Оглавление
Март 2006
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Концепция будущего
Культура Самарской области
Национальный проект. Здоровье
Туризм в Самарской области

Семья державиных из Нероновки

— Сергиевский район
    

Когда молодой священник Роман Державин, будучи семинаристом, писал диплом по истории православия в Сергиевском районе, он попытался выяснить, откуда название: быть может, искаженное “Мироновка”? - но так и не нашел этих сведений в архиве. Еще одна загадка из тех, которыми полна самарская земля. Гораздо важнее, что Божий промысел чаще проявляется не в явных чудесах и знамениях, а в самых обыкновенных людских судьбах и поступках. Но обыкновенной-то семью Державиных из Нероновки назвать никак нельзя. Хотя бы потому, что детей у протоиерея Иоанна Державина и матушки Лидии - одиннадцать человек. Все семь дочерей - жены священников и регенты церковных хоров; старшая - замужем за известным самарским миссионером и писателем - иереем Николаем Агафоновым. Священниками стали трое из четырех сыновей: Иоанн, Алексий и младший, Роман, сменивший на посту настоятеля нероновского храма покойного отца. Но особенно интересно сложился жизненный путь у третьего сына - Николая, который после окончания духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии стал кандидатом богословия и референтом Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. А в прошлом, 2005 году, Николай Державин избран членом комиссии Общественной палаты при Президенте РФ по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ. Это его голос звучит за кадром во время телевизионной трансляции праздничных богослужений на Пасху и Рождество. Несмотря на большую занятость, сюда, в Нероновку, где прошло его детство, Николай Иванович приезжает каждый год на день памяти отца - 1 сентября, когда в родительском гнезде, как встарь, собирается вся их огромная семья, и просторные стены дома вновь наполняются голосами детей - внуков и даже правнуков отца Иоанна.

Кажется, что за этой семьей непременно должна стоять большая - на протяжении нескольких поколений - священническая династия, но мы с удивлением узнали, что первым священником в роду стал именно отец Иоанн, хотя дед его был церковным старостой в Тверской губернии. Служил некоторое время в Ташле, в Малоишуткино Исаклинского района, а сюда, в Нероновку, приехал в 1968 году, вместе со своей тогда уже немаленькой семьей.

- Когда нас венчали, - рассказывает матушка Лидия, - батюшка благословил, чтобы у нас было десять детей. А мы перевыполнили (смеется). Когда отец Роман должен был родиться, врач меня спросил: ну что, без одиннадцатого никак нельзя было обойтись? Я говорю: никак! И потом, Господь так мудро устроил, что всё получилось по нашим молитвам. Первой родилась девочка, потому что говорили: надо, чтобы нянька была. Потом батюшка сказал: мне двух алтарников нужно - и родились два сына. Они ему всё время помогали, в алтаре прислуживали, а когда должны были уехать учиться, еще сын родился... Младший сын появился на свет уже дядей - старшие внуки качали в люльке “дядю Рому”...

Конечно, вырастить столько детей было сложно, но нам Господь послал очень хорошего человека, няню, которая прожила в нашей семье      40 лет. Поэтому если Бог даст много детей, Он поможет их и вырастить.

 

- Как вы воспитывали своих детей?

- Дети у нас росли все вместе, были очень дружны, старшие помогали младшим, делили всё поровну. Что касается воспитания, то в клуб, например, им не разрешали ходить, но мы старались, чтобы дома было интересно. На Рождество устраивали елку, готовились весь рождественский пост. Мастерили костюмы - например, мальчики были царевичами, девочки - снежинками, цветочками... Каждый разучивал стихотворение к Рождеству. Батюшка любил слушать по радио религиозные передачи из-за границы, и однажды мы услышали, что на Западе рождественские подарки детям кладут в чулки. А у нас-то зимой все в валенках ходят. Они ставили под елкой свои валенки, по росту, и утром каждый находил там подарок от Деда Мороза. Столько было радости!

- Кто-то приходил на эти праздники со стороны, друзья у них были?

- Были, но немного. Конечно, приходили, всем интересно, как живут поповские дети, но очень уж тесной дружбы не было. Потому что в школе говорили, что Бога нет, что это всё обман... Дразнили немножко, но это уж как везде принято у школьников... Хотя каких-то особенных выпадов не было. Дело в том, что все очень уважали батюшку - и местные жители, и учителя, и даже руководители района. Даже в советское время он пользовался большим авторитетом, к нему даже из администрации обращались за советом в сложных ситуациях. Правда, было и давление, особенно в том, что касается воспитания детей. Например, ему предлагали: пусть ваши дети дома крестик носят, а в школе - пионерский галстук. Он сказал: “Я не хочу воспитывать своих детей двуличными лицемерами!” И всегда, когда ему задавали вопрос: кто должен быть большим авторитетом для ваших детей: школа или вы? - отвечал: конечно, я! И действительно, авторитет отца был для них непререкаем.

