Оглавление
6#2008
Оглавление
О главном
Автопром Самарской области
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Замечательные женщины Самарской области
Концепция будущего
Культура Самарской области
Национальный проект. Здоровье
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Экология

С точностью до микрона

— Самара
 

Самарский завод клапанов расположен в красивейшем
месте – у слияния рек Самары и Волги, там, где в 1586 году была заложена деревянная крепость Самара. И сегодня реконструированный фрагмент её вблизи заводской проходной напоминает о неразрывной связи нашего прошлого, настоящего и будущего. А сам завод, отметивший в 2005 году 75­летие, уверенно развивается и не боится своей продукцией соперничать с конкурентами.

 

Об истории и сегодняшнем дне, о перспективах развития завода мы беседуем с его генеральным директором Виктором Михайловичем Воронковым.

 

– Виктор Михайлович, ваш завод – один из самых старых в Самаре. Что значит это для заводчан сегодня?

– Действительно, у нашего завода и его рабочих за плечами славная история. Он был создан в октябре 1930 года на базе одной из мастерских «Трактороцентра» как специализированное предприятие по изготовлению запчастей к тракторным и комбайновым двигателям. В 1936 году переименован в Куйбышевский завод клапанов «Автотрактородеталь», став одним из крупнейших в области. В годы Великой Отечественной войны завод выпускал осколочные и противотанковые мины, сопла из жаростойкого металла к реактивным снарядам для «катюш». В послевоенные годы завод развивался и стал единственным предприятием, обеспечивающим выпуск клапанов для всех тракторных заводов ССCР. С 1970 года он переименован в Куйбышевский завод клапанов. В то время я как раз пришел сюда конструктором и очень гордился этим. Ведь наши детали шли на тракторные и моторные заводы всей страны. Завод активно внедрял новые методы обработки, улучшая качество, развивали производство. Именно тогда и сложились те рабочие династии, которыми мы гордимся, бывшие всегда костяком заводского коллектива.

– А как сказались на заводе кризисные 90­ые?

– В 90­ые годы для нашего предприятия, как и для многих других в стране, наступили тяжелые времена. Я в ноябре 1992 года возглавил завод и столкнулся с этими проблемами практически сразу. Разрушились наработанные годами экономические связи. Сельское хозяйство, приходящее в упадок, практически перестало приобретать трактора. Останавливались тракторные заводы, а следом за ними встали и мы. К 1994 году объемы производства по сравнению с 1989 годом снизились на 2/3. Мы искали выход из создавшейся ситуации…

Но производство тогда практически встало, и совет предприятия, учитывая, что производство на предприятии узкоспециализированное, решило попытаться переориентировать производство на выпуск клапанов для автомобилей. Шаг за шагом, в конкуренции с Челябинским автомеханическим заводом, мы завоевывали этот рынок, осваивая новые виды продукции, но не забывая и про старые. Сначала нашим партнером стал УАЗ, позже КамАЗ, ГАЗ, Ярославский и Тутаевский моторные заводы. Выстраивать эти отношения нам помогала и администрация области, предоставив кредит для закупки металла и запуска новых изделий. Завод продолжал жить.

– Когда вы почувствовали, что работать стало легче?

– В 1993 году было проведено акционирование завода и зарегистрировано открытое акционерное общество «Самарский завод клапанов». Поскольку для нас такой способ управления был нов, не всегда удавалось оперативно и должным образом решать экстренные проблемы. Несколько проще стало в 1998 году, когда был избран новый Совет директоров и председателем стал Алексей Иванович Леушкин. Вместе с заводчанами и другими членами Совета – Александром Викторовичем Усковым,
Валерием Александровичем Родиным, Сергеем Анатольевичем Пяткиным, мы наладили слаженную командную работу, что не могло не сказаться на производстве. Уже в 1998 году объём производства по сравнению с 1997 годом вырос на 125,3%.

– Виктор Михайлович, как вы оцениваете работу завода сегодня?

– Можно сказать однозначно – сегодня наш завод имеет стабильное поступательное развитие. «Самарский завод клапанов» укрепил свои позиции и является одним из крупнейших производителей клапанов к карбюраторным, инжекторным и дизельным двигателям для автомобилей ВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ; автобусов ЛАЗ, ЛИАЗ; семейств комбайнов «ДОН» и тракторов «Беларусь». Вся продукция завода производится на современных автоматических и поточных линиях.

– А какие проблемы стоят перед заводом?

– Теперь на первое место выходит решение проблемы энерго­
ёмкости производства и модернизации его для повышения точности обработки продукции. Уже сегодня мы добились точности огранки рабочих конусов с допуском до 5 микронов, что обеспечивает для наших партнеров возможность перехода двигателей на нормы «Евро­4». А новое оборудование по плазменной наплавке клапанов, договор о поставке которого мы заключили с фирмой из Германии, позволит нам выйти на новый уровень качества нашей продукции.

Не остаются без внимания и условия труда. На сегодняшний день на заводе работает 985 человек, средняя зарплата –
около 14 тысяч рублей в месяц, а штамповщики на прессах получают до 25 тысяч. Поскольку для нас, как и для многих других предприятий области, кадровая проблема остается насущной, мы стараемся не только закрепить имеющиеся кадры, развивая социальную поддержку сотрудников, но и готовим новые, обратившись к опыту фабрично­заводского обучения. Это уже дает свои результаты: сегодня 239 человек – это люди моложе 35 лет. Именно в передаче опыта от ветеранов молодежи, в сохранении лучших рабочих традиций мы видим залог успешной работы всего завода.

– Виктор Михайлович, каким вы видите будущее завода?
    
– Сегодня у нас устойчивые позиции в России. Но мы готовимся к борьбе за рынок с иностранными компаниями, приходящими со своими автосборочными производствами.
Я уверен, что уже скоро мы сможем предложить свою продукцию и иностранным производителям. Зная родственные предприятия, например, Германии, не сомневаюсь – с европейцами мы вполне способны конкурировать. И свое 80­летие Самарский завод клапанов встретит новым ростом производства.