Оглавление
3#2008
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Замечательные женщины Самарской области
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Образование
Пресс-служба
Сельское хозяйство Самарской области
Спорт Самарской области

Истинное воспитание ребенка - в самих себя

 

Шалва Александрович Амонашвили (родился в 1931 году в г. Тбилиси) – известный психолог, педагог, доктор психологичес-ких наук, профессор, действительный член Российской Академии образования, руководитель Центра гуманной педагогики и лаборатории гуманной педагогики при МГПУ, научный руководитель экспериментальных школ в Москве, Петербурге, Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах.

Амонашвили

Шалва Александрович окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Его система «Школа жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике.

 

В современном мире сложилась уникальная ситуация, которой ранее не было ни в одной культуре: дело в том, что значительно возрос период обучения, практически полжизни мы проводим за партой. Но что представляет собой это образование – огромный поток информации или возможность осмысленно подходить к миру? Проблема состоит в том, что современная система образования не ориентирована на вовлечение в процесс получения знаний личности учащегося и личности учителя. Такое образование не формирует ответственного сознания, ценностного мышления, а только мышление научное или профессиональное. XX век, со всеми его войнами и катастрофами, показал, как опасно жить на планете человеку с огромным интеллектуальным потенциалом и отсутствием ценностного отношения к миру. Поэтому современная педагогика стремится создать новое педагогическое пространство, в котором педагог и ученик выступают в новых отношениях в системе образования. В Самаре состоялся семинар известного педагога, создателя гуманной педагогики   Шалвы Александровича Амонашвили. Редакции журнала «Самара и Губерния» удалось задать Шалве Александровичу несколько вопросов о роли воспитания.

 

- Что вы вкладываете в определение «гуманная педагогика»?

- Гуманная педагогика противопоставляется педагогике авторитарной, силовой. Настоящее воспитание то, когда Ребенок и не чувствует, что его воспитывают. Такое воспитание называется гуманно-личностным подходом, в более широком смысле – гуманной педагогикой. Слово «гуманный» означает – смертный, ищущий в себе бессмертную сущность, связь с высшим, с Богом. Гуманная педагогика помогает Ребенку обратить свой взгляд на свой внутренний мир, раскрыть этот мир, дарить этот мир другим, самоутвердиться. Это очень сложно – здесь нужно не просто любить и уважать Ребенка, а самому надо быть гуманным и помочь Ребенку раскрыть свои вечные основы. Пока и государство, и министерство ставят перед школой задачи отходить от воспитания, главным становится девиз «учить и обучать». Этот ленинский призыв – «учиться, учиться и учиться», по-моему, даже в советские времена так не действовал, как сейчас. А знание без сердца – опасная вещь в человеке, так как, если я хорошо буду знать электронику и не буду добрым, я могу взорвать ваш дом. Поэтому главная идея гуманной педагогики – воспитывать духовный мир в человеке, и сейчас надо искать способы, как это сделать.

В традиционной педагогике мышление двухмерно, все строится на поощрении и наказании: ведет себя Ребенок хорошо - поощряем, плохо - наказываем; учится - отлично, не учится - плохо и т.п. А педагогическому процессу присуще «четвертое измерение в педагогическом мышлении» - духовная устремленность вверх, принятие Ребенка таким, каков он есть.

- Что тогда понимать под воспитанием?

- Все учебники традиционной педагогики хором будут нас наставлять, что воспитание определяется тремя факторами: наследственностью, средой и особо организованной средой, то есть целенаправленным воспитанием. Эти три материалистических измерения и диктовали нашему педагогическому сознанию свою волю, детищем чего стал наш авторитарный взгляд на Ребенка и наши силовые подходы к нему. Но вот проходят столетия и тысячелетия, а воспитательная практика не торжествует. Мы отдаляемся от наших детей, мы становимся глухими друг для друга.

Человечество из века в век повторяет одну и ту же ошибку, а теперь к ней присоединились и мы: мы считаем Ребенка глупым и хотим силой сделать его умным; считаем его строптивым и довольно злым и хотим силой подчинить его своей воле, которая нам кажется и нравственной, и истинной; принимаем его как простой сосуд, который упорно не желает наполниться чем-то хорошим, и «ради его же блага» стараемся силой наполнить его. Ошибка кроется в нашем непонимании того, что духовная и естественная Природа Ребенка не терпит никакого насилия, какими благими намерениями ни было бы оно оправдано. Вот и обрывается связь. И воспитание, которому предписано быть самым прекрасным, самым божественным жизненным процессом на Земле, становится безжизненным и безобразным, становится пыткой и для Ребенка, и для нас.

