Валентина Толкунова: "Самая дорогая награда для меня - любовь народа"

 

Песни в исполнении Толкуновой для меня всегда были связаны с воспоминаниями детства, и в пять лет я пела: “Стою на полустаночке...” Своим теплым чарующим голосом, плавными движениями, русскими нарядами и неизменной косой, а главное - невероятной органичностью в этом образе она напоминала мне сказочную царевну или боярыню. Героини сказок ведь тоже не старались во что бы то ни стало угодить окружающим, они, в отличие от злых сестер и прочих завистниц, просто были такими, какие они есть - сказочными героинями... Наверное, не случайно её песни больше всего любят дети и люди зрелого возрас-та - те, кто меньше всего зависит от веяний моды и может слышать голос своего сердца: первые - в силу детской невинности, вторые - благодаря житейскому опыту, помогающему отсеять мелкое, суетное...

 

Так или иначе - я благодарна журналистской судьбе и Международному патриотическому фестивалю “Борис Коценко представляет”, в рамках которого прошел концерт в Самаре, открывший мне Валентину Толкунову не только как замечательную певицу, но и как человека умного, тонкого, многогранно одаренного, наделенного огромным внутренним достоинством и хорошо сознающего свою миссию в этом мире - дарить людям свет и веру в лучшие человеческие чувства. В Самаре перед столь широкой аудиторией певица не выступала уже пятнадцать лет, хотя сюда, в город, где живут её родственники и друзья, приезжала за эти годы не раз, в том числе и с благотворительными концертами в Областном госпитале для ветеранов.

На вопрос журналистов о том, какую награду она считает самой дорогой для себя, Валентина Васильевна ответила кратко: “Любовь народа”. И в тот вечер этой любовью она щедро делилась с друзьями, присутствовавшими в зале, и с теми, кто выступал с ней на этой сцене: композитором и аранжировщиком Владимиром Трофимовым - своим братом, заслуженным артистом России, исполнителем русских песен и романсов Сергеем Толкуновым, и помогавшими ей самарскими музыкальными коллективами - знаменитым Волжским русским народным хором, танцевальными ансамблями “Элегия” и другими. А юные танцоры из “Задумки” устроили на сцене настоящий зажигательный спектакль под любимые всеми детские “хиты” “Спят усталые игрушки” и “Кабы не было зимы...”, еще раз подтвердив, что у хороших песен срока давности не бывает. Люди в зале хором пели “Я не могу иначе” и “Россия - родина моя”. Многие песни стали известны благодаря кино - голос Толкуновой звучит более чем в двадцати художественных фильмах и мультфильмах. Однако немногие знают, что начинала она как джазовая певица и сегодня джаз - один из её любимых жанров, правда, выступает она в этом амплуа в основном на творческих вечерах друзей, таких, как известный джазовый пианист Игорь Бриль и его сыновья.

Кажется, за годы она почти не изменилась, и для многих неожиданно было узнать, что в этом году Валентина Толкунова отметит сразу два юбилея: 40-летие творческой деятельности и 60-летие со дня рождения; её торжественный юбилейный вечер состоится в ноябре в Кремлевском Дворце съездов. На вопрос о секрете молодости певица ответила шуткой: “Не чувствовать себя “бабушкой русской революции!” И добавила уже серьезно: “Мне кажется, это очень легко. Я всегда говорю, что человек начинает стареть только тогда, когда ему нечего сказать и когда стареет его душа. Потому что наше тело бренно, а душа вечна. И когда человек стареет душой, этим он сокращает себе не только жизненный путь, но и другие пути отсекает”... Большой удачей Валентина Васильевна считает и то, что по пути из аэропорта ей посчастливилось посетить церковь Рождества Христова и святой источник в Царевщине, познакомиться с настоятелем отцом Владимиром и получить его благословение на этот концерт - поэтому, несмотря на усталость и погодные перепады, пребывание в Самаре было для неё таким легким и радостным. После концерта, с которого любимую артистку долго не хотели отпускать благодарные слушатели, Валентина Толкунова согласилась ответить на вопросы журналистов, и эта беседа тоже была долгой и обстоятельной, поэтому мы приводим лишь краткие выдержки из неё, наиболее полно отражающие отношение певицы к жизни, творчеству и родной стране.

 

О песнях:

- Все песни я выбираю очень трудно и тщательно. Потому что песня не должна быть эмоцией пониже спины, она должна обращаться к сердцу, быть самым необходимым для людей, во что они верят, чего ждут, что является для них подмогой. И мне так радостно, когда люди говорят: “Знаете, а вы меня вылечили”. “Как я вас вылечила? Я же не врач...” - “Я лежала в больнице, и мне было очень плохо, я просто умирала. Мне принесли вашу кассету, и от слов “Ты заболеешь - я приду, боль разведу руками. Все я сумею, все смогу, сердце мое - не камень” в меня вселились такие силы, что я встала, а врачи после сдачи анализов удивились, что я пошла на поправку”.

