Оглавление
Март 2006
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Концепция будущего
Культура Самарской области
Национальный проект. Здоровье
Туризм в Самарской области

Наукой жизни избери добро

— Самара
 

Они впечатляют, они завораживают. Во время выступления коллектива просто глаз невозможно отвести от происходящего на сцене; драйв такой, что любая рок-звезда позавидует. Сегодня у нас в гостях Наталия Бикметова - художественный руководитель Театра народной песни “Добро”, лауреата Всероссийских и международных конкурсов в Германии, Австрии, Израиле, Египте, Таиланде, США.

 

Сон в руку

- Наташа, откуда появилось такое название - “Добро”?

- А оно нам... приснилось. Людмиле Александровне Терентьевой - основателю коллектива - приснилась афиша: на голубом небе белая церквушка с золотыми куполами, и старославянскими буквами внизу написано - ДОБРО. А мы в тот момент как раз искали название коллективу, и слово, вроде бы обычное, оказалось таким подходящим по смыслу тому, что мы делаем.

 

Музыкант по определению

- Мама у меня профессор, заслуженный деятель искусств России Людмила Александровна Терентьева. Всю свою жизнь она занималась народным творчеством, с 1976 года работала в Куйбышеве (тогда еще), и, конечно, я, маленькая, - всегда с мамой: на занятиях, со студентами, с хоровым классом; да и дома мы вместе очень много музицировали, пели. Папа у меня тоже музыкант... поэтому вопросов, чем я стану заниматься в жизни, - не возникало. С шести лет меня отдали в музыкальную школу по классу скрипки, потом поступила в музыкальное училище им. Шаталова на дирижерско-хоровое отделение. Ну а потом - Академия искусств и культуры, исполнительское отделение по народному хоровому искусству. Сейчас учусь в аспирантуре Саратовской государственной консерватории, пишу диссертацию на тему “Русская свадебная традиция Среднего Поволжья”.

Лучше один раз увидеть

- Ваши выступления очень эффектны. В чем секрет?

- Вы знаете, как обычно устроены народные ансамбли? Существует инструментальная группа, вокальная группа и танцевальный состав. А у нас каждый артист и поет, и танцует, и играет. И это традиционно для фольклора. Раньше ведь не было такого разделения: я только играю, а я только пою. И потом - мы всегда поем только вживую, никаких фонограмм! Люди так истосковались по живым голосам!

- Что входит в ваш репертуар?

 - Коллективу нашему уже 15 лет, я руковожу им с 2001 года. Изучаем разные традиции - у нас в России их много, в каждой области свои. Было время - мы серьезно увлеклись казачьим фольклором, у нас есть отдельная программа, посвященная фольклору донских казаков.   Ездили в экспедиции, по станицам собирали фольклор, восстанавливали казачью пляску, традиционные костюмы. Но, конечно, основное направление - русский песенный фольклор. У нас есть программа “Русская самарская свадьба”, игровая программа, песни юга России - это тоже интереснейшая традиция.

 - Вы очень необычно звучите. Что за музыкальные инструменты у вас?

- Когда готовили южнорусскую программу, мы заинтересовались древними народными инструментами, стали их изучать. И... открыли для себя уникальный древний духовой инструмент - кугиклы. Он похож на “флейту Пана” у молдаван: такой набор из тростяных дудочек, звук - оригинальный совершенно. Мы так увлеклись, что нашли мастера, который восстановил нам этот инструмент, научились играть. Есть у нас и жалейки, и балалайки, и скрипка. Кстати, не все знают, что скрипка - традиционный русский народный инструмент. Например, в селах запада России существовали целые ансамбли скрипачей.

- Стили приходят и уходят, а народники популярны всегда. Почему?

 

- Мне кажется, причина в том, что русская душа всегда стремится к искренности, а народная песня - и есть искренность и мудрость. Каждая песня - это какая-то судьба, какая-то ситуация, актуальная для любого человека. Эти песни проходят через столетия. Например, обряд “Кострома” возник на Руси более 2000 лет назад и сохранился в Брянской и Смоленской областях до сих пор. Кстати, название обряда произошло не от наименования волжского города Костромы, а от слова “костра” - стебель льна.

