Танцы с аккордеоном или Женское лицо фестиваля “Виват, Баян!”

 

Начинать статью с банальностей и общих мест - дурной тон, выдающий журналиста начинающего или бездарного - в общем, непрофессионала. Или профессионала, ваяющего материал буквально “на коленке”, за полчаса до сдачи номера в печать. Тем не менее, я рискну сейчас сказать банальность, но попытаюсь её оправдать. Утверждение, что баян - инструмент традиционно мужской, можно назвать общим местом, но с немалой натяжкой. Единственные аргументы - фольклорный образ кудрявого парня, гуляющего под окнами любимой с баяном или его младшей сестрой - гармошкой. Да еще немалая физическая сила, которая требуется баянисту, - весит-то инструмент ни много ни мало - килограммов десять-пятнадцать...

Однако это не главное. Я думаю, баян - инструмент мужской по своему характеру, по ощущению, даже по диапазону и тембру голоса (как виолончель или гитара - несомненно женщины, вне зависимости от того, кто на них играет). В его то вкрадчиво-лирических, то тягучих, словно растущих вширь, нотах, бесшабашной удали переливов, сдержанных вздохах басов отражаются все оттенки мужской души - суровой и нежной, широкой и отважной, властной, прямодушной и щедрой. Поэтому мне всегда казалось, что в даме, сумевшей укротить этот мужественный инструмент, должно быть что-то от амазонки. Не в смысле недостатка женственности, а, наоборот, в некой внутренней, глубинной женской силе, позволяющей до конца понять мужчину и заставить зазвучать даже самые тонкие, сокровенные струны его сердца. Если для баяниста-мужчины его инструмент - это его дыхание, голос, союзник и посредник в диалоге с миром, то для женщины - друг, некий идеальный образ возлюбленного, отзывающегося на каждое её движение. Её союз с баяном - несомненно интимный, сердечный, - что, конечно, не говорит о том, что в жизни она обречена на одиночество.

Женщина, любящая баян - это поистине Женщина с большой буквы, под стать которой - только настоящий Мужчина, сильный и самостоятельный. В это нетрудно было поверить, увидев и услышав участниц международного фестиваля “Виват, Баян!”, который благодаря стараниям Сергея Войтенко и его друзей уже второй год собирает в Самаре музыкантов и ценителей этого замечательного инструмента. Среди них - и уже знакомая читателям “Леди-Клуба” Алла Михайловна Кац, педагог и наставник многих самарских звезд баяна мирового масштаба, - и другие прекрасные дамы, о которых пойдет речь ниже.