Оглавление
3#2008
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Замечательные женщины Самарской области
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Образование
Пресс-служба
Сельское хозяйство Самарской области
Спорт Самарской области

От стихийной благотворительности к социальным инвестициям

 

Сегодня тема объединения усилий бизнеса, власти и общества в решении социальных проблем губернии очень актуальна. Постепенно мы приходим к пониманию того, что для развития территории, улучшения качества жизни нужно действовать не поодиночке. Понятно, что власть сама не справится со всеми социальными проблемами, которые существуют на территории, понятно, что бизнес не обязан оказывать поддержку власти. Но есть очень важный момент, который необходимо отметить: если бизнес заинтересован в развитии региона своего присутствия, то его роль в решении самых наболевших общественных проблем очень важна. И значительную роль в этом процессе играет благотворительность. Ответить на вопросы о проблемах благотворительности в нашей губернии мы попросили директора Регионального Благотворительного Фонда «Самарская губерния» Татьяну Николаевну Акимову.

 

- Татьяна Николаевна, насколько тема взаимодействия усилий бизнеса, власти и общества актуальна при решении социальных проблем?

- То, что взаимодействие трех секторов общества в решении социальных проблем необходимо, сегодня понятно для всех. Другое дело – как сделать это взаимодействие эффективным. Кто и какую роль может играть в этом взаимодействии? Власть в большинстве случаев видит бизнес в роли спонсора разовых мероприятий, и «просьбы» оказать материальную поддержку не укрепляют взаимодействие и не делают бизнес и власть партнерами. В свою очередь, представления о благотворительности большинства бизнес-структур часто ограничиваются помощью детскому дому, строительством храмов и покровительством искусствам. Безусловно, это важные дела и задачи, но они не влияют на главное – на качественное изменение к лучшему жизни большинства людей. Проблемы наркомании и алкоголизма, безработицы, экологии и социальной адаптации инвалидов традиционно остаются заботами только государства. А ведь без решения этих проблем в России невозможно ни успешное развитие экономики, ни достижение социальной стабильности.

Сегодня благотворительностью в Самарской области занимается большинство бизнес-структур. Но лишь немногие руководители могут быть уверены в том, что выделенные средства были потрачены эффективно, а иногда и в том, что они действительно дошли до адресата. Я уверена, что стихийная благотворительность не так эффективна. Важны социальные инвестиции, вложения в будущее, в развитие и стабильность. Примеры тому - стипендиальные программы для одаренных детей, внедрение новых технологий, развитие детского спорта, системная помощь детским домам и домам для престарелых, решение экологических проблем, меценатство, поддержка инициатив граждан, общественных организаций на конкурсной основе.

Если говорить о ресурсах общества, то здесь очень важна позиция людей, видение своей роли в решении социальных проблем. Не должны наши граждане сидеть и ждать, пока кто-то что-то за них сделает. Есть такая популярная фраза: нужно людям не рыбу давать, а удочку, чтобы они сами научились эту рыбу ловить.

Ну и, конечно же, когда все эти три сектора активно объединяют усилия в решении социальных проблем, тогда получается нужный результат и мощный эффект от этого взаимодействия.

- Татьяна Николаевна, незнание истории и отсутствие культуры благотворительности как-то связаны с ее стихийным развитием сегодня?

- Это очень интересная тема – история благотворительности. В свое время наш фонд организовал передвижную выставку «Благотворительность на связи трех веков». Она рассказывает о связи веков и традиций благотворительности, знакомит с благотворителями Самарской губернии прошлого и настоящего. Их сила была и есть в инициативности, деловой хватке, масштабности деятельности в сочетании с разумным умением рисковать, в понимании взаимосвязи между общественным и личным богатством. Представленные материалы рассказывают о тех, чьими именами гордилась Самарская губерния 100 лет назад и может гордиться сегодня: А.Ф. фон Вакано, Шихобаловы, Курлины...

На выставке также представлены современные организации, предприятия и частные лица, вносящие существенный вклад в развитие меценатства и благотворительности в Самарской губернии. К счастью, людей, организаций и предприятий, занимающихся благотворительностью, у нас очень много. Это настоящая российская интеллигенция, сумевшая сохранить интерес к жизни, силу духа, милосердие. Каждодневный труд этих людей часто незаметен, но именно они становятся лидерами в обществе. Именно они становятся движущей силой процесса возрождения традиций благотворительности.

Если говорить о культуре благотворительности, то, на мой взгляд, есть три темы, которые вызывают интерес и споры: прозрачность, профессионализм и публичность.