- “Здесь русский дух, здесь Русью пахнет” - в чем он заключается, этот загадочный русский дух?

- Есть такая частушка: “Ты играй, играй, гармошка, пока в погребе картошка. Как картошку поедим - так гармошку продадим”. Без картошки - можно, без песни - нельзя. Какой бы ни был век на дворе, кто бы ни был у власти, как бы тяжело ни жил наш народ - он будет жив, если будут живы его песни. А народные песни никогда не умрут. Я в этом уверена.

- Фольклор - это, конечно, хорошо, но не кажется ли вам, что “страшно далек” он от молодежи?

- Сейчас у нас появилось совсем новое направление, которым мы очень гордимся: традиционная народная пес-ня в современной клубной аранжировке. Поначалу было, конечно, боязно - ведь мы 10 лет исполняли только фольклор, только акустику, а тут - микрофоны, аппаратура... Сомневались: а не предаем ли мы свою профессию? Ведь мы должны сохранять подлинные традиции. И успокоились только тогда, когда поняли, насколько это интересно молодым людям. В больших концертных залах, ночных клубах, на открытых площадках - всегда очень много молодёжи, и мы этому очень рады.

-    Что для вас самое сложное в работе?

- Самое сложное - сохранить свое лицо и не стать чьим-то трафаретом. Не отойти от принципов традиционного народного творчества. Ведь есть масса примеров, когда люди, преданные фольклору, переходят на такую “фольклорную попсу”, когда, кроме “Бараночек” и “Ой, мороз, мороз”, больше ничего не поют. Это самый легкий путь: эти песни не надо раскручивать, их и так все знают. Мы же стараемся популяризировать наши, самарские пес-ни. Некоторые, кстати, их узнают, вспоминают, как бабушки или прабабушки когда-то пели эти песни.

- А что самое интересное?

- Экспедиции! Раньше мы ездили только коллективом, а теперь беру и студентов. Сейчас мы взялись основательно за Борский район, объездили несколько сел, собирали песни, записывали. Нам хочется, чтобы материал был “живой”, а не кем-то уже собранный и спетый.

- Гастролируете часто?

- Постоянно. Началось всё с 1994 года, с участия во Всероссийском телерадиоконкурсе “Голоса России” - для народников это такое же значительное событие, как для пианистов - конкурс Чайковского. Там выступают только профессиональные народные коллективы, и планка мастерства поднята очень высоко. Тогда мы стали дипломантами этого престижного конкурса, чем очень гордимся. И с этого момента началась череда поездок за рубеж: мы были в Египте, Австрии, Германии, Бирме; в 1997 году я как солистка ездила на фестиваль “Дни российской культуры” в США, где представляла Поволжье.

- В вашем подчинении коллектив из 10 человек. Какой должна быть женщина-руководитель?

- Она должна быть влюблена в свое дело без оглядки. Человек увлеченный всегда “потянет” за собой остальных. Кроме того, она должна быть волевым человеком: на одних эмоциях далеко не уедешь. И конечно же, у женщины-руководителя должно быть всё в порядке в семье. Это главное. Если есть надежный тыл, можно реализовать себя в любых ипостасях. Мой верный помощник - муж Игорь - директор продюсерско-развлекательного концерна “Настроение” при туристической фирме “Спутник Гермес”, он занимается организацией концертов, рекламными акциями.

Нашему сыночку Илюше 4,5 годика, он уже поет, и я очень надеюсь, что он продолжит наше семейное дело.

-   А в вашей домашней жизни присутствуют народные традиции?

- На всех семейных вечеринках мы с мужем поем народные песни; были помоложе - с песнопениями ходили колядовать, на Рождество гадали... И, кстати, - сбылось!

 

 

 

Автор: Екатерина Елизарова


Автор:Екатерина Елизарова