Оглавление
2#2022
Оглавление
Города и районы Самарской области
Здравоохранение
Культура Самарской области
Образование
Право
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Творчество
Фестиваль
Эколидер
Юбилей
Год культурного наследия народов России

Счастливый билет на «Волшебную полянку»

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2022 (июль)

Мальчикам и девочкам – воспитанникам муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №4», что в микрорайоне Волгарь, повезло вытянуть первый в своей жизни счастливый билет. Они попали в уникальное место, успевшее, несмотря на молодость, покорить не только детские сердца, но и сердца их родителей.

воспитание

С малых лет – в диалоге культур

Два корпуса учреждения, построенного в современном архитектурном стиле, главенствуют посреди уютной, облагороженной территории, благоухающей зеленью и многоцветьем – настоящее царство малышей. Они словно маленькие делегаты с просторов России представляют всю палитру наций, проживающих на её территории: русские, армяне, азербайджанцы, осетины, дагестанцы, казахи, узбеки... Живут здесь дружно. Именно поэтому основной идеей работы детского сада стало создание такой предметно-развивающей среды, которая способствует погружению детей в неповторимый, яркий, красочный этнос народов, живущих в экограде Волгарь.

Знакомство с культурой, бытом и традициями дружественных народов в детском саду происходит через содружество трёх муз. В МБДОУ создан мини-музей «Печки-Лавочки», руководит которым педагог Татьяна Валерьевна Мямина. Создание этнографического музея в детском саду обусловлено также необходимостью включения национально-регионального компонента в воспитательную систему ДОУ, цель которого – формирование личности, наделённой такими качествами, как осознание себя представителем определённого этноса, готовность и способность к взаимодействию с другими личностями, культурами, обществом. В этнографическом музее «Печки-Лавочки» культура и быт представителей разных народностей воплощены в доступных для дошкольников формах: игры, песни, загадки, национальные костюмы и предметы быта, домашняя утварь.

Многонациональный коллектив детского сада надеется, что этот абсолютно иной мир музейной педагогики, очень необычный и безумно притягательный для дошкольников, станет для них началом путешествия к истокам культуры народов экограда Волгарь.

Детский сад комбинированного вида №4

«Организация музея – моя мечта, – рассказывает заведующая детским садом Людмила Александровна Пятилетова, опытный педагог, стоящий на капитанском мостике с момента создания. – Мне дороги вещи из прошлого. Они без слов рассказывают о традициях, быте наших предков. Этот «уголок истории» мы решили создавать вместе с родителями и сотрудниками. Начали со старинного веретена, потом появились две прялки. Так постепенно экспонаты прошлых лет обрели в стенах нашего музея свой дом. Я много езжу по стране. Отовсюду привожу интересные вещи. Из Суздаля привезла старинные костюмы и книгу XVIII века на старославянском, купленную совершено случайно на развале с сувенирами. Книга эта, кстати, педагогическая, о воспитании отроков. То есть абсолютно наша тема. Есть ещё медицинская книга конца XIX столетия. Тогда же пришла мысль открыть библиотеку и собирать детские книги советских времён. Вещи из 80-х и 90-х скоро для подрастающего поколения станут музейной редкостью и поэтому мы начали собирать утюги, пионерские горны, барабаны, электронику того времени».

Вторым аспектом этнокультурного воспитания в детском саду является инновационная библиотека «Народы Поволжья». Под чутким руководством педагога Марины Викторовны Коноваловой сотрудниками детского сада совместно с родителями был создан уникальный библиотечный фонд, который включает в себя более 100 сказок, легенд и сказаний различных народов, лучшие произведения детских авторов различных национальностей, аудиотеку с потешками, колыбельными, аудио-сказками, проигрывателем и виниловыми пластинками на различных языках, видеотеку, в состав которой входят мультипликационные фильмы, фильмы-сказки, видео-экскурсии, а также диатека с коллекцией слайдов и диафильмов. В качестве основных средств этнокультурного воспитания дошкольников в библиотеке используются компоненты народной культуры: фольклор, колыбельные, сказки, пословицы, поговорки, народные игры, художественные народные промыслы. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.

