Большая площадь для большого искусства

 

“Театр - это место, где толпа превращается в народ”, - сказал однажды Томас Манн. Добавим к сему, что изначально местом этим была городская площадь, - и перед нами появляется хоть и карандашный, но весьма четкий набросок портрета одного известного самарского театра.

Еще пара штрихов - гармоничная труппа, нестандартные режиссерские решения, красивые костюмные спектакли, театральные романы, в конце концов, - и вот картина готова.

Завершенный образ прекрасен, спору нет, но тем сильнее хочется сунуть свой нос вглубь холста. Что мы сейчас и сделаем.

 

Родился театр “Самарская площадь” в 1987 году - в то время, когда вместе с перестройкой накатила очередная волна появления новых театральных трупп и студий. Молодых артис-тов-экспериментаторов вдохновил на новое творческое дело Евгений Дробышев, самый отчаянный экспериментатор из всех собравшихся. И начал он с темы, актуальной во все времена, но совершенно не театральной - с политики. Это был очень смешной памфлет под названием “Демонстрация” - и демонстрировал он не только драматический талант участников новоиспеченного театра, но и небывалую по тем временам смелость. Правда, на неординарную труппу сразу же приклеился ярлык театра политического, однако молодые люди не преминули с ним расстаться, решившись на новый, еще более неожиданный и смелый эксперимент. На этот раз это оказался пластический спектакль с элементами эротики на исконный славянский сюжет “Ночь на Ивана Купала”. Конечно, это был настоящий прорыв - перестройка-то в стране уже началась, но секса все еще не было. А тут в целых трех эпизодах актрисы работали на сцене абсолютно обнаженными! Да и костюмы придумали весьма откровенные. Например, героиня, роль которой исполняла замечательная актриса и по совместительству директор театра Наталья Носова, была облачена в обыкновенное зеленое трико с вырезанными по всему полотну дырками, одна из которых натуралистически и в то же время интригующе открывала изящную грудь. Кстати, эта роль была художественным воплощением великого женского начала, так что не удивительно, что после нее все актрисы уходили в декретный отпуск.

Это не помешало, однако, неслыханному успеху спектакля во всем мире. “Самарская площадь” возила эту постановку даже в Соединенные Штаты, где осторожные американцы поначалу говорили: “Русские везут секс”. Но уже после первого показа в прессе появились отзывы о том, что “Ночь на Ивана Купала” в постановке труппы из России - очень чистый спектакль.

Российская публика тоже восторженно приняла эту нетрадиционную работу. Во время одних из первых гастролей театра в Москве к Дробышеву подошел И. И. Рутберг, руководитель центра пантомимы. Он похвалил Евгения Борисовича за хорошую постановку, отметив при этом, что в ней чувствуется полное незнание законов пластики, и... предложил сотрудничество! Однако учил он не просто грамотно и красиво двигаться, но ставил прежде всего драматические цели - каждый взмах руки должен быть осмысленным. Тогда и без одежды работать стало проще, признается Наталья Носова. Поначалу мысль о том, что придется раздеваться, постоянно сидела в голове, мешая полностью раскрепоститься. “А потом мы поняли свои актерские задачи, осознали себя в предлагаемых обстоятельствах и стали чувствовать себя свободно”, - вспоминает Наталья Юрьевна.

“Ночь накануне Ивана Купала” шла уже много лет, когда ее было решено снять с репертуара. Тогда этого никто не понял, и только Дробышев точно знал - с этим спектаклем “Самарская площадь” закончится как театр, слишком востребован он был. Постоянные гастроли, фестивали, съемки на ТВ не оставляли возможности репетировать новые вещи. Артисты устали от одной постановки, да и артисты-то драматические, им хотелось играть пьесы с текстами. Кроме того, из-за постоянных разъездов в Самаре театр почти не знали, а Дробышев хотел строить свой театр в родном городе.

С тех пор начался новый этап творческой жизни труппы. И хоть опыт в пластике был накоплен немалый - кроме “Ночи” была еще одна постановка под названием “Играем Бидструпа”, по стилю близкая к классической пантомиме, - Евгений Борисович решил ставить драматический репертуар. Но и в психологичес-ком театре у него присутствует яркость образов, он любит язык мизансцен, жестов. Дробышеву вообще присущ театр вахтанговского толка.

