Духовно возродим Россию

Губернатор Самарской области
Константин Алексеевич Титов:
“Нам есть во имя чего вместе трудиться”
- О необходимости сотрудничества с религиозными организациями в деле борьбы с экстремизмом не возникает никаких сомнений. Религиозные организации способны создавать позитивное отношение к институту брака, влиять на оздоровление демографической ситуации, воспитывать гражданское самосознание у подрастающего поколения. Силами религиозных общин оказывается содействие в патриотическом воспитании молодежи. Позитивно влияет религиозная проповедь и на формирование здоровой, нравственной атмосферы в обществе и на преодоление его пороков, таких как наркомания и алкоголизм. Тесное и разумное сотрудничество государства и религиозных общин может значительно повысить эффективность социального служения религиозных организаций. Я глубоко убежден, что ни одна из традиционных религиозных конфессий не является сторонницей экстремистских движений и порывов. Я думаю, что здесь государство в первую очередь должно исследовать возможности сотрудничества с Церковью на поле социального служения, и прежде всего в сфере воспитания подрастающих поколений. В нашей губернии уже есть некоторый опыт подобного сотрудничества. В стадии разработки находится план мероприятий по духовному и нравственному образованию граждан Самарской области на 2007-2010 годы. План предполагает системный подход к организации занятий по предмету “Основы православной культуры” в общеобразовательных учебных заведениях, а также предусматривает возможность разработки и внедрения курсов иных традиционных для России религиозных культур. В Самарской епархии Русской Православной Церкви во взаимодействии с органами государственной власти создана сеть социально ориентированных приходов, деятельность которых выходит далеко за рамки собственно религиозной практики и направлена в большей степени на социальное служение. 

Митрополит Калужский

и Боровский Климент:

“Российское общество и Русская Православная    Церковь: исторический путь, опыт взаимодействия и перспективы развития”

- Следует отметить, что ныне имеется ряд проблем, решение которых требует усилий не только Православной Церкви, но и согласованных действий всех религиозных, государственных и общественных институтов.

Наиболее значимой проблемой подобного рода, на наш взгляд, является демографический кризис, приобретающий угрожающие бытию российского народа масштабы.

Безусловно, основной причиной этого является потеря нравственных ориентиров значительной частью наших сограждан, что привело к торжеству гедонистического отношения к жизни, при котором традиционные, семейные ценности перестали влиять на жизнь супругов. И вообще за последнее десятилетие произошла сильная девальвация понятия семьи.

Очевидно, что в решении данного вопроса усилиям религиозных конфессий по преодолению кризиса в немалой мере может способствовать формирование государством идеологического поля, нацеленного на повышение ценности материнства, многодетности и ответственного отцовства.

Вместе с тем традиционной и всегда актуальной задачей Православной Церкви (а если говорить точнее, то и всех религиозных конфессий) сегодня остается сохранение и преумножение духовного и культурно-исторического богатства, доставшегося нам в наследие от предшествующих поколений.

Эта задача тесно связана с вопросом противодействия тем проявлениям религиозного экстремизма и терроризма, проводниками которых являются определенные маргинальные сообщества, которые нередко используют религиозные постулаты. Подобные явления происходят не иначе, как от религиозной неграмотности, ибо в каждой религии одним из базовых принципов является любовь к ближним, а также о воспитании благоговейного, уважительного отношения к Божественному дару в жизни.

В связи с этим, очевидно, наибольшего внимания заслуживает тема просветительской деятельности и развития религиозного образования. Например, счетчик Гейгера помогает нам узнать, что мы находимся в зоне радиоактивной опасности, где может быть нанесен вред нашему физическому здоровью, но для того, чтобы прибор правильно функционировал, он должен быть соответствующим образом изготовлен и настроен. Таким же образом душа человека от своего сотворения наделена замечательной способностью реагировать на добро и зло. Обычно мы называем эту способность совестью. Однако не следует забывать, что эта часть человеческого естества также нуждается в настройке, в терпеливом, внимательном воспитании и постоянной заботе, без которых молодой человек находится в опасности стать нечувствительным к нравственному злу. В этом случае его душа, лишившись внушений совести, может, оказавшись перед лицом искушений, потерпеть внутренний надлом, приводящий к совершенной духовной смерти.

