Александр Власов: "Земельное законодательство коснется всех"

 

Россияне давно привыкли к мысли о том, что земля в нашей стране постепенно становится объектом купли-продажи. Однако на практике тесно сталкиваться с земельным законодательством приходилось пока немногим. Между тем законодательство развивается, и в скором времени каждый владелец недвижимости или сельхозугодий будет наделен вполне ощутимыми правами и обязанностями, связанными с собственностью на землю.

Прокомментировать ситуацию в сфере земельного законодательства в России и Самарской области мы попросили руководителя областного Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, кандидата технических наук, заслуженного землеустроителя РФ Александра Григорьевича Власова.

 

- Как можно охарактеризовать общую ситуацию с земельным законодательством?

- В настоящее время кардинально меняются приоритеты в области земельных отношений. Когда в 1991 году началась земельная реформа, то в основном все регулирование в этой сфере осуществлялось на основании постановлений Правительства и Указов Президента. Началась разработка своих региональных законов в субъектах Российской Федерации, при этом в некоторых регионах ряд принятых законов противоречил Конституции России.

Все это вынудило президента страны принять соответствующие шаги в части разработки и принятия федеральных законов, регулирующих земельные отношения. В конце 2001 года появился Земельный кодекс, в 2002 году был принят закон об обороте земель сельс-кохозяйственного назначения, а в 2004 году - закон, разрешающий залог земель сельхозназначения. Законодательная база на сегодняшний момент достаточно объемна, однако, несмотря на это, она не является достаточной. Существует еще целый ряд вопросов, которые необходимо законодательно решить не только в субъектах РФ, но и на федеральном уровне.

- Какие, например?

- Самыми важными из них, основополагающими, я считаю законы, регламентирующие порядок перевода земель из одной категории в другую. В соответствии с Земельным кодексом РФ все земли по своему целевому назначению делятся на семь категорий, которые определяют их правовой режим, то есть возможность использования на определенном праве для тех или иных целей. Например, перевод земель из категории лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в настоящее время в соответствии с Лесным кодексом РФ и постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. №1200. Однако с 1 ноября 2004 года данное постановление признается утратившим силу и, соответственно, создается правовой вакуум в вопросе порядка подготовки и состава документации для перевода земель лесного фонда в иные категории. В отношении других категорий земель этот вакуум существует уже давно.

Остро стоит вопрос и о форме собственности на леса, расположенные в черте городов и других поселений, так как Лесной кодекс РФ определяет, что форма собственности на эти леса устанавливается федеральным законом, а он до настоящего времени не принят.

Я полагаю, в конце текущего года или в начале следующего эти вопросы будут решены.

Было очень много разногласий по части взимания земельного налога за долгострой. Сейчас внесены изменения в статью 8 закона РФ “О плате за землю”, которой регламентируется размер земельного налога в зависимости от продолжительности строительства: до 3 лет - двухкратная ставка земельного налога, более 3 лет - четырехкратная. Для физических лиц, осуществляющих индивидуальное жилищное строительство более 10 лет, ставка земельного налога будет удвоенной.

Недавно рассматривался проект федерального закона о плате за изменение вида разрешенного использования земель. То есть, если мне продан участок под садоводство или огородничество, а я решил построить на нем коттедж, то для этого необходимо изменить вид разрешенного использования. И за это надо платить, и платить достаточно большие деньги. В проекте закона - это до 30% кадастровой стоимости в зависимости от ситуации.

Таким образом, законодательная база развивается. Устраняются имеющиеся пробелы в законодательстве.

- Вы возглавляете территориальный орган Федеральной службы земельного кадастра России. Какие изменения претерпела она за последнее время?

- Реорганизация органов исполнительной власти отразилась и на службе земельного кадастра. В марте 2004 года Указом Президента РФ Федеральная служба земельного кадастра России преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, а в августе 2004 года Правительство РФ утверждает положение об агентстве. Теперь вся информация о земле и объектах градостроительной деятельности будет учитываться одним ведомством. С 1 ноября 2004 года функции по технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности будут выполнять только организации, аккредитованные Федеральным агентством. А агентство будет вести централизованный учет, и таким образом государство будет не декларативно, а на деле осуществлять контроль за использованием земельных участков под объектами недвижимости и давать гарантию прав на недвижимость.

Единая база данных будет востребована многими организациями и, в частности, послужит для упорядочения налогообложения. Сегодня активно идет работа по кадастровой оценке земель всех категорий, разработан проект федерального закона о взимании земельного налога с кадастровой стоимости земельного участка.

- То есть, скоро каждый владелец приватизированной квартиры будет платить земельный налог?

- Да, для земель, занятых жилым фондом, предусматривается взимание земельного налога до 0,3 % кадастровой стоимости земельного участка.

- Как обстоит дело с собственниками земель сельхозназначения?

- Это еще одна проблема. Право долевой собственности, которое было провозглашено, до сих пор большинством работников сельского хозяйства не зарегистрировано, не оформлено в порядке, установленном законом, хотя в законе “Об обороте земель сельхозназначения”, вышедшем в 2002 году, четко прописан порядок оформления. И естественно, пока все не будет оформлено надлежащим образом, ни один банк не даст кредит под залог земли.

Сейчас наработана картографическая информация в цифровом виде, которая позволяет сделать работу по оформлению документов для сельхозпроизводителей за значительно меньшую сумму, чем ранее, так как не потребуется выходить в поле для проведения межевания. Материал собран по всем 27 районам, из них по 19 районам - оцифрован. Полностью создание картографической основы будет завершено примерно к 2007 году. Кроме того, областной бюджет сегодня возмещает сельхозпредприятиям 40% этих расходов в виде специальной субсидии. Поэтому в настоящее время все больше хозяйств успешно решают эту задачу.

- Как обстоит дело с нарушениями земельного законодательства? Снижается ли их число?

- Показатели по Самарской области продолжают оставаться достаточно высокими. Когда земля стала товаром, число нарушений только увеличилось. Хотя во многих случаях это увеличение номинальное, ведь раньше, при “ничейной” земле, нарушения просто не отслеживались.

В 2003 году нами было проведено около 6700 проверок, выявлено порядка 1670 нарушений, наложено 2654 тыс. руб-лей штрафов. На 1 сентября текущего года проведено свыше 6000 проверок, выявлено более 2230 нарушений, наложено 1700 тыс. рублей штрафов.

Однако несмотря на достаточно большое количество нару-шений, сумма земельных платежей, составлявшая в 2003 году 2,5 млрд. рублей, за восемь месяцев 2004 года превысила 1,3 млрд. рублей. И что любопытно - по Тольятти в прошлом году земельных платежей собрано примерно на 200 млн. рублей больше, чем по Самаре, хотя общая площадь земельных владений в областном центре, естественно, выше. Это говорит о недостаточных усилиях по проведению соответствующей технической и организационной работы с собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков.

В заключение хочется отметить, что процесс совершенствования земельного законодательства и его практической реализации еще продолжается. Так или иначе, мы в самом ближайшем будущем должны прийти к цивилизованным формам земельных отношений.