Оглавление
1 / 2022
Оглавление
Бизнес / Клуб
Здоровье / Клуб
Леди / Дело
Леди / Личность
Леди / Творчество
Мода / Клуб
Событие / Клуб
Стиль / Клуб

Ив Корнелиус: «Это джаз выбрал меня!»

Журнал «Леди-клуб», номер 1 / 2022 (декабрь)

Экстравагантная и утончённая джазовая богиня! Она обожает дорогое красное вино, чёрный цвет в одежде и музыку Стравинского. Любит шумный и фееричный Нью-Йорк, но всё же главным своим пристанищем считает уютный город Роли (Raleigh) – административный центр штата Северная Каролина.

Гастролировала и записывала альбомы со многими ведущими мастерами джаза: от Чучо Вальдеса до Роя Харгроува. Музыкальные критики считают её продолжателем традиций гениальных певиц Золотой эпохи. Ей довелось поработать с Тео Масеро – легендарным аранжировщиком и продюсером великого Майлза Дэвиса и Дэйва Брубека.

А недавно её фантастический вокал украсил интернациональный альбом знаменитого российского джазового композитора и музыканта Ника Винцкевича «California Spirit». Она очень любит выступать в России и мечтает научиться петь на русском языке. Неоднократно принимала участие в уникальном проекте Леонида Винцкевича – ежегодном передвижном фестивале «Джазовая провинция».

Сегодня у нас в гостях знаменитая американская джазовая вокалистка Ив Корнелиус.

джаз

«Главное – не правительства! Важнее – простые люди!»

Ив Корнелиус
(перед исполнением песни «What a wonderful world!» на концерте в Москве 28.12.2021)

«Вообще Ив Корнелиус – это радость и счастье.
Быть с ней на одной сцене – сущий праздник.
Она блистательная вокалистка, потрясающе позитивный человек!
Никогда себя не выпячивает. Не намекает на особое к себе
отношение: «Мол, я такая мегазвезда!»

Ник Винцкевич

Между Сарой и Эллой

Ив Корнелиус родилась в Ньюарке – крупнейшем городе штата Нью-Джерси. Что неподалёку, буквально через мост, от циклопического Нью-Йорка. А росла и воспитывалась в Ньюпорт-Ньюс (штат Виргиния). Сызмальства она испытывала особое «музыкальное родство душ» с великими певицами Сарой Вон и Эллой Фицджеральд, которые соответственно были родом... как раз из этих же двух городков. Мистика какая-то! Ну а обучением юной Ив занималась знаменитая джазовая пианистка, композитор и аранжировщица Мэри Лу Уильямс. Что можно считать просто неслыханным везением.

Затем она прошла обучение на отделении музыкально-джазового исполнительства в Central University Северной Каролины и закончила курс менеджмента в Hampton University. В результате Корнелиус – обладательница степени бакалавра и в музыке, и в бизнес-управлении. Любопытно, что её профессиональное музыкальное образование состояло как бы из официальной и индивидуальной частей. То есть обучение по общей программе в сочетании с её тщательной работой над аранжировками произведений из творческого наследия певиц Золотой эпохи джаза. Таких как Билли Холидей, Элла Фитцджеральд, Кармен Макрей и Сара Вон.

Карьера Ив Корнелиус началась с победы в музыкальном телевизионном конкурсе. А вскоре её выступления по обе стороны Атлантики стали регулярно заслуживать похвальные отзывы авторитетных критиков. В её послужном списке два самых главных джазовых фестиваля США: в Ньюпорте и Монтерее. Корнелиус рукоплескали и на престижнейших европейских фестивалях в Монтрё (Швейцария) и Мидделхайме (Бельгия). И ещё феерическое выступление на North Sea Jazz Festival в Нидерландах. А как не упомянуть потрясающий успех на JVC Jazz Festival в крупнейшем культурном центре Нью-Йорка – Lincoln Center. Её выдающаяся карьера включает гастроли по Японии, США и многим странам Европы. Партнёрами Ив Корнелиус по бесчисленным турне в разные годы были Чучо Вальдес и Карл Аллен, Джон Хендрикс и Марк Уитфилд, Родни Уитакер и Рой Харгроув, Малгрю Миллер и Тим Уорфилд. Она принимала участие в записи альбомов ряда популярных американских исполнителей, в том числе Рэмси Льюиса – «Sky Island», Нормана Коннорса – «Remember Who You Are» и Джейвона Джексона – «Easy Does It».

