Оглавление
Март 2006
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Концепция будущего
Культура Самарской области
Национальный проект. Здоровье
Туризм в Самарской области

Вороны и овечки из Туманного Альбиона

 

Цель поездки - подготовка долгосрочного проекта, выставок в 12 городах России, причем в провинции. Британским советом были отобраны 12 музеев в городах, которые успешно пропагандируют современное искусство: Самара, Волгоград, Ростов, Сочи, Екатеринбург, Томск, Омск,       Нижний Новгород, Ярославль, Красноярск, Иркутск, Новосибирск.

Британский совет - независимая, неправительственная организация, задача которой продвижение языка и культуры в другие страны. В составе делегации был директор Самарского художественного музея Владимир Востриков, сегодня он гость нашего журнала.

- Можно ли сказать, что в Англии нынче хорошо знают и высоко ценят современное искусство?

- Конечно. В первый же день мы посетили грандиозный фестиваль современного искусства в известном центре “Болтик” в Ньюкастле, он проходит раз в пять лет, побывали на севере Англии - в Эдинбурге, Данди, Глазго. С точки зрения изучения страны, нам повезло, что мы попали в Шотландию, где сумели сохранить язык, на котором сегодня говорят всего 50 тыс. человек. Это очень образный язык, и в этом его уникальность.

 

Небольшой городок Данди, очень живописный, протянулся по берегу залива. Там находится институт визуального искусства, который входит в состав Шотландского университета - вот где кроются корни. Мы побывали в колледже искусств в Челси, в Лондоне, и в некоторых других учебных заведениях. Нам эта система образования показалась странной: там не учат рисунку, живописи, не читают никаких лекций по истории искусств. Раз в неделю они встречаются с куратором, подбирают программу. А дальше - полная импровизация, но престижная и дорогостоящая: 9 тыс. фунтов стерлингов в год (450 тыс. рублей) для иностранцев, для англичан - 1,5 тыс. Были мы и в мастерских, где видели конструкции, например, из шприцев, яичных желтков и мазков краски... Мы спрашивали: “Обучают ли где-нибудь рисунку?” “Да, - ответили нам, - после окончания колледжа (в Лондоне их пять) можно пойти в академию искусств, вот там уж будут обучать и рисунку”.

 

- Может быть, чтобы воображение развивать, непредвзятое восприятие мира?

- Я согласен, вершина одна, а дорог к ней много. Там огромное количество дизайнерских вещей, на каждом шагу - в метро, в магазинах, гостиницах. От дверных ручек до каждого болтика - всё нестандартно. А какая архитектура! Эдакое переплетение классики и современных форм. Если старые постройки шестидесятых не устраивают, их убирают. Есть спорные моменты, но это всё равно на несколько уровней выше, чем то, как застраивается центр Самары. То, что у нас - это даже не вчерашний, а поза-позавчерашний день архитектуры. Мне очень понравилось такое решение: если рядом с памятником надо построить современное здание, используется один и тот же прием - гнутая, прозрачная без пленок и оттенков сфера, так что памятник архитектуры можно видеть через это стекло со всех сторон. Очень тактично подходят, не противопоставляют старое и новое, всё с большим вкусом.

 

- Самые яркие впечатления, встречи?

- Я представлял Лондон совсем другим: серым, закопченным, туманным, а оказалось... Сразу по приезде у нас была пара часов до первой встречи, и мы пошли осмотреться. Вышли и сразу попали в парк, решили, что это где-то далеко от центра, оказалось - самый центр. Идем по парку, он плавно переходит в другой - в Гайд-парк, Грин-парк... Несколько километров парка с чудесными лужайками, певчими птицами и совершенно ручными белочками. Неудивительно, что многие лондонцы приходят сюда во время ланча, чтобы отдохнуть от дел праведных. Видели знаменитый “уголок ораторов” в Гайд-парке. Удалось наблюдать забавную картинку: представьте, на пластиковом ящике из-под бутылок стоит старичок и что-то доказывает другому дедуле, который сидит перед ним на таком же ящике... Мы их спугнули, когда стали фотографировать, а когда уходили, я обернулся и увидел, что они увлеченно продолжили прерванную дискуссию. И еще - масса цветов, и это в декабре - на клумбах, в кашпо на окнах. Думал, искусственные - нет, живые: герань, анютины глазки...

 

- Наверное, адаптировались в этом климате? Закалились.

- Возможно. Кстати, англичане тоже оказались морозо-устойчивыми. Ходят не просто раздетыми, а совсем по-летнему. Видел девушку в босоножках и легкой кофточке-топе, в метро рядом со мной сидел парень в шортах и в майке, на ногах - сандалеты! Мне показалось, очень активная страна: масса катков, даже возле музеев, за 13 фунтов можно взять коньки и кататься под музыку. Много молодежи.