Существует большое недоверие к благотворительной деятельности и, в особенности, к фондам, поэтому необходима абсолютная прозрачность деятельности. К сожалению, сегодня в нашей области единицы фондов и бизнес-структур имеют публичный социальный отчет, в котором представлены не только программы, но и бюджет. На нашем сайте www.fondsg.ru и в нашем первом годовом отчете все это можно увидеть.

Среди бизнес-структур есть непонимание роли фондов в благотворительной деятельности. Первая реакция: «Мы занимаемся этим сами». Но тогда давайте ответим на вопросы: «Почему, когда бизнес-структура начинает реализацию какого-либо проекта, просчитывается и продумывается абсолютно все: бюджет, готовность и профессионализм сотрудников, необходимость вложений и так далее? И почему, когда руководитель бизнес-структуры принимает решение о перечислении благотворительных средств, этими вопросами чаще всего никто даже не задается? Где же тогда уверенность в том, что эти деньги пойдут по назначению и, самое главное, помогут решению проблемы?» Я уверена в том, что каждый должен заниматься своим делом, что профессионализм должен быть в любой сфере деятельности, в том числе и благотворительности.

И еще интересна тема публичности. Есть бизнесмены, которые считают, что рассказывать о своей благотворительной деятельности не нужно, иначе это превращается в рекламу. Это точка зрения, которая имеет право на уважение. Но думаю, что, если мы не будем рассказывать о благотворительности бизнес-структур и обычных людей, мы не сможем эффективно развивать культуру благотворительности в обществе. Ведь это информация не только об организациях и людях, но и о том, как можно и нужно заниматься благотворительностью, где те социальные сферы, которые нуждаются в поддержке. Ну и, несомненно, это те положительные примеры активной гражданской позиции, примеры милосердия и готовности помочь, которых сегодня так не хватает, особенно нашей молодежи.

- Почему благотворительный фонд «Самарская губерния» работает именно по технологии фондов местного сообщества?

- Прежде всего, потому, что это наиболее эффективная технология социального партнерства. В модели фонда местного сообщества заложены традиции наших предков решать проблемы сообща, собирая силы разных людей, живущих рядом. Фонд создается на конкретной территории (области, городе) для нужд этой территории и финансирует только местные программы. Когда люди (и прежде всего, местные предприниматели) устают от финансирования неведомых закромов Родины, они хотят видеть конкретный результат своей помощи, улучшить ситуацию на той улице, в том районе, в том городе, где они живут.

Фонд содействует развитию местных инициатив социального характера, активности населения в решении своих проблем вместо пестования иждивенческих настроений. За счет конкурсной основы деятельности, подготовки и реализации целенаправленных благотворительных программ растет влияние на решение социальных проблем территории. Бизнес, работая с фондом, получает профессиональный квалифицированный сервис по поддержке социальных инициатив или реализации своих социальных программ. В результате руководитель бизнес-структуры может планировать благотворительные отчисления и регулярно получать информацию об их использовании. Другими словами, выстраивается система, которая позволяет делать эффективные вложения и видеть конкретный результат. Кроме того - и это немаловажно для руководителей бизнес-структур, - исчезает очередь посетителей, претендующих на помощь, освобождается время для другой работы, устраняется ситуация дискомфорта в случае отказа посетителям в помощи. Что лучше: быть в отношениях «просящий – дающий» или быть партнерами и финансировать лучшие социальные проекты? Партнерство дает возможность перейти от «стихийной» благотворительности к социальному инвестированию.

Участие бизнеса в фонде местного сообщества не требует изначально больших вложений, в отличие от участия в частных или корпоративных фондах. Объединив ресурсы нескольких бизнес-структур, наш фонд уже через месяц после регистрации начал оказывать реальную помощь местным жителям, проведя конкурс мини-проектов. Гранты, которые составляли всего 5000 рублей, были выделены молодежному театральному коллективу для постановки спектакля, сельской школе на изучение истории костюма родного края, организации инвалидов по зрению для создания курсов компьютерной грамотности и многим другим. Сегодня, работая около двух лет, мы реализуем благотворительные программы «Молодежный Банк» (поддержка молодежных инициатив), «Окно в мир» (поддержка людей с ограниченными возможностями по зрению), «Мой День рождения!» (содействие защите материнства, детства и отцовства). Имея опыт проведения конкурсов, администрируем конкурсы других благотворительных фондов. Выполняя заказы Правительства Самарской области, мы провели конкурс проектов «Остановим коррупцию!», издали информационный бюллетень «Социальное партнерство».