Третья составляющая содружества муз – творческая мастерская «Жили-Были». Руководители мастерской – Оксана Валерьевна Редькина и Олеся Дмитриевна Зажарская – молодые, но очень творческие и перспективные педагоги. На разнообразных увлекательных и познавательных мастер-классах, работая с глиной, деревом, тканью, кожей, создавая неповторимый продукт своими руками, ребята чувствуют себя настоящими мастерами и ремесленниками. Такие занятия не только оказывают благотворное влияние на личность ребёнка, раскрывая его творческие способности, но и знакомят с декоративно-прикладным творчеством различных народов, позволяют ощутить духовную жизнь своего народа, творчески утвердиться в ней, а также принять и полюбить историю и культуру других национальностей.

Все эти образовательные проекты объединены одной темой – прошлое, настоящее и будущее коренных народов Поволжья и народов проживающих в данный момент в экограде Волгарь. Благодаря чему вся работа детского сада представляет собой единый, неразрывный процесс, где наряду с классическими формами работы используются инновационные – музейная педагогика, различные технологии исследовательской деятельности, проектные и, конечно же, игровые.

воспитание

«Уникальность нашего детского сада – в его многонациональности, – говорит заведующая. – Волгарь – молодой микрорайон, населённый в большинстве своём семьями выходцев из разных республик, поэтому на этапе формирования команды возникали некоторые сложности. Однако в итоге девочки изучили друг друга, привыкли, и теперь все мы – 102 человека, включая обслуживающий персонал, – крепкая команда, настоящая семья, готовая подставить плечо друг другу».

Мамы Волгаря

Примечательно, что в этом районе Самары очень мало, скажем так, квалифицированных педагогов, большую часть педагогического состава, как метко выразилась Людмила Александровна, представляют мамы Волгаря. То есть такие же приезжие, как и большинство жителей. Поэтому возникший при открытии учреждения небанальный замысел заведующей «Волшебной полянки» создать «Школу молодого воспитателя», упал на благодатную почву. Объединение активных, талантливых, компетентных и высококвалифицированных педагогов-стажистов в лице старшего воспитателя Алевтины Владимировны Ромашиной, учителя-логопеда Оксаны Витальевны Шачневой и учителя-логопеда Натальи Александровны Нестеровой, которые делятся своим богатым опытом, творческими находками и интересными идеями, в конечном итоге стало поддержкой для многих молодых педагогов. В «Школе молодого воспитателя» они получают блестящую возможность проконсультироваться по ключевым вопросам детского воспитания, познакомиться с передовым педагогическим опытом России и зарубежья, узнать про особенности развития своих воспитанников, посмотреть и попробовать на практике современные формы и методы работы с детьми и родителями, получить методическую поддержку, изучить правовые документы, регламентирующие работу педагога. А с другой стороны, этот своеобразный актив помогает молодым воспитателям, ещё не совсем уверенным в правильности выбранной профессии, сделать первые шаги в мир педагогики, обеспечить наиболее лёгкую адаптацию в коллективе, поддержать эмоционально и укрепить веру в себя и свои силы.

«Мы занимаемся переподготовкой. На занятиях, семинарах, консультациях, на личных примерах они проходят обучение основам педагогики. Стараемся, чтобы они вошли в профессию воспитателя. Уход и присмотр за чужим ребёнком как за своим собственным, умение видеть и слышать его – вот наше ключевое требование. А получение новых знаний – это уже следующий этап», – делится Людмила Пятилетова.

Ликбез для родителей

Ещё один проект Людмилы Александровны – «Школа молодого родителя», в которую, как правило, приходят родители малышей двух-трёх лет для того, чтобы набраться опыта воспитания своего ребёнка. Совместные занятия помогают не только получить ответы на вопросы воспитания, но и приобрести новые умения и навыки в различных сферах жизни.

воспитание

Участники «Школы молодого родителя» охотно откликаются на призыв заведующей принять участие зимой в расчистке территории от снега или посадке деревьев в тёплое время года. Так два года назад была создана каштановая аллея из 55 деревьев. Это гордость заведующей и детского сада. Озеленение территории – одно из важнейших направлений в работе дошкольного учреждения. Как и субботники, в которых родители – первые активисты. Благодаря им на территории появился птичий двор, метеорологическая площадка, реально действующая и украшенная солнечными часами. Преобразования будут продолжаться. Будут реализовываться планы на дальнейшее развитие.