На счету Корнелиус масса наград в области вокала и джазового искусства, в том числе The «BET» Jazz Discovery Vocal Award (Black Entertainment Television), The «Indie» Award, The Lionel Hampton Jazz Performance Award. Также ей принадлежит авторство программы для юношества The Shepard Jazz Camp и идея вокального джазового фестиваля JazzVoxFest. Ну и вдобавок сегодня она ещё и преподаёт джазовое искусство в Университете Восточной Каролины.

Российской публике Ив Корнелиус открыл мэтр отечественного джаза Леонид Винцкевич. С тех пор ряду наших ведущих музыкантов посчастливилось выступать с этой фантастической американкой. Не могу не упомянуть моего друга Даниила Крамера, квартеты Павла Тимофеева и Давида Голощёкина, а также её многолетнее сотрудничество с Иваном Фармаковским и его квартетом.

джаз

От бизнеса до любви

– Кто кого выбрал?

– Это не я выбрала джаз. Это он выбрал меня! Много лет назад, когда я только начинала слушать самую разную музыку, в том числе и ритм-н-блюз, один знакомый джазовый музыкант просто посоветовал сходить в одно особое место, где играли джаз. А ещё он снабдил меня пачкой джазовых дисков, чтобы я так сказать «подготовилась». С того самого времени и влюбилась в эту волшебную музыку. Мне захотелось научиться творить такое же волшебство. С тех самых пор именно этим и занимаюсь...

– Музыка – это бизнес?

– Ну посудите сами. Мы ездим на гастроли, выступаем в разных городах и странах, а нам за это платят. То есть музыка – это бизнес. Ведь пока вы выступаете, ваши домашние счета непрерывно растут. А, как известно, по счетам надо вовремя платить. И вы можете быть каким угодно великим артистом, но и вам также необходимо оплачивать счета, иначе просто останетесь без крыши над головой.

– Бываете ли Вы сентиментальной?

– Иногда бываю. На сцене. Когда исполняю какую-то особую песню, которая по-настоящему меня трогает. Если она о чём-то таком, что на самом деле произошло в моей жизни. Тогда мне вообще порой плакать хочется. Но приходиться себя сдерживать. Стараюсь, чтобы зрители не увидели моих слёз...

– Что для Вас любовь? Ведь сегодня Вы так проникновенно исполнили композицию Ника Винцкевича «Vive L'Amour» и балладу The Beatles «And I Love Her».

– Встречный вопрос: любовь сейчас или в прошлом? Если сейчас, то, пожалуй, я больше всего люблю саму себя! (смеётся) Ну, а в прошлом?... Знаете, Анатолий, в моей жизни было несколько по-настоящему очень красивых романов. И я ими до сих пор очень дорожу. И всех их всё ещё люблю. Но, конечно, по-другому. Поскольку в те годы это была ЛЮБОВЬ, ну а теперь уже прошло изрядное время. Тогда я буквально «срасталась» с каждым из этих молодых людей, а сейчас с любовью отношусь ко многим. Например, к моим друзьям. Хотя, безусловно, это чувства несколько иной «окраски»...

– Тогда Ваши любимые цвета?

– Чёрный и белый. Белый и чёрный. И это очень здорово, ведь они прекрасно сочетаются (смеётся).

– У Вас очень маленькая ножка!

– Да нет же! У меня просто гигантский размер. Big Foot! (хохочет в голос)

джаз

– Каковы Ваши планы на этот год?