Тем временем театр “Самарская площадь” стал муниципальным, получил свое здание на Самарской площади (по определению, видимо), которое, правда, только сейчас начало приближаться к открытию, постепенно сформировал труппу. Сегодня в театре на постоянной основе работают восемь артистов. Это Александр Буклеев, очень известный в Самаре актер, который запомнился зрителю еще со времен “Полета над гнездом кукушки” и “Чонкина”, замечательных спектаклей театра драмы. Это Людмила Суворкина, артистка, вернувшаяся недавно в Самару из Саратова, и, конечно, Наталья Носова, прошедшая вместе с Дробышевым весь путь театра. Много в труппе и молодых артистов. Очень любима публикой Виктория Просвирина, сейчас она молодая мамочка, кормит своего малыша. Это не просто смешная артистка, это комик от Бога, говорят о ней в театре. И боятся, что ее “уведут” в Москву. Еще один любимчик зрителя - Михаил Акаемов, воспитанник Дробышева, очень “живой” артист, смешной и вместе с тем такой правдоподобный. Интересна и Юля Бакоян, характерная артистка, выпускница Самарской академии культуры и искусств. А Слава Назаров, только-только окончивший академию, перспективен не только как артист, но и как режиссер. Продолжаются и плодотворные отношения театра с приглашенными артистами. Свое неповторимое обаяние привнесла в его творческий колорит удивительная Людмила Гаврилова, остается очень близким человеком для “Самарской площади” Владимир Лоркин, обладающий своеобразной актерской индивидуальностью. Кстати, Володя был в составе труппы “Площади” в то самое “купальское” время. И сейчас он играет несколько спектаклей у Дробышева. Не прекращается сотрудничество и с Олегом Сергеевым, о котором говорят коллеги: хороший артист и чуткий партнер.

  

“Труппа у нас хоть и небольшая, но структурная, - говорит Наталья Юрьевна. - В ней представлены и старшее поколение, и среднее, и молодежь. На этом и репертуар строится”. Основу его составляет классика, здесь и Гоголь, и Островский, и Мольер. Не обошел Дробышев вниманием и современную тему - пьеса А. Слаповского “Не такой, как все” и “Фен-шуй, или Руководство для любовницы моего мужа” Э. Щедрина и Ю. Каменецкого тоже любимы зрителем.

Кстати, талант художественного руководителя театра проявился не только в его прекрасных постановках, но и в умении удивительно гармонично подбирать репертуар, и в уникальной способности объединять людей. Именно поэтому в театре “Самарская площадь” царит особая атмосфера - атмосфера творчества, доброжелательства, любви. Не удивительно, что в труппе не редки театральные романы с последующими браками. “У нас в коллективе все парами, - делится Наталья Носова. - И самый первый роман в театре был наш с Дробышевым”.

Наталья знала Евгения Борисовича еще до прихода к нему в студию. А потом он стал не только ее режиссером, но и учителем. Их отношения складывались как в хорошей пьесе. Когда они встретились, он был женат, и она тоже была не свободна. Но совместное творчество объединяло - и как-то сам собой возник флирт. “Поначалу между нами было то, что посторонние люди могут назвать интрижкой, - вспоминает Наталья Юрьевна. - Но я тогда была молодая, влюбленная девушка и, конечно, интрижкой это не считала. И была права, ведь отношения наши переросли в настоящую семью. Хотя потом у нас частенько случались бурные выяснения отношений, устраивались сцены ревности. Это и понятно - свободный режиссер, толпы молодых актрис... А бывало, что обо мне говорили, будто я получаю роли по блату. А если не получаю, то тоже по блату”.

На самом деле талант по блату не бывает. Талант нужно найти, увидеть, разбудить. Когда-то Евгений Борисович разбудил талант в юной Наташе. А спустя несколько лет набрал свой актерский курс при местной Академии искусств и культуры. Он сделал это, чтобы возобновить самарскую театральную школу. “Она ведь закончилась, наша театральная школа, - сетует Наталья Носова. - Посмотрите - Гвоздков приезжий, в САМАРТе все приезжие... Преемственности нет. Обидно за Самару! Наша молодежь здесь даже уже не пробует что-либо начинать. Есть и еще одна проблема. ТЮЗ очень интересно сейчас работает, но свою миссию не выполняет уже несколько лет, детские спектак-ли он практически не ставит. А это значит, что другие театры не имеют подготовленного зрителя. Когда наши дети маленькие, им некуда пойти. А когда они вырастают и приходят в драмтеатр, то не знают, как себя вести. Я очень люблю самарского зрителя, но считаю, что утверждение, будто Самара - театральный город, это давно уже миф”.

И все же будем надеяться, что прекрасный союз театров и зрителей в миф не превратится. И что театры по-прежнему будут ждать нас в своих залах, а мы продолжим стремиться в их чарующий вымышленный мир. Вот “Самарская площадь” работает в этом направлении очень активно. В планах театра - бенефис Евгения Дробышева. Есть задумка поставить чеховскую “Чайку”. Возможно, будет восстановлен пластический спектакль “Играем Бидструпа”. Вообще возможно очень многое - талантливым, творчески неуемным людям идей и вдохновения не занимать. Но самый ближайший и долгожданный пункт в их плане - это завершение реконструкции собственного здания. Чтобы театр наконец-то перестал ходить “по гос-тям” и распахнул для всех желающих двери своего дома. И чтобы жители нашего города знали - на Самарской площади есть театр, в котором всегда можно почувствовать себя частью не толпы, но народа.