Ну, и еще одно очень важное преимущество технологии фондов местных сообществ: управление таким фондом предполагает участие и представителей местной власти, и предпринимательского сообщества, и некоммерческих организаций, и граждан. Но при этом ни местная власть, ни предприниматели, ни некоммерческие организации не являются единоличными контролерами фонда – они работают сообща, в равной степени деля ответственность за принятие решений, за развитие фонда.

Работой нашего фонда руководят совет учредителей, попечительский совет и правление. Все, кто входит в состав руководящих органов, работают на общественных началах и делают это, потому что как жители нашей губернии и как руководители организаций заинтересованы в эффективном развитии территории. Фонд создавали четыре организации: Торгово-промышленная палата Самарской области, Городской благотворительный фонд «Фонд Тольятти», лизинговая компания «ЛиКо» и СРОО Историко-эко-культурная Ассоциация «Поволжье». Попечительский совет возглавляет Г.Р. Хасаев – министр экономического развития и торговли Самарской области. Также в его состав входят Л.И. Дурова – руководитель аппарата Самарской губернской думы, А.П. Волошин – председатель правления ЗАО «ФИА-БАНК», В.И. Пестрикова – заместитель директора СРОО ИЭКА «Поволжье», Д.В. Буренкова - руководитель информационного портала «63.RU». Состав попечительского совета будет расширяться, в него будут входить наши новые партнеры: представители бизнеса и представители администрации г.о. Самара.

Таким образом, фонд местного сообщества привлекает представителей всех секторов нашего общества. Бизнес ценит независимость фонда, знание местных социально-экономических условий и реальных потребностей сообщества. Для органов местного самоуправления и государственной власти фонд местного сообщества - это незаменимый помощник в деле развития тех или иных социальных инициатив граждан, повышения самосознания и гражданской ответственности жителей региона, улучшения качества жизни, продвижения своего региона или города на российском и международном уровне. Для инициативных граждан фонд местного сообщества - это возможность воплотить свои идеи и инициативы в жизнь, возможность самореализации, возможность помочь своему городу.

В 2007 году РБФ «Самарская губерния» стал членом Партнерства фондов местных сообществ. Миссия партнерства – развитие гражданского общества через улучшение качества жизни местных сообществ на основе развития и продвижения технологий социальной стабильности. Сегодня в партнерство входит порядка 20 фондов местных сообществ из различных регионов России. За 2006 год члены партнерства провели 85 конкурсов социальных проектов. Общий грантовый фонд составил 37 670 280 рублей. Партнером в проведении VIII Ежегодной конференции Партнерства фондов местных сообществ «Фонды местных сообществ как механизм социальных инвестиций в территорию» (2007 г., г. Москва) выступило Министерство экономического развития и торговли РФ. IX конференция Партнерства фондов местных сообществ будет проводиться 19-21 июня 2008 г. на территории г.о. Тольятти. Выбор площадки закономерен: ГБФ «Фонд Тольятти» - первый фонд в России, который был создан как фонд местного сообщества и в этом году отмечает 10-летие своей деятельности. На территории Самарской области по технологии фондов местных сообществ работает пять некоммерческих организаций, что составляет самое большое число по сравнению с другими регионами. Уже сейчас, начав готовиться к конференции, мы уверены, что Самарская область будет достойно представлена на этом мероприятии, а представители бизнеса, власти и СМИ, которые примут в нем участие, получат возможность обменяться опытом по развитию социального партнерства в своих регионах.

 

Сергей Иванович Семенов,

генеральный директор ЗАО «ЛиКо», соучредитель фонда:

– Сегодня очень многие бизнес-структуры занимаются благотворительной деятельностью. И при этом у большинства из них возникают вопросы: как принять правильное решение о материальной поддержке, как увидеть результат и эффективность вложений, как избежать очереди «просителей», можно ли спланировать благотворительную деятельность фирмы? Региональный благотворительный фонд «Самарская губерния» дает бизнесменам возможность уйти от стихийной благотворительности и позволяет заниматься ею с помощью профессионалов. Бизнес-структура сама принимает решение о финансировании тех или иных проектов, вовремя получает отчет об израсходованных средствах. Но самое главное – работая в партнерстве с фондом, у бизнеса есть возможность не просто оказывать материальную поддержку нуждающимся, но через конкурсную систему проектов и запланированный подход делать инвестиции в будущее.

Автор: Беседовала Наталья Аббасова


Автор:Беседовала Наталья Аббасова