Мы едем, едем, едем...

— Самара
 

Так поется в известной детской песенке. Едем и в дальние края, и не очень. Наверное, в мире не найдется ни одного человека, хотя бы раз не воспользовавшегося услугами железной дороги. Разве что аборигены где-нибудь в Африке или в джунглях Амазонки.

 

    

 У меня есть знакомая маленькая девочка, ей всего восемь лет, но она с мамой и бабушкой успела побывать уже в добром десятке стран; а еще одна девочка, в живет в Израиле, где нет железных дорог, трамваев и метро. Именно они-то и произвели на нее самое сильное впечатление, гораздо более сильное, чем даже... Эрмитаж. Так что все мы - пассажиры! И все проблемы, радости и печали железной дороги так или иначе касаются нас, пассажиров.

Сегодня трудно себе представить, что какие-то 130 лет назад железных дорог... не было вообще! Просто не было! В Англии они появились чуть раньше, чем в России: в 1825 году. Вот интересный документ из того времени:

“Они (поезда) помешают коровам пастись, а курам нести яйца, отравленный дымом воздух будет убивать пролетающих над ним птиц, сохранить фазанов и лисиц будет отныне невозможно. Дома по окраине дороги погорят, лошади потеряют всякое значение, овес, сено не будут иметь никакой цены. Путешествие по дороге станет крайне опасным, гостиницы будут разорены. Паровозы могут разрываться, и путешественники будут разорваны на части”. Смешно, правда? Очевидное сейчас тогда многим показалось вредным и в России. Среди противников постройки дорог была церковь, многие члены губернской думы, в частности в Самаре. И если бы не поддержка тогдашнего губернатора Бориса Петровича Обухова, возможно, Самара так и осталась бы заштатным купеческим городом. Позже , в 1887 году другой наш великий земляк Петр Алабин писал: “Значение железнодорожного пути от Самары на запад, кончающегося у океана Атлантического, дорога эта направляясь в другую сторону, на восток, окончится также у океана - у Тихого! Понятно, что эти пути, соединяющие два различных мира, проходя через Самару, сделаются ее жизненными артериями”.

    

Так и вышло. И в 2004 году Куйбышевская железная дорога отметила 130 лет со дня своего создания. И как подведение итогов юбилейного года, в историко-краеведческом музее прошла выставка, которую посетили более трех тысяч самарцев. Каждый мог в воображаемом поезде времени проехать по истории - дороге. Итак, шлагбаум, удар колокола, и вот уже вы с вокзала вместе с нарядной дамой, одетой по моде XX века, машете рукой уходящему составу...

Интересно, что выставка располагалась в круглом зале, и зритель совершал круг во времени. С перрона мы как бы заглядывали в окошко вагона, а в купе были расположены документы об открытии пути, старинная мебель, книги - такие вещи могли быть у первого начальника дороги.

Но время неумолимо, и вот уже второй “вагон” - военные годы. И опять средства связи, документы, форма железнодорожника того времени. Тут же модели паровозов и локомотивов - самые любимые экспонаты школьников. В ходе выставки демонстрируется фильм “Куйбышевская прифронтовая” - это о подвиге железнодорожников в годы войны, когда было перевезено 19 миллионов вагонов военных грузов. Более 14 тысяч Куйбышевских железнодорожников воевали на фронтах, 23 из них стали Героями Советского Союза.

    

Снова поворот истории. Третий вагон - сегодняшний день железной дороги и ее будущее. И здесь посетителей выставки ждали открытия. Можно было увидеть, как будет выглядеть новый вокзал, когда закончится его строительство, - самарцев очень интересует это, ведь мы уже и сейчас гордимся нашим вокзалом - лучшим в России. Куйбышевская магистраль сегодня - это одиннадцать с половиной тысяч километров путей, 339 станций, 170 вокзалов. Можно было “пощупать” орудия производства - молот путейный, кирка не устарели до сих пор. Форма железнодорожника сегодня... А ведь начиналось все с 485 верст от Сызрани до Мещанска. Конечно, всем нам, пассажирам, интересно, как будет развиваться дорога, будут ли строиться новые пути?

Но вернемся на выставку. Конечно, производит впечатление огромная карта Куйбышевской дороги, иллюстрированная фотографиями Алексея Майшева, лауреата международного фотоконкурса “Золотой объектив”. Снимки показывают жизнь дороги изнутри.

Выставка интерактивная. Экскурсовод в форме проводника вагона, рассказывая историю дороги, предлагает посетителям ударить в настоящий дорожный колокол, попробовать расшифровать текст, написанный с помощью азбуки Морзе. На выставке был баннер, на котором изображен веселый мультяшный паровозик. Просунешь голову в окошечко - и вот она, ваша фотография, в роли машиниста необычного состава. Победители конкурсов получали в подарок забавную шапочку с изображением все того же паровозика.

В Самаре живет художник по образованию и по признанию Михаил Колесов, он и железнодорожник: живописью нынче не прокормить семью. Но душа...что с ней делать? Вот и рисует Михаил станции и поезда - целая коллекция уже. Может быть удастся выставить его чудесные тонкие акварели в зале ожидания вокзала. Хочется, чтобы увидели их и вы, читатели нашего журнала.

В дорожной газете почти всю жизнь проработал журналист и хороший поэт Владимир Челядинов. Не одно стихотворение он посвятил теме дороги. Читаю вслух и в ритме стихотворения слышу, как стучат на стыках вагоны:

 

Рыча и чертыхаясь,

Их речь совсем проста,

Как будто в чем-то каясь,

Уходят поезда.

 

И в ночь бормочут сонно,

По стыкам рельс стуча,

И мирно спят в вагонах

Кочевьи племена.

 

Но поезда в дороге

Назад не повернуть -

И вечною тревогой

Их обозначен путь.

 

Вообще дорога дала миру и Самаре много замечательных людей, одним из самых ярких был, конечно, Евгений Зубчанинов, создавший на пустыре около Самары поселок, который можно смело назвать и сегодня поселением будущего. Писатель и инженер Гарин-Михайловский был одним из тех, кто прокладывал первые метры дороги около Самары...

Вячеслав Лемешко, начальник Куйбышевской железной дороги, очень поэтично сказал о значении дороги в нашей жизни. А главное - верно: “Железная дорога была исконно во все времена кормилицей. Если посмотреть из космоса со спутника на нашу страну, то вы увидите: там, где есть железная дорога, она вся светится, как Млечный путь - там жизнь, а там, где нет железной дороги - там кромешная темнота.”

Автор: Наталия Михайлова, иллюстрации Михаил Колесов


Автор:Наталия Михайлова, иллюстрации Михаил Колесов