Откуда есть пошла PR

 

 

Паблик рилейшнз (ПР) как элемент ведения бизнеса и особая научная дисциплина возник на рубеже XIX и XX веков с легкой руки признанного “отца ПР” Эдварда Бернайза, племянника Зигмунда Фрейда. Впервые официально само выражение public relations употребил президент США Томас Джефферсон, когда в 1807 году в черновике своего “Седьмого обращения к Конгрессу” вписал его вместо вычеркнутого “состояние мысли”. В Англии зарождение основ ПР относят лишь к началу ХХ века, когда под руководством премьер-министра Великобритании Ллойда Джорджа была проведена широкая кампания среди общественности в поддержку закона о национальном страховании. Вплоть до второй мировой войны ПР активно использовался крупными корпорациями в интересах сохранения бизнеса. Многие воспринимали ПР как целенаправленное введение людей в заблуждение. Действительно, сталкиваясь с настороженностью публики и агрессивной позицией прессы, на фоне изменчивых реалий экономической и политической жизни Америки начала века, компании стремились по возможности контролировать и направлять общественное мнение в нужную им сторону. По мере того, как потребители и инвесторы становились все более зрелыми и зависимыми от СМИ, связи с общественностью приобретали лишь большее значение.

Одним из ключевых принципов использования ПР в рыночных отношениях является принцип обеспечения взаимной выгоды в коммерческой деятельности фирмы и общественности на основе честности и правдивости тех, кто реализует связи с общественным институтом. Не случайно Авраам Линкольн еще в 1865 году утверждал: “Если вы хотите привлечь кого-либо на свою сторону, прежде всего убедите его в том, что вы ему друг”. Открытость и честность были характерны и для российского предпринимательства начала прошлого века, когда все крупные АО и компании обязаны были ежегодно публиковать результаты коммерческой деятельности в “Российских ведомостях”.

В 70-х годах XX века наука ПР официально вошла в обязательные программы экономических колледжей и университетов. Одновременно она становится серьезным инструментом в достижении коммерческого успеха ведущих фирм США.

Прикладная наука ПР владеет не только явными, но довольно часто и незримыми формами и методами достижения устойчивого положения на рынке за счет комплексного использования коммуникационных связей, средств массовой информации, социальной рекламы.

К понятию ПР относятся различные элементы, среди которых:

- то, что может содействовать улучшению взаимопонимания между организацией и теми, с кем она контактирует;

- советы и рекомендации по формированию “общественного лица” организации;

- система мер, направленных на выявление и устранение различных слухов, других источников недопонимания;

- мероприятия, расширяющие сферы влияния предприятия с использованием ресурсов пропаганды, рекламы, выставок, видео- и кинопоказов;

- различные действия, нацеленные на улучшение контактов между людьми и организациями.

   

В начале весны этого года редакция журнала “Самара и Губерния” провела семинар для работников пресс-служб с целью узнать: каково же отношение к работникам СМИ тех, кто находится “по ту сторону баррикад?” Результат оказался настолько успешным, что мы решили создать отдельную рубрику, которая призвана содействовать укреплению добропорядочных отношений между работниками пера и теми, от кого зависит подача информации. На семинаре было поднято очень много вопросов, и на некоторые из них, к сожалению, в тот момент ответить не удалось. В частности, это касалось юридических аспектов работы пресс-службы. Тем не менее, мы этого не забыли. И сегодня на один из актуальнейших вопросов о недобросовестности подачи информации и о том, как на это реагировать, отвечает наш консультант по креативному развитию работы пресс-службы и решению юридических проблем, руководитель пресс-службы Самарского металлургического завода Вячеслав Степанов.

В следующем номере мы планируем рассмотреть ряд вопросов, связанных с работой пресс-служб госучреждений. На них любезно согласилась ответить Светлана Агранович - руководитель пресс-службы Самарской Губернской думы.

Задавайте ваши вопросы. Мы - отвечаем!

 

Как строить работу со СМИ? Эти вопросы наиболее живо обсуждаются на семинарах, PR-конференциях и других мероприятиях с участием сотрудников пресс-служб и средств массовой информации.

 

- На мой взгляд, средства массовой информации и пресс-службы предприятий, организаций являются партнерами. В первую очередь потому, что преследуют одну и ту же цель - доведение информации до широких слоев населения. Газеты, журналы, телевидение и радио являются своего рода инструментарием в работе пресс-служб, а последние, в свою очередь, являются (или, по крайней мере, должны являться) для средств массовой информации постоянным источником насущной информации, затрагивающей различные аспекты деятельности организаций, их взаимоотношений с социумом. Исходя из этого и вырабатываются принципы партнерских взаимоотношений.

 

Не рассматривая ситуацию, когда средства массовой информации исполняют роль “могильщика” по отношению к конкретным организациям или лицам, и в силу вступают сугубо денежные отношения и “черные технологии”, хочу отметить, что партнеры не всегда корректны друг к другу. Если говорить о средствах массовой информации, то это выражается в публикации недостоверных фактов, искажении существующей действительности, а то и просто в явной клевете. По опыту знаю, что причины этого, как правило, субъективны и вызваны недостатками в организации работы пресс-службы или слабым профессионализмом журналиста, который абсолютно не разбирается в теме. Например, ОАО “Самарский металлургический завод” до сих пор отдельные печатные издания называют “САМЕКО”, т.е. по имени юридического лица, которое перестало существовать более 5 лет назад. Бывают и случаи прямого информационного шантажа, когда представитель издания обращается буквально со словами: “Мы написали о вас негативную информацию и готовы рассказать хорошее, но только за деньги”.

Как выходить из таких ситуаций? Как создать и сохранить взаимоотношения партнеров? Существует много различных методов, и в первую очередь - это работа непосредственно с редакторами, журналистами. И работники пресс-служб, и сотрудники изданий должны понять, что же именно хотят сказать первые и услышать (чтобы потом опубликовать) вторые.

 

Но бывают ситуации, когда искаженная информация приносит вред деловой репутации организации. В этом случае пресс-служба вправе потребовать от издания официального опровержения. Мы живем в правовом государстве, и наши взаимоотношения регламентируются определенными правовыми актами. Так, например, отношения СМИ с гражданами и организациями регламентируется Федеральным законом “О средствах массовой информации”. В главе 4-й данного закона, в частности, предусмотрено право СМИ на получение информации и право граждан и организаций на опровержение не соответствующих действительности сведений, которые были распространены в конкретном средстве массовой информации. В связи с этим привожу пример стилизованной формы бланка “Требование об опровержении сведений, порочащих деловую репутацию”.

 

В практике работы нашей пресс-службы были случаи, когда мы вынуждены были воспользоваться таким методом, как выставление официального требования об опровержении сведений, порочащих деловую репутацию. Но перед посылкой официального документа мы обязательно связывались с журналистом, редактором, предварительно объясняли суть наших претензий, и я не помню ни одного случая, когда бы наши требования не были удовлетворены. Жизнь - наука компромиссов, и партнеры всегда могут найти оптимальное для обоих решение.

А пресс-служба и СМИ - партнеры.

 

Вячеслав Степанов,

руководитель пресс-службы ОАО “Самарский металлургический завод”

 

 

 

Автор: Екатерина Смородская


Автор:Екатерина Смородская