Поэтому высшую степень актуальности сегодня имеет вопрос приобщения населения страны, и особенно молодого поколения наших сограждан, к религиозно-культурной грамотности, ибо подлинное религиозное знание не может служить препятствием к межрелигиозному и межнациональному миру.

Напротив, лишь неверное и неполное знание о иных религиозных верованиях может способствовать возникновению неприязни или даже открытой вражды. В связи с этим по-прежнему актуальным остается вопрос введения в школах культурологического предмета, несущего учащимся знания о религиозных традициях своей страны.

 

Алексей Величко,

Помощник Полномочного представителя

президента России в Приволжском

Федеральном округе.

 

Православие и национальная идея

- Внешне нация представляет собой феномен, в основе которого лежат материальные, качественные критерии: место проживания человека, его антропологические особенности, привычки, специфика быта и рода занятий, характер. Но над ними возвышается область духа. И органическое сплетение земного и духовного начал формирует индивидуальную национальную культуру. В свою очередь, культура возможна там, где нечто культивируется, то есть там, где у человеческого сознания имеется внутренняя потребность и способность перейти в область идеального, признать над собой некие нематериальные, абсолютные категории, - свойство, проявляющееся у разных народов в очень разной степени, достаточно сравнить их историю. Совокупность этих идеалов, то содержание, какое народность вкладывает в них, способы их достижения, и создают народную личность, именуемую нацией. Высота идеалов определяет и величие нации. Как явление культуры, нация есть сила консервативная, имеющая в своей основе завет, память, то есть опять же дух. Поэтому нация и религия неразделимы. И, по верным словам Ф.М. Достоевского, религиозная идея и создает нацию.

Наполненная православным духом, русская нация всегда склонна принять в себя все другие народы и народцы. Но как только духовная основа нашей нации начинает истощаться под влиянием светских, материальных веяний, так вскоре начинает первенствовать разлагающий наш дух и культуру мотив отрицания во имя себя. Христианской любви здесь больше нет, разрушается духовная основа нации, идея православного всеединства уже не может пробить каменное сердце, а здоровое чувство национализма перерастает в шовинизм и расизм. Именно этим и объяснима та безудержная, животная ненависть, какую проявляют в наши дни люди, выросшие без Христа, не дошедшие до Церкви. В нас присутствует живая потребность в духовной жизни, врожденное, инстинктивное чувство государственности, желание организованной и справедливой власти. Но они, к сожалению, не подкреплены сегодня ни административно, ни идеологически, ни духовно. Загнанное положение нашей нации в мире, глумление над нашими соотечественниками в ближнем зарубежье (и даже дома) вызывает естественную реакцию пробуждения национального самосознания. Но без Церкви, без обращения к традиционным христианским основам нашей национальной государственности эти стремления порождают только тот псевдонационализм, который либеральствующая публика рада выставить на всеобщее осуждение и посмешище в качестве отрицательного образчика, живого пугала. И тут же приписывает этот результат Церкви в качестве плода ее деятельности, хотя ясно, что это ложь. Чем дольше наш нынешний русский патриотизм будет носить характер больного, горделивого самовозвеличения, перманентно переходящего в язычество и оккультизм, тем меньше шансов остается нам для того, чтобы воссоздать свою былую славу и величие, быть достойными памяти предков. Они шли за Христом и создали Святую Великую Русь, мы же забыли Его и, как следствие, потеряли себя.

...Наше государство тяжело больно, дух наш во многом поражен. Но через Церковь, через возрождение нашей национальной, государственной идеи и возможно единственно наше спасение как великого русского православного народа. Сила русского государства - в нас, а наша сила - в Правде, то есть в Боге.

