Дни славянской письменности и культуры

— Самара

Более тысячи лет назад, в середине IX века, братья Константин (в схиме - Кирилл) и Мефодий,происходившие из знатного византийского рода, начали перевод частей Священного Писания и христианского церковного богослужения на славянский язык, для которого Кириллом была составлена особая азбука - глаголица. Православная Церковь прославила братьев-миссионеровв лике святых, причислив их к равноапостольным - то есть тем, кто в своих деяниях уподобился апостолам - ученикам Христовым, призванным проповедать Слово Божие по всей земле. В 1885 году в Самаре широко отмечалось тысячелетие со дня кончины святого Мефодия, в 80-е годы ХХ века после долгого перерыва праздник был возобновлен, а в 1991 году приобрел статус государственного.

 

21-25 мая 2004 года столицей Всероссийских дней славянской письменности и культуры стала Самарская область, в городах и районах которой прошло более 350 мероприятий: концертные программы, театрализованные представления, выставки, тематические уроки и т.д. В столице губернии торжественно открылся    II Съезд Лиги самарских землячеств и “Самарская ассамблея - 2004”, состоялись фестивали хоровых коллективов “Благовест” и “Серебряный звон” и международная научно-практическая конференция “Славянский мир: общность и многообразие”, были вручены многочисленные награды, грамоты и премии. Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был совершен чин Великого освящения Собора святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Самаре.

“В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”. Этими словами, начинающими Евангелие от Иоанна, столько играли, расставляя акценты в меру своего понимания и в меру своего невежества, что в нашем сознании они стали напоминать известную загадку “Казнить нельзя помиловать”. Бог - Слово, или слово - бог? Человек изрек Бога, или Бог изрек Слово, Свою человеческую ипостась, воплощенную в Иисусе?.. Мне кажется, главное, что произошло во время празднования Дней славянской письменности, так это то, что хотя бы на время в нашем обществе была восстановлена иерархия между небесным и земным. Когда многочис-ленные VIP-гости стояли, стиснутые в гуще простых прихожан собора Кирилла и Мефодия. Когда площадь Славы вдруг обратилась в волнующееся море, куда под парусами хоругвей стекались реки крестных ходов из Покровского, Вознесенского соборов, семинарии, Иверского монастыря. Когда на конференции “Славянский мир: общность и многообразие”, по словам иеромонаха Георгия, “возникло больше вопросов, чем было дано ответов”, и обнаружилось, что культурные границы, объединяющие и разделяющие славянский мир, имеют не столько этническую, сколько религиозную природу, а сама культура происходит от “культа”.

Наверное, равноапостольные Кирилл и Мефодий не думали, что кладут основание великой культуре, породившей “Слово о полку Игореве” и Пушкина. Они создавали свою азбуку в первую очередь для того, чтобы славяне Балкан и Моравии мог-ли читать Евангелие на родном языке. Но такова уж особенность созидающей силы Божьего Слова, что там, где есть главное, тут же пышным цветом процветет и второстепенное. Нет, не обязательно плевелы, и не “цветы у дороги” в восточном понимании, - а любовно взращенные и благословленные Господом плоды человеческой души и духа. По слову одного английского писателя, мы “сотворены по образу и подобию Творца”, а Он - любое творение может обратить во благо...

Хотелось бы прояснить ещё один момент. День Кирилла и Мефодия - пожалуй, единственный на сегодняшний момент праздник, впервые отмечавшийся с таким размахом не только верующими и людьми, кровно связанными с русской словесностью, - но и властями, неоднократно подчеркивавшими свое единство с Церковью и культурой. Что дало основания не только либеральным журналистам, но и некоторым чиновникам сделать выводы о том, что православие у нас теперь - официальная идеология, заменившая собой коммунистическую. Прокомментировать это мы попросили заведующего кафедрой православной педагогики Самарской Духовной семинарии иеромонаха Георгия (Шестуна):

- Когда мы говорим о единении Церкви и власти, мы не говорим о какой-то языческой власти. Наше единение возможно лишь на религиозной основе. Это как плоть и душа в человеке. Чтобы между ними не было конфликта, плоть должна помогать всему человеку в духовном делании. Так и власть должна помогать народу в духовном делании, служить Богу, а не только земному.

- То есть речь идет не о насаждении православия “сверху”, а о просвещении самой власти?

- Конечно. Вы видите, что многие искренне веруют, волнуются, душа, сердце трепещет... А кто-то говорит о вере просто как политик, потому что сейчас это надо говорить. Но слово имеет великую духовную силу... Другое дело, что вера должна стать на самом деле личной жизнью, личным делом каждого человека... 

  

О значении славянской азбуки очень точно высказался  на конференции Владимир Константинович Волков,  директор Института славяноведения РАН:

 - Константин Философ, известный как святой равноапостольный Кирилл, был гениальным лингвистом, его азбука наиболее полно отражает фонетику славянских языков. В письменности других европейских языков нередко приходится использовать две, три или даже четыре латинские буквы, чтобы выразить один звук. Поэтому славянская азбука считается среди филологов чудом лингвистического творения. И мы должны это чудо ценить.

С принятием православия к нам хлынула река сначала переводной литературы, которая принесла нам не только творения отцов Церкви, но и все наследие античности. А следом появилась и наша оригинальная славянская литература. Древнейшая русская книга, найденная в Новгороде, относится к 1016 году! А благодаря находкам новгородских берестяных грамот, мы видим, что уже в XI веке грамотность была распространена среди самых широких слоев населения - этим потрясающим культурным явлением мы обязаны азбуке, которую нам дали Кирилл и Мефодий...

Автор: Надежда Локтева


Автор:Надежда Локтева