Оглавление
6#2008
Оглавление
О главном
Автопром Самарской области
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Замечательные женщины Самарской области
Концепция будущего
Культура Самарской области
Национальный проект. Здоровье
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Экология

Самарская инициатива: кластерная политика - основа инновационного развития национальной экономики

 

В современных условиях глобализации и развития креативных бизнесов на основе прорывных технологий одной из главных задач России является обеспечение стратегической конкурентоспособности страны и ее регионов.
Технологическое состояние многих наших отраслей сегодня таково, что фактически предприятия работают на грани своих возможностей. При сохранении такого тренда развития страна может потерять экономические позиции, что нельзя допустить.

Мы должны сегодня сконцентрировать усилия на решении ключевой задачи, поставленной высшим руководством страны, – масштабной модернизации
существующих производств на основе многократного роста производительности труда, вхождении России в число мировых технологических
лидеров. Путь достижения этой цели – устойчивое позиционирование в системе мирового экономического обмена, активная инновационная политика,
обновление технологического оборудования. Достичь этого возможно только совместно, при условии объединения усилий государства, науки и бизнеса, на основе разумного сочетания конкуренции и кооперации.

 

Кластерные стратегии получили большое распространение в странах Европы, Азии, Америки. Это наиболее действенный и адекватный рыночным механизмам инструмент поддержки национального бизнеса в глобальной конкуренции.

Государства концентрируют усилия на поддержке и создании кластеров, обеспечивающих конкурентоспособность бизнеса, регионов и национальных экономик в долгосрочной перспективе. Государство при этом не только способ­ствует формированию кластеров, но и само становится их участником. Такой опыт есть в Германии, Великобритании (биотехнологические кластеры), Бельгии (автомобильный, аэронавтика), Норвегии (морское хозяйство), Финляндии (лесопромышленный кластер), Канаде (Квебек) (развитие региональных кластеров),
в Японии (в сфере биотехнологий, электроники, IT­технологий, химии и других высокотехнологичных секторах).

Как показывает практика кластерной политики в развитых странах, именно
в рамках кластеров может быть эффективно решена задача обеспечения технологической конкурентоспособности предприятий, входящих в кластер –
проведение научно­исследовательских и опытно­конструкторских работ по созданию новых технологических платформ, образование полюсов конкурентоспособности на базе соединения ресурсов высокотехнологичных производств и потенциала научно­исследовательского сектора.

При реализации инновационных подходов в региональном развитии
Правительство Самарской области использует мировой опыт лучших
практик, устанавливает связи с международными системами и институтами. Так, Самарская область стала единственным российским
регионом – участником проекта Европейского Союза по развитию сети автомобильных кластеров (NEAC). Мы заключили соглашения
о взаимодействии с кластерами Бельгии, Германии. В настоящее время начинается кластерный проект со Словенией.

Правительство Российской Федерации внимательно относится к инициативным предложениям регионов. Стратегия социально­экономического развития Самарской области на период до 2020 года, основанная на кластерном подходе, одобрена межведомственной правительственной комиссией. Форум, основной идеей которого избрана кластерная политика, поддержан Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и поставлен в линейку всероссийских мероприятий, проводимых под эгидой правитель­
ства России – таких, как Санкт­Петербургский, Краснодарский, Красноярский, Байкальский Форумы.

 

РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО­ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КЛАСТЕРОВ И КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

В условиях диверсификации экономики и разветвленной сети предприятий, работающих в кооперации, динамичный экономический рост возможен прежде всего при условии задействования синергетического эффекта от усиления взаимодействия хозяйствующих субъектов в наиболее развитых отраслях и межотраслевых комплексах, получения мультипликативного эффекта от реализации крупных стратегических проектов
в этих отраслях и сферах. Именно поэтому на первое место выходят кластеры – объединения предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно­исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.

Кластерная инициатива будет иметь значимый эффект лишь при условии активно сформированной мотивации предприятий и организаций к участию в кластере на основе общих интересов. Продвижение инноваций, развитие перспективных технологических платформ, развитие технологической базы предприятий рассматриваются нами в качестве важнейшей объединяющей основы формирования кластеров.

