Эдгар Запашный: "В цирке все по-честному - либо ты, либо тебя..."

Интеллект, характер и настоящая мужская красота - вот самые очевидные характеристики этих смелых парней. У них звучные имена и фамилия, носить которую - огромная ответственность. Про них говорят - “родились в опилках”, но всю жизнь они проводят среди хищников.

 

Братья Эдгард и Аскольд Запашные - продолжатели старейшей династии цирковых артистов. Их прадед, немец по национальности, был клоуном и музыкальным эксцентриком. Дед поначалу отношения к цирку не имел, но однажды его приметил знаменитый русский борец и атлет-гиревик Иван Поддубный и привел в искусство. Так Михаил Запашный стал работать в жанре французской борьбы, а затем и силовой акробатики. Его сыновья Вальтер и Мстислав вышли на манеж еще в юности, да так и остались там.

Вальтер Михайлович стал первым дрессировщиком в цирковой династии. Более сорока лет проработал он с тиграми и львами, создал уникальный аттракцион “Среди хищников”, который передал своим сыновьям Эдгарду и Аскольду.

Сегодня номера братьев Запашных - и с обезьянами, и с лошадьми, и с хищниками - представляют собой поистине золотой фонд российского цирка. Свидетельство тому многочисленные профессиональные награды и премии, среди которых “Золотая тройка” Первого Всероссийского конкурса артистов цирка в городе Ярославле и приз ассоциации китайских цирков “Золотой лев”. В 1999 году ребятам было присвоено звание Заслуженных артистов России, а в 2001-м они стали лауреатами национальной премии “ЦИРКЪ”. Их трюк “Прыжок на льве” занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Кажется, такое признание может стать итогом целой жизни. А между тем, одному из наших героев всего лишь 30 лет, другому 29.

Цирк братьев Запашных гастролировал в Самаре весь ноябрь. И все это время - полные аншлаги, шумные восторги зрителей и, чего уже давно не помнит самарский цирк, длинные очереди в кассу. Что это - личная популярность двух людей или возрождение отечественного цирка? Об этом и не только мы беседуем с одним из знаменитых дрессировщиков Эдгардом Запашным.

- Эдгард, что для вас цирк? Это искусство, театр, или спорт, или, может быть, религия?..

- С одной стороны, это образ жизни. Это то, благодаря чему я живу и получаю удовольствие от жизни. А с другой стороны, цирк - это искусство, напрямую связанное с шоу-бизнесом. Сейчас цирк стал более коммерческим, ведь произошли изменения в нашей стране, в наших умах. Если раньше цирк зарабатывал деньги только для государства, то теперь артисты работают и на себя, как это принято во всем мире. Если у тебя полный зал, если ты успешный артист, значит, ты должен быть и успешным человеком, ты должен хорошо зарабатывать. Это нормально. Папа был всегда высокооплачиваемым артистом, но если сегодня сравнивать его заработки с нашими, то, конечно, преимущество будет в нашу пользу. Ему, например, приходилось занимать деньги, чтобы купить машину. Нам с братом этого сейчас не приходится делать.

- Вы в цирке с самого детства, видели цирк 80-х, 90-х, теперь работаете в цирке XXI века. Как изменился российский цирк? Как развивался? Как соотносится с мировым цирком?

- Наш российский цирк очень сильно прогрессировал где-то до 1991 года. Все это было связано с обстановкой в обществе, ведь цирк дышит тем же воздухом, что и вся страна. Дальше наступил ступор, сформировался стереотип, что цирк - это не качественное современное искусство, а какое-то второсортное, для детей и пенсионеров. Сейчас все нормализуется, и сегодняшним артистам приходится набирать те обороты, которые уже были в нашем цирке. Вот и мы с братом пытаемся популяризировать цирк, вернуть ему прежнюю славу. Это нам не безразлично. Тем более что за то время, что мы находились в упадке, очень здорово прогрессировал цирк зарубежный. Если некогда мы, советские артисты, были безоговорочными лидерами на международных фестивалях, то сейчас большой шаг в цирке как искусстве сделали китайцы. Они всегда славились хорошей акробатикой, трюками. А теперь стали оформляться, набирать режиссеров, причем большей частью это русские, советские артисты. Канадский цирк “Дюссалей” стал известным и самым богатым цирком в мире. Мы тоже развиваемся, но нам стало намного тяжелее. Произошел разрыв между когда-то братскими странами Россией, Украиной, Белоруссией, каждый стал сам за себя, появился некий ненужный рынок - кто дешевле продастся, чтобы выжить... Конечно, все это пользы цирку не приносит.

- Как изменился зритель? Сложнее или проще с ним стало работать?

- У нас зритель как был театральным, так и остался таковым. Наш зритель любит цирк. Изменился, да, изменился, стал более привередливым, более уважающим себя. Люди хотят сидеть близко - все распознавать, все видеть. Хорошо одеваться стали, идут в цирк как на праздник. Семьями приходят. Однажды мы с братом во время представления узнали, что в заднем секторе на 13-ом ряду сидит министр иностранных дел России Игорь Лавров со своей семьей. Нам это было приятно. Иосиф Давыдович Кобзон постоянно приходит к нам. Мэр Москвы Юрий Лужков впервые после смерти Никулина пришел в цирк именно на нашу программу. Это говорит о том, что люди стали уважать наше искусство.

- Правда, что одна из проблем современного цирка - это партия “Зеленых”?

