Отходам - новую жизнь

— Тольятти

 

Новокуйбышевское ЗАО “Новитрек” стало известным в Самарской области благодаря ярко выраженной экологической направленности своей деятельности. И оно по-прежнему остается одним из немногих предприятий России, осуществляющих глубокое исследование и разработку техногенных залежей нефтепродуктов, возникающих в результате жизнедеятельности самых разных объектов, так или иначе связанных с переработкой, транспортировкой, хранением и использованием нефти и нефтепродуктов.

Однако сегодня предприятие уже не ограничивается одним направлением работы. Запуск нового производства по переработке резиносодержащих отходов в резиновую крошку стал важным этапом в решении острейшей для региона и всей страны проблемы эффективного использования вторичных ресурсов, содержащихся в огромных объемах промышленных и бытовых отходов.

О путях решения этой проблемы и перспективах развития

ЗАО “Новитрек” мы беседуем с генеральным директором предприятия Дмитрием Михайловичем Абкиным.

 

- “Новитрек” создавался для решения конкретной задачи - ликвидации техногенной залежи нефтепродуктов. Насколько сегодня эта проблема актуальна для города?

- Да, в 1991 году Новокуйбышевск был признан зоной экологического бедствия.         И именно это дало толчок к принятию долгосрочной и беспрецедентной по своим масштабам экологической программы. Многие ее пункты сегодня реализованы, поэтому не случайно Новокуйбышевск в 2004 году получил звание “ЭкоЛидер”. В этом большая заслуга как администрации города, так и его предприятий.

“Новитрек”, созданный в 1992 году, с самого начала был призван бороться за экологическое благополучие города. И на сегодня техногенная залежь нефтепродуктов на территории НПЗ и поселка Липяги практически ликвидирована.

В прошлом году мы открыли филиал в городе Ейске Краснодарского края, где разрабатываем техногенную залежь на территории авиаремонтного завода, построенного в послевоенное время. “Новитрек” выиграл тендер министерства обороны, проект прошел строгую экспертизу в местных органах власти и получил положительное заключение.

Таким образом, мы ведем активный поиск других площадок для работы по выявлению, ликвидации, мониторингу подобных залежей. И параллельно с этим расширяем сферу своей деятельности, начинаем работу с другими видами отходов, сохраняя при этом экологическую ориентированность ЗАО “Новитрек”.

- Запуск производства по переработке резиносодержащих отходов в резиновую крошку, очевидно, и является иллюстрацией этого?

- Да. Больше года тому назад руководством холдинга “ФОМ”, в состав которого входит “Новитрек”, было принято решение о развитии именно этого направления как наиболее перспективного в настоящий момент.    В сферу наших интересов сегодня входят также отработанные масла и мазуты. Возможно, в дальнейшем мы обратим свое внимание и на другие виды отходов - пластик, стекло, бумагу и т.д.

Что касается резиносодержащих отходов, то здесь, безусловно, львиная доля приходится на автомобильные покрышки, объемы цивилизованной переработки которых в Самарской области очень незначительны.

Завод компании имеет не только ощутимую мощность (до 6 тысяч тонн отработанных покрышек в год), но и, что самое главное, полный цикл переработки. Кроме резины, найдут свое применение металлический корд и текстильный компонент, входящие в состав покрышек.

На “Новитрек” возложена задача по сбору отходов, то есть обеспечению производства сырьем. Этим мы начали заниматься задолго до пуска завода. При заключении договоров мы учитываем как собственную выгоду, так и выгоду предприятий-партнеров, сокращая их расходы на утилизацию. Но главное здесь то, что выигрывает природа, ведь мы не зарываем шины на свалках, как это делают муниципальные предприятия, а перерабатываем их, получая ценную продукцию.