 

О молодых певцах:

- Меня приглашали преподавать в Гнесинское училище на отделение эстрадного вокала. Но я прежде всего хотела послушать абитуриентов, чтобы согласиться на этот серьезный шаг. Потому что педагог работает не ради денег, а для того чтобы воспитать в человеке мысль, передать ему часть своего духовного мира, внутреннего состояния. Если этого состояния внутри нет, то не надо быть педагогом. Но когда я послушала молодых исполнителей, то поняла, что каждый из них старается быть не самим собой, не индивидуальностью, а дублером какого-то певца, быть вторичным. Но с    этим багажом нельзя идти в мир искусства. Нельзя никого копировать. Надо стараться быть самим собой - и только это залог истинного успеха. Не все талантливы. Не все яркие. Но Чайковский говорил: хороших музыкантов много, но очень мало не лентяев. Меня часто спрашивают, нужно ли образование молодому певцу. Да, очень нужно. Потому что образование - это не только бумажка с печатью, но и огромная школа, которая стоит за этими пятью годами обучения; это встречи с интересными людьми, это твой собственный рост, умение видеть прекрасное.

 

Об учителях:

- Мой первый педагог - это моя учительница музыки Татьяна Николаевна Овчинникова, у которой я занималась с десяти лет, и она мне очень многое дала. И конечно, мои учителя - это композиторы, с которыми я сотрудничала: Эдуард Колмановский, Александра Пахмутова, Микаэл Таривердиев. Они говорили: никогда не позволяй себе петь громко! Потому что тишина дороже всего. А когда голос в тишине звучит, то его слушает сердце.

 

О Самаре:

Я не раз бывала в Самаре, потому что здесь жил мамин двоюродный брат Сергей Смирнов и его дочери, и я у них часто гостила. Первый в жизни полет на самолете у меня был в 16 лет, именно в Самару, поэтому для меня Самара является городом неба.    

 

Я отдыхала здесь на турбазе вместе с дядюшкой и с очень хорошими людьми и, помню, сделала им одну пакость. Они поймали сома, для того чтобы его разделать и сварить. А я не могу смотреть, как умирают животные, рыбы...     Поэтому я ночью встала и этого сома выпустила...

 

О любви:

- Иногда мы не можем рассмотреть в человеке то, что нам хочется, потому что этих качеств в нем нет и мы требуем от него невозможного. Но ты сама его выбрала, поэтому, если не можешь воспитать в человеке то, что тебе хочется, принимай его таким, какой он есть. Но никогда не ру- гай - это бесполезно. Почему люди расходятся? Потому что они не понимают друг друга. Но семья уже создалась, ребенок появился... И люди расстаются по слабости своей. Если бы они подольше пожили вместе и постарались друг в друга проникнуть душевно, жили бы одними устремлениями, наверняка сократилось бы количество разводов. Но этому надо учиться. Нечего даже обвинять молодежь - она не научена. Надо создавать такие школы, центры; надо ходить в церковь, исповедоваться... Многое надо в России.   И Россия должна сама себя обучать. И мне кажется, что есть люди, которые способны это сделать. Пусть мы не будем очень модными, пусть у нас не будет многих благ... но мы должны жить по-другому...

 

 

 

О России:

- Мне кажется, что если народ не очень любим своим правительством, если для народа так мало делается и народ нищает, то это и есть тот самый больной вопрос России, который ясен даже очень молодым людям. Наше поколение прожило прекрасную жизнь в огромной стране, которая называлась Советским Союзом. Дело не в том, что у Советского Союза не было недостатков - они, конечно, были. Но мы были дружной семьей, в нас не воспитывали ненависти по отношению друг к другу. Любой человек, который слышал на улице или в транспорте неприличные слова, мог сделать замечание, и молодые люди слушались. Сейчас у нас очень много уродливых форм проявления того, что мы называем демократией и свободой слова. Но я часто бываю председателем жюри на различных конкурсах, таких как конкурс патриотической песни России, который проходил в прошлом году в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Мы прослушали массу песен в исполнении молодых, и я знаю, чем дышит молодежь. Это не то, что нам показывают по телевидению и что пропагандируют. Поймите, у нас есть чем гордиться. У нас есть такой пласт культуры, про который забывают сегодня. И это заложено на генетическом уровне: помните “Войну и мир” Льва Толстого, когда дворяночка Наташа Ростова пошла в пляс и неожиданно стала такой русской крестьянкой?.. У нас есть это земное существование, которое мы называем таким прекрасным, таким певческим словом - Россия. После концерта часто подходят молодые люди и спрашивают: а почему мы лишены всего этого, почему мы не слышим ваши песни? Потому что невыгодно слушать. Невыгодно народ делать добрее, справедливее, чище, щедрее, сердца людские облагородить... К сожалению, это так. Но надо видеть суть происходящего, смотреть углубленно в будущее и анализировать: чем нам грозит тот или иной поступок, связанный с детьми, с молодежью. Почему в детских садах ведут себя таким образом воспитатели? Почему генералы позволяют избивать солдат до смерти? Почему общество деградирует?Каждый из нас должен задать вопрос: почему мы так живем? И как надо жить?

 

Будущее зависит от каждого из нас. Даже если человек метет улицу, от него зависит хорошее настроение людей, которые пройдут по этому тротуару.      Я не имею права петь пошлые песни. Я не имею права на вульгарность. Потому что я столько хороших песен спела. Потому что я спела такой пласт русской культуры, которая стала продолжением всего, что мы называем традицией...

Автор: Надежда Локтева


Автор:Надежда Локтева