- Я-то учился в школе уже во время перестройки, - добавляет отец Роман. - А вот старшие братья рассказывали: после Пасхи всех, кто был в церкви, на линейке выставляли и прорабатывали. Кроме Державиных - потому что знали, что бороться с ними бесполезно...

- Батюшка в семье какой был? Мягкий, строгий, требовательный?...

- Он был очень добрый и в то же время требовательный, - продолжает матушка. - Мог и вспылить, но если на кого-то прикрикнет, ему потом жалко становилось. Дети его очень уважали. Слышишь, например, если малыши что-нибудь хотят взять: “Это папино, это нельзя трогать!” Очень ревностно относился к храму, к святыням, не переносил, когда кто-то заходил в шапке, пьяный, или выругался скверно. И люди понимали, что это он не по злобе своей, а по ревности духовной. Был такой случай: приехал из Куйбышева уполномоченный по делам религии. А в то время уполномоченные имели большой вес, архиерей без их согласия не мог рукоположить или перевести с одного прихода на другой... Заходит он в храм и бодрым шагом направляется в алтарь. Батюшка забежал вперед, встал в дверях и говорит: только через мой труп! Он вообще никогда не шел на сделку с властями. Может быть, ему еще помогало, что он раньше служил в органах МВД, мог заранее предвидеть, что они могут сказать, предложить, и поэтому всегда был готов дать отпор. И за это его уважали. Например, раньше мы жили в другом доме, поменьше, было и тесно, и шумно - детей же не усадишь, не заставишь молчать, - а батюшка болел, у него была гипертония, диабет... И вот председатели колхозов собрались и решили: давайте Ивану Ивановичу - так его называли - построим дом. Один привез материалы, другой рабочих прислал, третий заложил фундамент... И когда уже дом был готов, один председатель сказал, что это ему - в знак уважения за то, что никогда не шел на компромиссы с безбожной властью...

Для современного человека звучит немного парадоксально, но это-то и доказывает, что не всё так просто было в те самые советские времена. Нельзя подменять веру авторитетом пастыря, но иногда для того, чтобы повернуться лицом к православию, нужно увидеть, что находят в нем люди, чьему свидетельству ты доверяешь. Матушка Лидия рассказала о 80-летней учительнице из поволжских немцев: “Она преподавала немецкий язык в школе. Очень уважала моего мужа, говорила, что он самый умный человек в районе. А когда её спрашивали о вере, отвечала: я православный католик! Я как-то говорю ей: “Эрика Францевна, мы же все в конце концов умираем. Если с вами что-нибудь случится, куда вас - к православным или католикам?” - “Я к вам хочу!” Пришла в храм, отец Роман миропомазал ее, прочитал чин присоединения к православию”.

В заметенную снегом Нероновку автобус ходит раз в неделю, и, проезжая на редакционной машине через заснеженные поля, мы видели заброшенные деревни, бетонные остовы хозяйственных построек и полуразрушенную церковь в соседней Павловке. “Раньше в Павловке было более тысячи дворов, сейчас там осталось всего шестьдесят жителей, - рассказывает отец Роман. - Нет храма - нет села... В Нероновке церковь закрыли в 1939 году и открыли в годы войны в 1943-м. Тогда по распоряжению Сталина многие храмы вернули верующим. Иконы удалось сохранить благодаря председателю сельсовета, который приказал забить иконостас досками. Он, наверное, был тайным христианином: когда был приказ спилить кресты, ответил: “Пусть кому надо, тот и спиливает, а я человек старый, на такую высоту не полезу!”

Сейчас в Нероновке 350 жителей. Храмом своим гордятся, но ходят в него немногие; прихожане в основном - молодые семьи с личными автомобилями из Сергиевска и окрестных поселков, ценящие старину и “намоленность” храма. “Не приход, а “приезд”, - шутит отец Роман. Есть планы создать в Нероновке православную школу, учебный центр, где могли бы жить и заниматься дети со всего района, детский дом семейного типа и фермерское хозяйство. Это могло бы стать началом возрождения села, поскольку не только дало бы дополнительные рабочие места, но и, как магнитом, притянуло сюда новых людей: педагогов, родителей - верующих, мыслящих, интеллигентных людей, готовых трудиться ради будущего России. И можно не сомневаться, что, если найдутся благотворители, готовые вложить свои средства, усилия их не пропадут даром.

Автор: Надежда Локтева


Автор:Надежда Локтева