- В России еще нет. Мы умеем разговаривать с ними правильным языком. У нас они не позволяют себе диктовать ту чушь, которую они диктуют в других странах. Я не противник “Зеленых”, я считаю, что такая партия должна быть, потому что и цирк не идеален, в нем происходит много жестокости. Следить за этим надо, иначе наступит анархия в плане использования природы. Но, с другой стороны, то, что они уже натворили, - запретили цирк с животными в Австралии, например, - это перебор. Дальше запретят содержание домашних животных, затем воспитание детей в семьях - скажут, ты родила, отдай в детский сад под присмотр профессионалов, в 12 лет назад получишь. Ведь есть же семьи, где бьют детей, правильно?.. Это можно до тупости довести. У нас этого, слава Богу, нет. А если я увижу где-то жестокость в обращении с животными, я и сам могу позвонить в партию “Зеленых” и сказать - обратите внимание на этот зоопарк или на этого артиста. И Российская государственная цирковая компания борется с жестокостью: у нас были случаи, когда наших коллег лишали лицензии на работу с животными пожизненно.

- Где лежит грань между жесткостью и жестокостью?

- Это очень тонкий, философский вопрос, на который нельзя ответить в двух абзацах. Что такое дрессура? Это некий свод правил, которые надо выполнять. А дрессировщик - тот человек, который умеет создавать условия, чтобы эти правила выполнялись. Давайте сравним Сталина и Путина - оба достаточно твердые, жесткие, целеустремленные люди. Но Сталин использовал жестокие методы, а Путин добивается тех же целей более гуманными способами. Мы с братом очень большое количество времени проводим рядом с животными, и главное для нас то, что они, прежде всего, живые существа. Поэтому вопрос, быть с ними жестокими или не быть, для нас не стоит.

- А что такое ласка в отношении к хищникам?

- Вообще хищникам не свойственно ласкаться с человеком или реагировать на ласку. Это бывает в очень редких случаях. У нас таков только тигр Мартин, который ждет внимания, которому нравится ласкаться. А в основном хищники не любят фамильярностей со стороны человека. Тигр не позволит потрепать себя за ушком, порвет сразу, потому что знает свою силу и свои возможности. Если тебе удается разглядеть в животном в самом раннем возрасте существо, в котором есть эта особенность, в этом и есть залог хорошей дрессуры. Потому что воспитать это невозможно, это бесполезно. Я вам могу массу примеров привести, когда животные с детства жили в квартирах, а потом вырастали и убивали своих хозяев. Вот и все.

- Но эмоции они испытывают?

- Эмоции испытывают, у них бывают привязанности друг к другу, бывает вражда. У нас есть три брата одного помета, которые до определенного возраста жили вместе, росли вместе, молоко матери пили вместе, а вот сейчас выросли и перестали воспринимать друг друга как родственники. При первой же возможности организовывается драка, они лезут душить друг друга - это хищники, для них это нормально. А бывает, пары создаются. Это очень индивидуально, я бы так сказал, правил здесь нет.

- Однажды ваш лев Майкл во время представления не смог выполнить трюк. Как это произошло?

- Он начал сопротивляться, заводиться, рычать, не подпускал к себе брата. Было видно, что животное что-то беспокоит - может, что-то заболело, может, было тяжело, знаете, как у человека бывает, сон был нехороший или еще что-то. Поэтому он отказался, и мы с уважением отнеслись к его решению. И такое может быть. Мы же видели, что Майкл не просто филонил, а действительно не мог выполнить прыжок, у него бы не получилось. И это было бы травмоопасно и для него, и для моего брата.

- С людьми сравниваете своих питомцев?

- Нет, скорее, люди иногда напоминают животных. Есть индивидуалы, они похожи на тигров. Есть люди семейные по природе своей - это свойственно львам. Есть бойцы по жизни, которые получают удовольствие от драк... Наверное, так. Животных с людьми мы не ассоциируем, мы их олицетворяем.

- В 1961 году вашего отца порвала тигрица. Хирург, который зашивал покалеченного дрессировщика более 3-х часов, спросил, что заставляет его так рисковать своей жизнью. “Любовь”, - ответил Вальтер Запашный. “К чему?” - не понял доктор. “Главным образом, к животным”, - уточнил тот. А ради чего рискуете вы, Эдгард?

- Тоже ради любви - к профессии, к цирку как таковому. Я горжусь тем, что работаю в цирке. Мне, наверное, повезло, что я не эстрадный певец, иначе меня на каких-то концертах заставляли бы петь под фонограмму, и я бы обманывал публику, а я не люблю обманывать, не люблю легкие деньги. Я рад тому, что работаю здесь, рискую, и зрители это оценивают и понимают, что в цирке все по-честному - либо ты, либо тебя.

- Гастроли братьев Запашных в нашем городе подходят к концу. Что бы вы пожелали самарскому зрителю, покидая его?

- Ходите в цирк. Ходите в цирк на хорошие программы. Если на афишах написано - тигр, леопард, пантера, медведь - и ни одной фамилии, не ходите в такой цирк. Это бесфамильное искусство, это обман, не верьте. Не забывайте, что, помимо своего дома и работы, в жизни есть много интересного. Надо развиваться, надо расширять свой кругозор. И не забывайте ездить в Москву - это тоже важно. Ведь Москва - красивый город, столица нашей Родины, не надо этот город не любить...

Автор: Ольга Кувичка


Автор:Ольга Кувичка