 

В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ кластеры формируются в мощных и конкурентоспособных секторах, составляющих основу перспективной специализации области – автомобилестроении, авиационно­космическом комплексе, нефтехимии. Ядром кластеров являются крупные промышленные компании. Опережающие темпы роста и высокая концентрация производства в отраслях специализации свидетельствуют о конкурентоспособности на российском рынке производимой в области продукции. Эти кластеры являются центрами стратегического роста экономики области.

На основе уникального природно­ресурс­ного потенциала и развивающейся оздоровительно­рекреационной сферы формируется туристско­рекреационный кластер. Имеется потенциал создания конкурентоспособных кластеров в сфере транспорта и логистики, перспективной для развития кластерной организации мы считаем сферу медицинских технологий.

Главное в кластере – не создание формальных структур, а реальное взаимопонимание и эффективное взаимодействие между участниками экономической деятельности, направленное на укрепление их совокупной конкурентоспособности на рынках. Организационная объединительная работа, безусловно, также важна и ведется. Так, принят Меморандум овхождении предприятий в автомобильный кластер. Ряд мероприятий предусматривает разрабатываемая в настоящее время ведомственная программа формирования территориально­производственных кластеров в Самарской области на 2009­2011 годы Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области – разработка организационных структур, создание нормативно­правовой базы и пакета документации, закрепляющих механизм функционирования кластеров.

 

 

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ
ТЕРРИТОРИАЛЬНО­ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КЛАСТЕРОВ

Задачей государства является создание условий, обеспечивающих привлечение бизнеса в приоритетные секторы, приток инвестиций, кадров и иных ресурсов, т.е. создание благоприятного, стимулирующего экономического предпринимательского климата.

В целях создания системы экономических стимулов, обеспечивающих заинтересованность всех участников в сфере инвестиций и инноваций, в Самарской области создано мощное инвестиционное законодательство. Формы государственной поддержки предусматриваются Законами Самарской области «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области», «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области», «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет».

Льготное налогообложение предоставляется юридическим лицам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Самарской области,
в соответствии с законодательством о налогах и сборах:

– по налогу на имущество организаций в соответствии с Законом Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской
области»;

– по налогу на прибыль организаций в соответствии с Законом Самарской области «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого
в областной бюджет».

Законом Самарской области от 08.12.2006 N 171­ГД «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет» устанавливаются пониженные ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет для организаций, осуществляющих научные исследования и разработки в области естественных и технических наук и производящих летательные аппараты, включая космические, входящих в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности в группы 73.10 и 35.30, направляющих не менее 70 процентов высвобождаемых от налогообложения средств на техническое перевооружение и не более 30 процентов –
на увеличение фонда оплаты труда.

 

В качестве государственной поддержки активно используется возможность получения на конкурсной основе различных субсидий на реализацию инвестиционных проектов, аналогов которым нет в других субъектах федерации:

– на развитие коммунальной инфраструктуры общего пользования объекта инвестирования, которая позволяет развивать инфраструктуру;

– на обучение и переобучение работающих и безработных производственных специальностей, которая позволяет снижать социальную напряженность и стимулировать потенциальных инвесторов к трудоустройству;

– на возмещение затрат, связанных с сертификацией и патентованием продукции, оформлением и защитой прав интеллектуальной собственности, которая позволяет оказать поддержку предприятиям, производящим новую высокотехнологичную продукцию.

Инвестиционное законодательство в Самарской области – одно из лучших в стране.

 

Основной лозунг инновационной политики – «инвестирование в технологии –
это инвестирование в будущее». При этом должны быть определены национальные технологические преимущества и поддержаны те инновации, которые обеспечивают долговременное развитие бизнеса. Здесь можно выделить четыре основные формы государственной
инновационной политики:

– прямая бюджетная поддержка разработки и внедрения новых технологий и товаров;

– косвенная поддержка посредством налоговой политики и с помощью административного регулирования;

– инвестиции в систему образования;

– поддержка критических элементов экономической инфраструктуры, необходимых для быстрого продвижения инноваций.

Большое внимание должно уделяться
укреплению сети центров внедрения новых технологий на базе университетов, академических институтов, отраслевых лабораторий и конструкторских бюро. Широкое распространение должны найти кооперативные формы организации инновационного творчества – от смешанного капитала и разделения рисков до совместного использования дорогостоящего оборудования.