Мировоззрение Аллы Шевченко

  Эта женщина говорит на безупречном русском языке, носит традиционную украинскую фамилию, обладает классической восточной красотой. Она моложава, подвижна, ведет активную социально-педагогическую работу, имеет разносторонние увлечения. Это при том, что в следующем году кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник СИПКРО

Алла Павловна Шевченко отметит 50-летие со дня окончания Куйбышевского педагогического института.

 

В Куйбышев юная Аллочка попала случайно. А родилась она в Приморском крае.

- Когда-то прочла в книге “История китайской философии” о великом китайском философе Ман Цзы, - рассказывает Алла Павловна, - и выяснила, что он жил на реке Лефу. Это та река, в которой я в детстве купалась. Жили мы на железнодорожной станции Манзовка. Такое вот русское название, преобразованное, думаю, с китайского. Училась в железнодорожной школе, в которой директор, учительница химии, пионервожатая были родом из Куйбышева. Когда окончила школу, они посоветовали поехать в Куйбышев и поступать там в педагогический институт. Конкурс в институте был восемь человек на место. Поступила на литературное отделение историко-филологического факультета и считаю, что мне очень повезло. Мы учились у тех, кто исторически олицетворял университетское образование Самары. Все, что в нас есть лучшего, было заложено нашими профессорами: В.А. Малаховским, Я.А. Ротковичем, А.Н. Гвоздевым, Е.С. Скобликовой и др.

Несмотря на то, что институт Алла Ни (это ее девичья фамилия) окончила с красным дипломом, комсомольский задор и юношес-кая тяга к романтике не позволили ей остаться в Куйбышеве, куда на комсомольскую работу при рас-пределении ее приглашала Е.В. Шпак, в то время секретарь обкома комсомола. Вместе с еще семью такими же девчонками она с большим энтузиазмом выбрала местом работы Таджикистан.

- Пока сидели в приемной Министерства просвещения, нас напугали тем, что мы можем попасть в такое место, куда добираются только самолетом и только летом. Распределили нас в район недалеко от Душанбе, в сельскую школу колхоза имени Ленина. Прожив там две недели, поехали в район на конференцию, которая проходила на таджикском языке. После нее мне предложили работу в базовой школе ЦК КП Таджикистана. Дали три пятых класса: узбекский, таджикский и смешанный. Казалось, что у меня ничего не получается, дети не слушались. Да к тому же еще через три недели после начала учебного года ко мне на урок пришли завуч и литератор, чтобы посмотреть, какую новую учительницу взял в школу директор. После урока вызвали на анализ и разгромили полностью. Я решила бросить профессию. Просто перестала ходить на уроки; шторы задерну, лежу и реву. Вдруг стук в окно. Оказывается, пришли ребятишки из национальных классов: “Алла Павловна, урок даешь или не даешь?” До сих пор смеюсь, когда об этом вспоминаю. Тем не менее, их зову я подчинилась. После зимних каникул в школу приехала комиссия из Душанбе. Я подготовила урок по теме “Бас-ня И.А. Крылова “Стрекоза и муравей”. Раскопала картины, чуть ли не в лицах читала, дети ведь были не русскоговорящие. Но когда меня вызвали на анализ, пришла туда совершенно “убитая”, помня свой первый печальный опыт. Меня спросили, всегда ли я так даю уроки. “По-другому не умею”, - ответила. “Ну что ж, придется вам немного потерпеть. До конца года к вам будет ездить методист из НИИ школ Таджикистана изучать опыт проведения уроков по развитию речи в национальных классах”. Считаю, что в той школе меня вышколили как педагога, ведь самой надо было изучать язык, делать прописи, тщательно готовить каждый урок. Отработала я в Таджикистане 3 года и до сих пор благодарна детям, которые оставили меня в профессии; в трудные минуты слышу их вопрошающие голоса.

Затем Алла Павловна вернулась в Куйбышев, где восемнадцать с половиной лет отработала на различных должностях в школе, была инспектором районо Ленинского района. Потом ее пригласили в институт культуры преподавать общую педагогику. Там она работала 21 год и защитила кандидатскую диссертацию. Самым главным для нее была работа со студентами: театральными режиссерами, музыкантами, хореографами. Эти разносторонне развитые студенты стали расширять ее профессиональное сознание. Она выискивала любую информацию, чтобы донести ее до них и соответствовать их художественному и творческому развитию. И сейчас Алла Павловна не перестает учиться, ведь наука не стоит на месте, а студенты требуют от преподавателя больше знаний, чем даже несколько лет назад.