- Какую роль в воспитании ребенка играет семья?

- Воспитание есть питание оси, питание Ребенка образами, которые он впитывает от нас – родителей и близких, воспитателей и учителей, знакомых и незнакомых, от всей окружающей среды, в которой он растет. Так, со временем, в процессе ОСЬ-ПИТАНИЯ перед нами проявится Человек Образованный. Образы, в которые мы будем погружать Ребенка, должны быть прекрасными, духовно и нравственно возвышенными, Ребенку нужно, чтобы все эти образы составляли Образ Жизни Семьи. Одухотворенная жизнь его семьи, ее красота и культура станут достойным источником для потоков образов. Тогда получится так, что воспитание произойдет как бы само собой. Проблема воспитания обостряется там, где разрушена Красота Образа Жизни не только в обществе, но и в семье. Общество пока далеко от одухотворенного, гармоничного образа жизни. Но семья в состоянии достичь этого, правда, не без помощи Ребенка. Мы воспитываем Ребенка, а он воспитывает всех нас.

- Почему мы ошибаемся в воспитании Ребенка?

- Существует закон духовной общности между взрослым и Ребенком, и без духовной общности воспитание не состоится. Вот и кричи, ори на Ребенка, чтобы он вынул пальцы из своих ушей, выслушал тебя, внял твоим наставлениям. Ничего путного не получится, не будет связи, потому что перепутали порядок установления духовной общности. Авторитарная педагогика есть педагогика бедности и ограниченности нашего сознания.

Не надо навязывать Ребенку нашу волю, надо стараться, чтобы он принял идею: он не случайность земной жизни, в нем предназначение, которое он должен открыть в себе, чтобы его жизнь стала служением, а не просто пребыванием на перевалочной станции. У каждого свой путь и своя миссия. Миссия не повторяется, как не повторяются отпечатки пальцев, запах кожи, цвет глаз, и кроме тебя твою миссию никто на Земле свершить не сможет. Каждый человек - уникум, каждый очень нужен миру. Но вот беда наша: родители, учителя, воспитатели, все общество со своими государствами как будто сговорились между собой, чтобы увести детей от их внутреннего мира, внутреннего голоса. Государство то и дело объявляет призыв талантливых детей, чтобы, воспитывая их, получить потом капитал, преумножить материальные блага. Но что делать детям, которых миллионы и у каждого есть свой особенный талант? Они не могут блеснуть ими, таланты эти – их внутренний зов, это – миссия; надо свершить нечто очень важное, пусть невидимое для других; надо убрать камни преткновения, камни невежества, чтобы жизнь двигалась дальше и эволюция человечества не спотыкалась о них. Ограниченное педагогическое сознание поспешит к материальному - в ущерб духовному.

- Как вы относитесь к современной системе отметок?

- Психолог А.В. Петровский портреты отметок обозначил такими меткими штрихами: уничтожающая единица, угнетающая двойка, равнодушная тройка, обнадеживающая четверка, торжествующая пятерка. Тем самым он показал, что, если не найти мудрость применения отметок, оперирования ими, мы можем значительно навредить духовно-нравственному миру Ребенка. Отметки не имеют педагогического и психологического оправдания, они есть факторы принуждения. Дети и так хотят учиться и познавать, это их естество. Мотив познания внутри самого познания. Но мы не доверяем этому естеству и подменяем природное стремление принуждением, подхлестыванием, кнутом и пряником. А детская природа не терпит насилия. Даже самое желанное через принуждение становится для Ребенка нежеланным.

Достаточно нашего удивления и восхищения тем, чем он сам интересуется и в чем он преуспевает. Проблема не в детях, а в учителях, которые верят только в свой авторитаризм, а отметки в их руках нечто вроде жезла, которого дети боятся, и потому ведут себя на уроках более или менее сносно.

Что мы теряем, когда гонимся за отметками? Погоня за отметками влечет за собой образ жизни, в котором не остается времени и пространства, когда нам нужно решать более важные воспитательные задачи. Ребенок ходит в школу не только для того, чтобы учиться. Это только одна часть жизни в школе. Школа – мастерская человечности. Ребенок ходит туда, чтобы облагораживаться, чтобы личностью стать, чтобы иметь друзей, чтобы научиться любить и созидать. Стыд и срам учителю, который забудет об этом и будет смотреть на ребенка как на ходячую цифру и в зависимости от цифр будет судить о нем: хороший он или плохой, способный или неспособный, развитый или малоразвитый, выйдет из него человек или не выйдет, любить его или не любить.

Автор: Наталья Аббасова


Автор:Наталья Аббасова