«Волшебная полянка» нуждается в расширении. Детей становится больше, и это радует команду сада. Но ребятам действительно нужно больше пространства. Два корпуса учреждения рассчитаны на 450 человек, а по факту в планах с набором этого года их уже 800.

В сентябре это число увеличится. В Волгаре большое количество многодетных семей. Мамы молодые, рожают часто. Норма на семью – четыре-пять детей. Есть семья, где вместе с усыновлёнными, восемь ребятишек. Так что с демографией в Волгаре всё в порядке.

Большую помощь детский сад получает от городского департамента образования и администрации Куйбышевского района. На «Волшебной полянке» были и мэр Самары Елена Лапушкина, лично курировавшая строительство, и губернатор Дмитрий Азаров.

О языкознании и не только

В рамках национального проекта «Образование» в детском саду запущен и активно ведёт свою работу проект «Каждый ребёнок имеет право на успех».

В этом году «Волшебная полянка» выпустила 148 будущих первоклашек. Все они хорошо адаптированы и подготовлены к дальнейшему обучению, но уже в школах города Самары. За время пребывания ребят в детском саду коллектив МБДОУ старался создать все необходимые условия, чтобы раскрыть самые сильные и лучшие стороны каждого воспитанника. Вот и в этом году на базе детского сада функционировало 11 долгосрочных проектов в рамках дополнительного образования, направленных на развитие творческих, физических, умственных и интеллектуальных способностей ребят. Танцы, футбол, шашки, дзюдо, экологический театр, туризм – вот лишь некоторые направления, которые ребята с удовольствием осваивали в стенах дошкольного учреждения.

«Я стремлюсь к тому, чтобы родители, отдавая в наши стены своих чад, были полностью спокойны за их безопасность во всех смыслах. Чтобы нам доверяли. У нас созданы все условия для гармоничного развития детей. Ребятишкам уютно, тепло, сытно, интересно. Мы их всесторонне развиваем и обучаем», – говорит Людмила Пятилетова.

воспитание

Возможность на успех имеет каждый ребёнок. Поэтому для детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду функционируют две группы компенсирующей направленности. Эти группы появились в первый год работы. Профессионалы своего дела, учителя-логопеды Наталья Александровна Нестерова и Оксана Витальевна Шачнева помогают ребятам развивать речь, артикуляционную моторику, физический и речевой слух, накапливать и активизировать словарный запас, формировать навыки словообразования и словоизменения, звукового анализа, развивать грамматический строй речи, связную речь, ну и, конечно же, отдельное внимание уделяется коррекции произношения. Вся работа проводится в игровой форме с использованием большого количества наглядного и дидактического материала, что делает сложную, утомительную, монотонную работу по развитию речи очень интересным, занимательным, увлекательным, а главное плодотворным занятием для воспитанников.

«Любой ребёнок талантлив и в нашем детском саду мы помогаем раскрыть и увидеть неповторимый дар в каждом воспитаннике, – рассказывает старший воспитатель Алевтина Владимировна Ромашина. – Большое количество наших ребят в течение года активно участвует в конкурсах различного направления и уровня. И мы с радостью и гордостью можем отметить, что во многих из них они становятся победителями и занимают призовые места».

В ногу со временем

Несмотря на то, что детский сад «Волшебная полянка» функционирует совсем недавно, работа в нём кипит и направлена на перспективу. Молодой коллектив полон интересных, творческих, новаторских идей для того, чтобы воспитанники не только были подготовлены к школе, но и уже при выпуске из детского сада понимали, чем хотят заниматься, что им удаётся лучше всего и какую профессию они хотели бы получить. В 2021 году МБДОУ был присвоен статус городской проектной площадки по теме «Формирование у детей 5-7 лет представлений о мире профессий с использованием STEАM-образования». Конечно, знакомство дошкольников с профессиями происходит в каждом детском саду, но, как правило, оно носит информативный характер. Изюминка работы «Волшебной полянки» в том, что в STEAM-лабораториях дети могут попробовать себя в той или иной профессии на практике. На данный момент в саду функционирует 5 лабораторий. Например, «Фрёбель-лабораторией» руководит воспитатель Елена Александровна Гарманова. Занятия с Дарами Фрёбеля дают возможность развить у воспитанников задатки и предпосылки аналитического, логического, математического и творческого мышления. На данном этапе дети активно пробуют себя в таких профессиях, как криминалист и графический дизайнер.

