чтобы дискутировать с ними на равных, нужно мастерски подбирать аргументы, быть отлично подкованным в каждом вопросе. И вот ещё что важно, меня спрашивают: «Кто такие одарённые дети? Это те, кто учится на четыре и пять?» Нет, те, кто хорошо учится – это прилежные дети. Одарённые дети, в первую очередь, большие труженики, которые ради достижения своей цели могут прикладывать огромные усилия. И здесь, казалось бы, с одной стороны, нужна просто поддержка. А с другой, я понимаю, что наши дети рано взрослеют, и наша задача – помочь развиться не только их интеллектуальному, но и эмоциональному миру. Воспитательная работа в нашем случае – индивидуальный, творческий подход к каждому ребёнку, большой труд всей нашей педагогической команды. Только со стороны это может показаться простым делом, а это, прежде всего, огромная ответственность – спрогнозировать такие направления для развития детей, которые в будущем внесут наибольший вклад в развитие страны».

Приезжающие в Центр для одарённых детей ребята из области могут готовиться здесь к олимпиадам, принимать участие в профильных сменах по таким направлениям, как наука, искусство, спорт. Для них доступна работа с лучшими преподавателями на всём оборудовании Центра, а кроме того, на лучших образовательных площадках города. Так, например, ребята, приехавшие на творческую смену, занимаются в художественном училище имени К.С. Петрова-Водкина и музыкальном училище имени Д.Г. Шаталова. Обучение в Центре ведётся по направлениям, связанным с точными и естественными науками. Впрочем, Ирина Александровна планирует развивать и гуманитарное направление.

Образование

«У меня всегда была мечта стать учителем, – признаётся Ирина Александровна. – У меня мама – учитель, папа – преподаватель вуза. Я просто не могла себе представить другой профессии, поэтому после школы даже не возникало вопроса, куда поступать. А что касается Центра, моя кандидатура была выбрана с учётом предыдущих результатов деятельности. На тот момент я была директором школы № 53, где мы активно развивали проектные идеи, научились выигрывать гранты, создали площадку, на которой могли заниматься математикой дети из разных учебных заведений города, принимали участие в олимпиадах, проводили различные мероприятия. Было решено, что я готова и дальше работать в этом направлении».

Ирина Александровна – человек, которому интересно и важно всё: от покупки сложнейшего оборудования для лаборатории физики до сладостей, которые дети обязательно должны получить на ужин; от проведения научной конференции до эмоционального состояния каждого ребёнка. Рабочий день такого руководителя редко заканчивается вовремя. Впрочем, сама Ирина Александровна вздыхает, что успевает далеко не всё. Например, не хватает времени для написания докторской диссертации, как и ещё на десяток задуманных дел. А на вопрос, что помогает справляться с таким объёмом работы, Липенская честно признаётся: отдых в кругу семьи. «Я счастливая женщина. И могу смело говорить об этом. У меня прекрасный муж, мне действительно с ним повезло. Я знаю, что, когда я поздно вечером приду домой, меня будет ждать не только ужин, но и моральная поддержка. Есть много людей, с которыми можно поговорить, но редко встречаются люди, с которыми можно помолчать. Так вот, с моим мужем возможно и то, и другое. Искренняя поддержка семьи позволяет мне справляться со многими сложностями и вдохновляет на новые проекты».

Автор: Татьяна Николаева


Автор:Татьяна Николаева