Перспективное партнерство

В Самарской губернии много образовательных учреждений, которые работают интересно, творчески. Каждое по-своему замечательно, каждое по-своему хорошо. Такое многообразие образовательных учреждений, имеющих высокое качество работы, заставляет педагогические коллективы быть все время в тонусе, и каждый день, каждый час думать: как на рынке образовательных услуг быть конкурентоспособными, достойными и привлекательными для учеников. Так считает директор Самарской муниципальной гимназии “Перспектива” Наталья Петровна Толстых.

 

 Высокая конкуренция дает свободу выбора ученикам и их родителям, а это самое важное, от чего ни в коем случае нельзя уходить. Это серьезное завоевание в образовании, и оно должно только поддерживаться, чтобы педагогические коллективы могли думать: каково предназначение в XXI веке той школы, которую они представляют?

Чем отличается наша гимназия? Начнем с того, что наше учреждение имеет в своем составе дошкольное отделение, которое работает с детьми от 4.5 лет и до поступления в первый класс. Совсем недавно начали говорить о новых подходах, связанных с модернизацией образования, о том, что у детей должны быть одинаковые возможности поступления в первый класс в любое образовательное учреждение. И получилось, что мы занялись решением этого вопроса гораздо раньше, чем другие учебные заведения. Гимназия была открыта в 1993 году, и эта программная формула у нас реализуется уже на протяжении многих лет.

В гимназии стабильно работают факультативы, спецкурсы, второй год реализуем программу, которая предусматривает профильное обучение учащихся на старшей ступени, чтобы помочь им определиться с выбором будущей профессии и понять, какие направления для них важны. Профильное обучение в гимназии идет по индивидуальному плану, и это тоже одна наша особенность: у детей есть право индивидуально изучать те предметы, которые им нужны для осознанного выбора своей будущей профессии, будущего вуза.

Большая, целенаправленная, многолетняя работа идет в гимназии по включению детей, начиная с начальной школы, в учебно-исследовательскую деятельность. Ребенок сам выбирает интересную для него тему и работает над ней. Потом он выступает сначала внутри гимназии, затем на городском, на областном турах, на российских научно-творческих конференциях. Многие из учеников на протяжении нескольких лет разрабатывают, изучают более детально одну тему, которую они взяли три-четыре года назад. А в старших классах продолжают или выбирают для себя какую-то более значимую тему, связанную с дальнейшим выбором обучения в высшем учебном заведении. 

Все эти особенности нашей гимназии и позволили нам сделать такой ответственный, серьезный шаг - участие в первом, объявленном в 2006 году приоритетном национальном проекте “Образование”. Мы недолго размышляли над этим, потому что хотелось заявиться. Безусловно, обсуждали это внутри гимназического коллектива, с родительской общественностью. Заявлял нас на участие в этом конкурсе Попечительский Совет гимназии, который был создан еще в 1994 году. А в 2000 году министерство образования РФ изучало опыт г. Самары по созданию и работе попечительских советов, включая работу Попечительского Совета гимназии “Перспектива”, поскольку деятельность Попечительского Совета была определена Указом президента РФ. И в сборнике, который выпустило министерство РФ, опыт Попечительского Совета гимназии “Перспектива” в 2000 году был рекомендован для изучения. Это тоже определенная особенность, о которой не сказать невозможно. Ведь многие программы, которые мы реализуем в гимназии: социального плана, содержательные, по поддержке материально-технической базы, вхождения в Интернет-связь, программы стипендии, путешествия “по городам и весям” Российской Федерации, по местам исторических событий, литературным местам - это все при поддержке Попечительского Совета. А наш председатель Попечительского Совета получил почетное право участвовать в муниципальной комиссии по экспертизе документов, предоставленных школами для участия в национальном проекте.

2006 год для нас стал очень успешным: мы вошли в список лучших школ России, учитель русского языка и литературы Анна Вячеславовна Калашникова стала одним из лучших учителей России, на Международном фестивале в Болгарии этим летом команда гимназии заняла первое место в научно-творческом интеллектуальном турнире, нам была вручена медаль “За вклад в развитие образования” в связи с тем, что наши педагоги и учащиеся включены в приложение “Одаренные дети - будущее России” к энциклопедии “Лучшие люди России”. Все это заставляет нас о многом еще подумать и поразмышлять, чтобы понять, какие дальнейшие программы, какие шаги мы должны предпринять для того, чтобы не останавливаться на завоеванном, а двигаться дальше, развиваться, делать все, чтобы подтверждать эти высокие награды. И я думаю, что тот запас энергии, творчества, интеллектуального потенциала, которым обладают и наши педагоги, и наши учащиеся, и той поддержки, того настоящего партнерства, которое есть у нас в лице Попечительского Совета, достаточно для того, чтобы быть интересными и самим себе, и тем, кто хотел бы учиться в нашей гимназии.

Проблема, которую имеет гимназия - это невозможность набирать то количество детей, которое хочет у нас учиться. Мы можем набрать только два первых класса. Больше не разрешается по санитарным нормам. Поэтому наша мечта - и педагогического коллектива, и родительской общественности - чтобы у нас была возможность набирать столько детей, сколько к нам хотят поступить. Мечта, которую мы можем решить при поддержке, участии внешних сил: администрации города, администрации района. Это то, что от нас не зависит. А то, что зависит от нас - мы делаем, и можем сделать еще много, к этому стремимся, такую задачу перед собой ставим.