 

 

Архиепископ Самарский

и Сызранский Сергий:

“Россия - преемница и хранительница

православной цивилизации”

- Существующая и по-прежнему жизнеспособная в пределах России и всего мира православная цивилизация внутренне сбалансированна и логически самооправданна. Она не испытывает нужды что-то в себе менять. Однако, когда кто-то пытается переделать ее на свой лад, наше традиционное мышление воспринимает это как агрессию, вполне справедливо возмущается и всеми силами этому сопротивляется. Те же процессы происходят в недрах иных мировоззренческих моделей. Вот что создает ненужное напряжение и ставит человечество перед угрозой так называемой “войны цивилизаций”.

Православные верующие терпимы и готовы понять мировоззренческий выбор других народов. Но они не могут молчать, когда им самим навязывают чужие нормы, противоречащие основам православной веры. Того же мнения придерживаются мусульмане, буддисты, иудеи, представители всех традиционных конфессий. Для того, чтобы избежать конфликтов на религиозной и конфессиональной почве, необходимо вырабатывать общеприемлемые принципы жизни, и делать это совместными усилиями различных цивилизаций.

Ныне уже ни у кого не вызывает сомнений, что Россия, будучи неотъемлемой частью мирового культурного пространства, в то же время не может бездумно перенимать несвойственные ее менталитету поведенческие стереотипы, моральные ценности, сформулированные без ее прямого участия. Вызывает сожаление, что здоровый и охранительный консерватизм людей Церкви выдается недоброжелателями за анахронизм, чуть ли не мракобесие. Россия с ее тысячелетней духовной, культурной, богословской, интеллектуальной традицией заслужила право выбора своего пути в не меньшей степени, чем страны Запада, самовольно причисляющие себя к так называемому “золотому миллиарду”. В то же время со стороны адептов либерализма мы наблюдаем все меньше терпимости и стремления к диалогу и все больше пренебрежения к нашим святыням и традициям.

Русская Православная Церковь ныне не только декларирует, но и отстаивает положение, что Россию как историческую цивилизацию и мощную культурную традицию не может удовлетворить ученическая, второстепенная роль на мировой сцене. Однажды мы уже пошли на поводу у чуждых и злонамеренных “учителей” и забрели в исторический тупик, потеряв по пути миллионы лучших людей. Поэтому на пороге третьего тысячелетия мы исполнены решимости делами доказывать, что Россия достойна своего великого предназначения преемницы и хранительницы великой православной цивилизации.

Россия имеет все возможности для обновления. Залогом этого является, с одной стороны, сохранение самобытности, верность духовным и историческим традициям, а с другой - открытость и готовность перенимать лучшее из мирового опыта. Не слепо и механически, но творчески, сообразуясь с особенностями русской цивилизации. Важной стороной миссии России в XXI веке является активное участие в развитии и углублении диалога религий, культур и цивилизаций.

Убеждены: все это поможет нашему Отечеству занять достойное место в мировом сообществе, выстроить равноправные, взаимополезные отношения с другими народами мира, дабы вместе с ними созидать гармоничный и справедливый миропорядок.

 

Депутат Государственной Думы

Наталия Алексеевна Нарочницкая:

“Россия - единственная страна,

где есть подлинная свобода”

- ...У России больше шансов сказать свое слово миру, чем у Запада. Потому что дехристианизация сознания в том западном мире, с которого нам предлагают брать пример, это абсолютно очевидный факт. Если кариес зубов и выбор очередной пасты - это почти главное, что волнует сегодня среднего европейца, если Родина там, где ниже налоги, где высмеиваются все религиозные категории, где Совет Европы принимает резолюцию, призывающую запретить любое воспитание девочек на основе представления о роли женщины, вытекающей из какого-либо религиозного учения, это значит - прочь целомудрие, прочь семейные ценности, прочь понятие о верной, любимой жене, прочь вообще бережное отношение ко всему тому, чему поклонялось человечество в течение нескольких тысяч лет с зари своего существования.