– Естественно, продолжать писать и исполнять джазовую музыку (смеётся). А если конкретно, то очень хотелось бы сыграть эту нашу программу, посвященную Майлзу Дэвису уже и на американской земле. На родине этого Гения! И, конечно, тоже вместе с ансамблем Винцкевича. И ещё. Я бы хотела сыграть концерт для Владимира Путина. Уж не знаю, любит ли Ваш Президент джаз. Но уверена, что услышав нашу музыку, он точно полюбит и весь джаз в целом (смеётся).

...К сожалению, никогда не пробовала петь на русском языке. Когда предложила это музыкантам, они переполошились: «Нет, ты должна петь на английском!» Я спросила: «А что в этом такого, если я буду петь на русском?» Они опять в один голос: «Нет, нет! Пой на английском!» Но как только они согласятся – я готова!..

From Russia with love

«Нет ничего такого, что бы я не любила в России, – признаётся Ив Корнелиус. – А что касается джазового сообщества, то все, с кем я здесь работала в разные годы, просто очень крутые музыканты! Ничуть не лукавлю. Уровень моих российских коллег потрясающе высок! И на сегодняшний день вы обладаете, пожалуй, одной из самых мощных джазовых школ даже не в Европе, а во всём мире.

Vintskevich Family были первыми, кто уже много лет назад пригласили меня в Россию. А если конкретно, то Леонид Винцкевич тогда пригласил меня на свой уникальный фестивальный проект «Джазовая провинция». Мы очень много выступали вместе. Ну а потом пришёл черёд и других русских музыкантов. Например, мы стали сотрудничать с Фармаковским и Крамером. Кстати, именно с Даниилом я совершила свой второй большой тур по России».

– Что Вас привлекает в русской классической музыке?

– Скажу честно, не могу похвастаться огромными познаниями в этой области. Всё-таки я – джазовая исполнительница. Но, безусловно, мои русские кумиры – это Стравинский и Чайковский. А у Чайковского, конечно, – «Щелкунчик»! Это – шедевр на все времена! Ну а вообще, джаз зародился в недрах классической музыки. И многие джазовые звёзды получали именно классическое образование. К тому же, существует немало джазовых версий самых ярких произведений из мирового классического наследия. Но напомню, что великий Дюк Эллингтон советовал не делить музыку на классическую, эстрадную или джазовую. Он утверждал, что необходимо разделять музыку лишь на хорошую и плохую.

джаз

– Что отличает российских фанатов от их зарубежных собратьев?

– Могу сказать, что, к примеру, американская публика мгновенно включается в «музыкальный процесс». Что называется, «c пол-оборота». А вашим зрителям в прошлые годы требовалось какое-то время на «раскачку». Сначала они как бы прислушивались, осторожно втягиваясь в музыкальное действие. Но сразу должна оговориться, что так происходило раньше. Во времена моих первых приездов. Теперь же восприятие и приём уже практически ничем не отличаются. Сейчас в российских залах почти моментальное «включение». В любом случае фестивальный проект «Джазовая провинция» провёл за эти десятилетия огромную просветительскую и образовательную работу в среде ваших слушателей. В больших городах, типа Самары, Москвы или Санкт-Петербурга – это была одна динамика. В небольших – Курск, Орёл или Тула – думаю, другая. Но главное, что повсеместно люди здесь заметно «выросли» за прошедшие годы. Джазовый язык для них уже не чужой. Знаю, что фестиваль «Джазовая провинция» стал очень известным и нравится многим людям. Всё большее количество зрителей получает от него удовольствие.

Да, я хотела бы возвращаться сюда – в Россию – снова и снова. Хоть каждый год! Но, к сожалению, это не всегда получается. Тем не менее, приезжаю в Россию уже в течение многих лет. И могу с уверенностью сказать: ваша страна очень изменилась с момента моего первого визита. Да, всё становится лучше! И мне это нравится!»

Автор: Анатолий Семёнов


Автор:Анатолий Семёнов