Надо сказать, что свалки автопокрышек стали настоящим бедствием для страны. Они не только занимают огромные площади, но и создают крайне неблагоприятные эпидемиологические зоны, являются очагами пожаров и постоянно выделяют в окружающую среду вредные вещества. В Самарской области таких отходов образуется, по официальным данным, 12 тысяч тонн в год, а по неофициальным - до 50 тысяч тонн. А если учесть отходы, накопленные в течение прошлых лет, то становится очевидным, что сырья для переработки хватит на несколько поколений.

Уже сегодня на складах “Новитрека” в Самарской области сконцентрировано свыше 3 тысяч тонн резиносодержащих отходов. Работают филиалы в Тольятти и Сызрани. Главы этих городов отнеслись с пониманием к нашей работе и оказали необходимую административную поддержку.

От Самары мы ожидаем большего, чем имеющиеся в настоящее время несколько десятков договоров. Ведь только автотранспортных предприятий и предприятий, имеющих крупный автопарк, в областной столице многие сотни. В Самаре начало работу представительство во главе с заместителем генерального директора по техническому развитию ЗАО “Новитрек” Игорем Владиславовичем Романовым.

Возможно, в будущем мы будем покупать сырье и у населения за определенную плату, как это сейчас происходит со стеклянной тарой. За границей такие места сбора различных отходов давно стали обычным явлением.

- Что можно получать в дальнейшем из резиновой крошки?

- Это универсальный продукт, пользующийся высоким спросом на рынке. Из крошки различных фракций можно изготавливать самые разные изделия: от тех же автомобильных покрышек до тротуарных плиток, кровельных и напольных покрытий, различных битумных мастик. Очень перспективное и емкое направление - использование резиновой крошки как компонента асфальтобетонной смеси. При добавлении в асфальты       15-20% резиновой крошки можно получить более эластичное покрытие, стойкое к влаге и перепадам температур. Во всем мире давно и эффективно используется эта технология, и мы рассчитываем, что наши дорожники также примут ее на вооружение.

- Проблема переработки отходов тесно связана с проблемой их сортировки.            И если с покрышками дело обстоит проще, то разделить остальные отходы, как правило, очень сложно. Каковы пути выхода из ситуации?

- Здесь два основных пути - технологический и административный. Первый очень дорогостоящий, поэтому большинство существующих сегодня производств, рассчитанных на глубокую переработку какого-либо определенного вида отходов, требуют уже отсортированное сырье.

Тем не менее, специальные мусоросортировочные заводы существуют, и, насколько я знаю, в будущем строительство такого завода планируется и в Новокуйбышевске.

Второй путь - административный - наталкивается на стойкий менталитет российского гражданина, привыкшего все валить в одну кучу. И нужны очень действенные стимулы и рычаги, чтобы заставить современного человека не смешивать разные виды отходов. Кроме этого, должна существовать четкая государственная экологическая политика, или даже идеология, которая бы воспитывала в наших людях правильное, цивилизованное отношение к природе и к ресурсам еще с детских лет.

- Совсем недавно “Новитрек” стал членом ассоциации “Обращение с отходами”. Что вы ожидаете от ее работы?

- С помощью ассоциации мы надеемся подключить административный и правовой рычаги к решению проблемы сбора и утилизации отходов. Я думаю, что такие возможности у ассоциации есть.

И, конечно, мы хотим яснее донести до руководителей предприятий Самарской облас-ти экологическую, общественную, этическую значимость деятельности ЗАО “Новитрек”. Мы даже подготовили специальный документ, своего рода обращение с призывом к руководителям предприятий сдавать нам отходы резины. В нем подробно объясняется, для чего это нужно, в чем выгода для предприятия и польза для окружающей среды.

Ассоциацией подготовлена целая программа по обращению с отходами, в которой упоминается не только большое количество мероприятий, но и финансовые и административные механизмы их реализации. Многие положения программы заслуживают того, чтобы придать им статус законов.

 

Автор: Алексей Сергушкин


Автор:Алексей Сергушкин