В исследовательской лаборатории «Эйнштейн» под чутким руководством воспитателя Олеси Викторовны Табаковой ребята старшего дошкольного возраста с помощью экспериментов узнают, что такое ток, как он перемещается, где он живёт, почему радиоволны – «невидимки» и много другой интересной информации, которая помогает им осваивать профессии радиотехника, электромеханика, геолога.

В конструкторской лаборатории «Леготехник», лаборатории игрового моделирования и робототехники «Изобретатели» ребята совместно с педагогом Людмилой Юрьевной Чурашовой реализуют свои конструкторские и инженерные замыслы. В дальнейшем из них вырастут отличные IT-программисты, конструкторы и архитекторы-градостроители.

воспитание

А вот раскрыть весь свой творческий потенциал ребятам помогает воспитатель Юлия Станиславовна Шепталова в познавательно-творческой лаборатории «Мультипликаторы». В дальнейшем создать декорации, придумать сценарий и воплотить его в жизнь с помощью современных компьютерных программ ребятам не составит никакого труда. А может, в детском саду уже подрастает будущий Сергей Бондарчук.

Особенности окружающего мира, живой и неживой природы дети постигают вместе с педагогом Анной Викторовной Глуховой в экспериментальной лаборатории «Естествоиспытатели». Как дышат растения, чем отличается почва в городе и лесу, нужен ли растениям свет, почему идёт дождь и откуда берутся облака, ребята узнают самостоятельно в процессе экспериментальной деятельности. Осваивая профессию сити-фермер, воспитанники уже узнали, какие семена и какие культуры лучше выбрать для посадки в черте города, как ухаживать за ростками. Результатом усилий ребят уже стал мини-огород на территории детского сада, который радует зеленью, злаковыми и бахчевыми культурами.

Вторым инновационным направлением, которое детский сад внедряет в рамках сетевой инновационной площадки ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН, стало внедрение и апробация основ алгоритмики и программирования в цифровой образовательной среде «ПиктоМир». Данное направление сотрудники МБДОУ считают очень актуальным, интересным и передовым, так как за робототехникой, программированием, моделированием, проектированием стоит будущее всего человечества.

Работу в рамках данной сетевой площадки ведут молодые, перспективные, творческие педагоги, отлично владеющие ИКТ: Алевтина Владимировна Ромашина, Оксана Валерьевна Редькина, Ирина Семёновна Шоп, Алина Фаридовна Объедкова и Мария Александровна Каплунова. Все они прошли курс повышения квалификации по данному направлению и с энтузиазмом приступили к работе. Все занятия проходят в клубе «Кроха Софт», в котором живут мягкие игрушки роботов Вертун, Зажигун, Тягун и Двигун и реальный робот Ползун, есть сочленяемые между собой пазлы для создания игровых полей, а также пиктограммы, для создания простых линейных программ.

За 4 месяца работы клуба «Кроха Софт» ребята уже узнали, что робот – это исполнитель команд и он может выполнять только те команды, которые заложены в него на заводе-производителе, командир – отдаёт команды роботу (это может быть человек или компьютер), программист создаёт программы. Изучили платформу робота Двунога. Справились успешно со всеми заданиями на платформе робота Вертуна и теперь осваивают активно платформу роботов Двигуна и Тягуна.

Ребятам очень нравится собирать по схеме игровые поля, находить точки старта, обращая при этом особое внимание на карточку «Начальное положение робота» и финиша. Выкладывать с помощью стрелочек и пиктограмм путь робота. Каждое занятие вызывает у детей море положительных эмоций, обсуждений и идей.

Вот так в игровой форме сотрудники детского сада «Волшебная полянка» легко, просто, понятно, но на полном серьёзе знакомят воспитанников с нужными и очень важными аспектами жизни. Одним словом, подготовка ребёнка к будущей взрослой жизни – это не только привитие бытовых навыков самообслуживания, но ещё и расширение кругозора, получение разносторонних знаний, формирование характера, душевной чистоты, развитие талантов и умений – к общению, состраданию, помощи близким и упорству в достижении цели.

Автор: Андрей Введенский


Автор:Андрей Введенский