Дело в том, что проблемы, которые стоят перед Россией, перед русским народом, перед русским духом, православной цивилизацией, - это фокус того, что происходит со всем миром. И Россия здесь ответственна перед всем миром.

Когда Россия выходила из-за “железного занавеса”, весь мир ждал, что скажет страна Достоевского на вызовы ХХ столетия. И мы помним, как соблазненные теми привлекательными сторонами жизни, которых мы были лишены, идейные гуру прорыдали: “Рынок, пепси-кола!” Был понятен и успех этого незамысловатого исторического проекта, потому что цель - привычно материалистична, тезис о переходе тоталитаризма к демократии как две капли воды похож на постулат научного коммунизма: “Главное содержание нашей эпохи - переход от капитализма к социализму!”

И вот 10-15 лет русские люди в целом все же вернулись к своему вечному самостоятельному поиску смысла исторического бытия и не могут удовлетвориться материальным. Мы пытаемся нащупать духовно-историческое задание за пределами хлеба насущного. Поэтому именно Россия стоит сейчас на распутье. Хотя жива и непоколебима вера (и мы это наблюдаем), и поэтому есть надежда на наше историческое воскресение. Именно вера дала русскому человеку ощущение смысла и цели своей личной и национальной, и государственной жизни. Именно вера сделала народонаселение нацией, единым, преемственно живущим организмом, объединенным целями и ценностями, представлениями о добре и зле, о грехе и добродетели, общими историческими переживаниями. Поэтому все, что сейчас нам предлагается в качестве постулатов, политических категорий, очень нуждается в осмыслении через призму христианского православного сознания.

Нас пытаются убедить, что все истины относительны, что нет разницы между добром и злом, между красотой и уродством, грехом и добродетелью, свобода безгранична. Но все, что не имеет границ, не имеет определения.

Сейчас извращается тезис о бесценности и неповторимости человеческой личности, от выбора которой зависит судьба всего мира. Она извращается сегодня секулярным сознанием в тезис о высшей ценности земной жизни. Это что же значит, мученики, отдавшие жизнь за веру, были неправы? Или те, кто отдавал жизнь за честь, тоже неправы? Но это не так. Это извращение уже всей человеческой культуры. Ибо готовность к самопожертвованию за идеалы всегда отличала человека от животного. Именно мир и человек встал над природой, не имея клыков и когтей, не потому, что взял палку, как писал классик-марксист, а потому, что готов был отдавать жизнь не только из-за инстинкта продолжения рода, но и за высшие идеалы. Если это было бы не так, то муж отдаст жену насильнику, мать не закроет собой дитя, брат не заступится за брата, страж порядка не остановит руку убийцы. Ибо он рискует потерять высшую ценность - свою собственную жизнь. Государство нельзя будет защитить армией.

Скажите, пожалуйста, когда же перестанут вмешиваться в нашу жизнь? Скажите, пожалуйста, почему никто не возражает против того, что в каждом государстве у каждой нации в школах преподается национальная история? И здесь приводили вопиющие факты того, как наши дети уже не знают ни Александра Невского, ни Дмитрия Донского. Почему же нельзя? Точно так же необходимо и преподавать “Основы православной культуры”. И здесь нет никакого ущемления светскости государства. Как депутат, я - поборница такого преподавания. Потому что в стране, где доминируют люди, принадлежащие к православной культуре (по опросам, до 90% опрошенных ассоциируют себя с культурой Православия), люди должны понимать, что такое русские сказки, что такое Пушкин, Достоевский.

Есть понятие русская православная культура, понятие “русский народ”. Если он сохранит себя как явление мировой истории и культуры, расцветут в братском взаимодействии вместе с ним в нашей России и все другие народы, осознанно в свое время связавшие с русскими свою судьбу и сохранившие нам и друг другу верность. Будет вера, будет не народонаселение, а нация. А будет государство - станет державой.