- Когда объясняю им разницу в понятиях “личность” и “индивидуальность”, то всегда говорю:” Отец у меня по национальности кореец, мама - белоруска, а я - русская. Во всем этом - моя индивидуальность. Каковы вообще ее признаки?” Размышляю вслух примерно о шести признаках индивидуальности. В первую очередь - генетический портрет человека. Он уникален. Второе - тип высшей нервной деятельности. Темперамент корректируется системой образования, воспитания, самовоспитания. Один из признаков - пол. Наше педагогичес-кое внимание недостаточно направлено на это, может быть, потому многим из нас недостает желанной женственности. Дальше идут национальность, набор общих и специальных способностей и т.д. К сожалению, долгие годы у нас не приветствовались ни личности, ни индивидуальности, поэтому стараюсь сохранить и развивать и то, и другое в своих студентах. Но чтобы достичь результата, в первую очередь, я должна развить это в себе. Читаю книгу “Полная энциклопедия оздоровления Луизы Хей”. Она наполнена древневосточной философией. Конечно, можно относиться к этому по-разному, но для себя я нашла в ней много полезного. Например, отношение к собственному телу как к музыкальному инструменту. Для женщины очень важно любить себя. Представьте, я и сейчас учусь этому. Там множество упражнений, но, самое главное, всегда нужно думать о себе позитивно, восхищенно. Нужно разговаривать с кончиками пальцев, с мышцами, сосудами, кровью, говорить, как они прекрасны, и благодарить их за то, что они работают на нас. Чтобы любить себя, нужно научиться расставаться с прошлым и уметь прощать, в первую очередь - себя.

Алла Павловна считает, что в нашем обществе женщина объективно унижена. Она нередко многое теряет на пути своего развития как Личность и Индивидуальность.

- Выращивая дитя, она отдает очень много не только физических и духовных сил, но и часть своего тела: кровь, структуру костного мозга, иногда даже теряет здоровье. Когда рождается ребенок, вся ее жизнь подчиняется великой миссии. А кто ее таковой считает? Если бы общество и государство по-другому относилось к тому труду, который называется воспитание, развитие, обучение, формирование ребенка, тогда все бы изменилось. Сами женщины сегодня настолько социально пришиблены, что появляется (нередко!) противоестественная агрессия против собственных детей. Смотрите, в школе самые активные девочки, они и развиваются на два года быст-рее. Они - лидеры. Мальчики начинают подтягиваться где-то к старшим классам. А в жизни лидерство переходит к мужчинам. Какая борьба идет за то, чтобы к женщине-политику было достойное отношение!

Алла Павловна - человек разносторонний. Кроме работы, она ведет большую общественную работу, расширяет свое мировоззрение и даже разгадывает музыку поэтических текстов. Вернее, она придумывает мелодию и поет для себя. Стихи из Библии, сонеты Шекспира, стихи С. Есенина, Ю. Визбора - она поет их так, как поет ее душа.

Часть ее красивых фотопейзажей вошла в сборник трудов научно-практической конференции “Здоровое поколение - ориентиры XXI века”, который вышел в 2005 году, где и статья ее опубликована - “Музыка природы и бытие человека”.

Откуда это творческое фонтанирование? “После участия в акции “Волга Православная” в 2002 году”, - улыбаясь, ответила она...

С 1995 года Алла Павловна - руководитель, координатор проекта семи научно-практических конференций “Педагогический процесс как культурная деятельность”, бессменный составитель и редактор сборников ее материалов. “В 2005 году наш проект выиграл грант Российского гуманитарного научного фонда в 200 тысяч рублей. Радуется весь коллектив института: это мы сделали!” - говорит она.

Алла Шевченко - организатор и председатель Совета общественной городской организации “Самара - Содействие” ветеранов войны и труда учреждений культуры г. Самары, автор идеи и председатель оргкомитета областного фестиваля песенного творчества “Расцвела под окошком белоснежная вишня...”.

- Этот фестиваль инициирован нашей ветеранской организацией и в нынешнем году проводится уже в четвертый раз. Конечно, сущест-вуют трудности с его финансированием, но мы так увлечены его подготовкой и проведением, столько людей нам помогали и шли навстречу, что сейчас он уже стал поистине визитной карточкой региона. У нас очень много планов, ведь еще столько можно сделать интересного и красивого в рамках фестиваля. Кто хочет вернуть себе лет 10 молодости, пусть приобщается к нашему фестивалю. Это мы вам гарантируем.

Встретиться с Аллой Павловной чрезвычайно сложно. Она постоянно занята. То у нее лекции, то работа с дипломниками, то встреча в администрации, то проведение каких-либо акций для ветеранов. Тем не менее, она находит время для всего. Бодрая, энергичная женщина, да простит она меня, абсолютно не выглядящая на свои годы, Алла Павловна заряжает окружающих ее людей оптимизмом, жизнелюбием, активным творчест-вом и твердой уверенностью в своих возможностях. Она - Личность.

 

Автор: Екатерина Смородская


Автор:Екатерина Смородская