Тауэр - потрясающее место. Когда мы вошли в ворота, над нашими головами вдруг появился черный ворон, огромный, с большую курицу. И потом всю экскурсию они нас сопровождали, летали, каркали ворчливо или сидели парочками и наблюдали. Оказалось - традиция, их здесь кормят и берегут. Кому-то из королей, кажется Чарльзу II, предсказали, что если вороны улетят из Тауэра, падет монархия. Вот и кормят уж сколько веков, и монархия, как известно, здравствует.

 

- А Шотландия? Вы приобрели себе шотландский костюм или хотя бы килт (национальная юбка в клетку)?

- Я купил себе шотландский шарф. Один килт стоит    130 фунтов, а нужны для полной экипировки еще и гольфы, ботинки, сюртук, рубашка, берет и волынка!

В Эдинбурге нам еще раз повезло. Сопровождающий куратор Британского совета Дэвид Элиот пригласил нас в дом своего брата на день рождения - в дом постройки     XVIII века. Дом как дом, квартира как квартира, только каменные ступеньки лестницы стерты, а в ванной, кстати, совмещенной с санузлом, - фарфоровая ванна, унитаз - фарфор XIХ века. А на стенах... картины. В гостях у хозяина Патрика Элиота оказалась его знакомая Кристина, которая прекрасно говорит по-русски (в 70-е годы училась в МГУ и написала книгу, посвященную авангарду). По возвращении в Лондон, я передал для нее альбом нашего музея “От модерна до авангарда”. Знаю, что ее порадует этот подарок.

 

- Чем вас угощали, и вообще, какие блюда популярны у англичан? Правда ли, что они так обожают чай, или это легенда?

- У меня создалось впечатление, что они обожают протертые супы. В частности, в гостях подавали томатный суп. Салаты, как у нас, не делают, просто подается зелень всякая. Очень популярны “чикен енд чипс”, то есть цыпленок с жареной картошкой. Завтрак в гостиницах европейский, с обязательным омлетом, беконом и т.д. А вот овсянка оказалась легендой. Я даже спрашивал специально - не едят ее современные британцы. В лучшем случае, мюсли.

Огромное впечатление от посещения замка в Эдинбурге, на знаменитой королевской Миле, главной улице города. Замок почти висит над городом, вид великолепный. Интерактивный музей, где такие экспозиционные ходы придуманы, что я позавидовал. Например, спускаемся в подземелье, где была тюрьма для военнопленных. На двери камеры нацарапанные заключенными надписи, рядом - расшифровка, сделанная на компьютере. Заходим - гамаки в несколько ярусов, сотни, наверное. И вдруг - тени зашевелились, с гамаков раздаются голоса, о чем-то спорят, обсуждают... Очень впечатляет.

 

- Много пишут о природе Шотландии, она действительно такая потрясающая?

- Я под впечатлением Северного моря, дорога шла по крутому обрыву, а внизу бушевали волны, бились о берег. И много овечек, белых и черных. Кстати, символ Британского совета именно овца.

 

- Что же отобрали вы из всего, что смогли увидеть?

- Когда мы снова собрались в Лондоне, каждая группа предлагала темы. Позже Британский совет рассмотрит наши предложения. Например, необычная, под условным названием “Белое и черное”.

 

- Почему такая идея? Из-за того, что в Европе сегодня проживает много чернокожих?

- И это тоже, но англичане вообще любят эти цвета. Например, в Лондоне есть Вайт-холл, главная улица, галерея “Вайт-куб” или, например, выставка в Манчестере, которая называлась “Блек ту блек” (можно перевести, как черное к черному), или о Манчестере говорят “Блек кантри”, то есть страна черных, ведь Манчестер - город горняков-уголь-щиков.

Была тема, которую предложили мы все, - представить России знаменитого английского скульптора Генри Мура. Мы были в скромной деревушке Перри Грин недалеко от Лондона, где он жил. Приехал он туда в 1940 году, когда начались бомбежки Лондона, купил дом, расставил на полях свои скульптуры, и сейчас там грандиозный музей.

 

- Когда мы можем ждать первую выставку в Самаре?

- В конце следующего года, так как предстоит много работы. Финансово проект затратный, британская сторона берет всё на себя, предполагается приезд некоторых авторов, то есть нужно время. Со своей стороны мы хотим провести акции на местах, сделать выставки современных мастеров России в тех городах, где будут проходить выставки в поддержку проекта.

 

Автор: Наталия Михайлова


Автор:Наталия Михайлова