- Тольяттиазот - гигант химической индустрии
- Флагман двигателестроиения
- Курс на модернизацию
- С точностью до микрона
- Помочь сельскому предпринимателю
- Самара открыта для инвесторов
- Стратегия инновационного развития
- Кинель - как по нотам кластерной политики
- Все дороги ведут в Междуречье
- Славный край Сергиевск
- Окружая Самару кольцом
- Сделаем село привлекательным для жизни
- Приволжский район
- Большечерниговский район: на пути из Европы в Азию
- Соль земли самарской
- Бизнесу в селе быть
- Самарская инициатива: кластерная политика - основа инновационного развития национальной экономики
- Инвестиционные проекты Самарской области
- II Межрегиональный экономический форум "Самарская инициатива: кластерная политика - основа инновационного развития национальной экономики"
- Самароский государственный медицинский университет
- Медицинская компания ИДК - признанный лидер Поволжья в области репродуктивной медицины
Туристско-рекреационный кластер Самарской области: возможности и перспективы развития
Туристскорекреационный кластер (англ. cluster) – сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: туроператоров, турагентов, сферы размещения, поставщиков туристических услуг, транспортных компаний, инфраструктуры; научноисследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Туристскорекреационный кластер Самарской области в настоящее время находится на стадии формирования и представляет собой систему со средним уровнем экономического развития.
На данный момент туристская инфраструктура в области представлена достаточно широко: свыше 100 гостиниц, более 50 санаториев, 122 базы отдыха, 74 детских оздоровительных лагеря. Наличие в области памятников природы (580 объектов), истории (3636 объектов), религиозных объектов, а также большие культурнорекреационные возможности являются хорошей предпосылкой для создания востребованных туристических программ.
Потенциальной туристической привлекательностью обладает национальный парк «Самарская Лука» и один из старейших природных заповедников, Жигулевский заповедник им. И.И. Спрыгина.
Кроме того, следует отметить устойчивую положительную динамику увеличения количества объектов инфраструктуры в Самарской области.
Анализ факторов, таких как: географическое положение, инженерная и транспортная инфраструктура, природные ресурсы и экологические условия, инфраструктура рынка, информационное пространство и др. выявляет сильные и слабые стороны развития туристского кластера Самарской области.
Имея выгодное экономическое и географическое положение, Самарская область, тем не менее, уступает по объему въездного туризма Татарстану, Нижнему Новгороду и таким лидерам российского туризма, как Москва, СанктПетербург и городам Золотого кольца России.
Анализируя этот факт, можно сказать, что причиной недостаточного роста въездных туристских потоков является отсутствие четко сформированного туристического предложения, бедная визуальноэстетическая городская среда, неблагоприятная экологическая обстановка в некоторых городах области. В настоящее время большим спросом пользуются активные виды туризма на воде и зимние экстремальные виды спорта (водного – вейкборд, кайтинг, дайвинг; зимние виды – горные лыжи, сноуборд, снегокат и др.). Однако, существующая инфраструктура объектов, предлагающих данные виды услуг, на сегодняшний момент зачастую не отвечает мировым стандартам и не может предоставить туристам и местному населению качественный сервис.
Вполне очевидно, что наличие крупных промышленных объектов привлекает бизнестуристов. Богатое историческое и культурное наследие делает возможным проведение значительного числа мероприятий.
Ежегодно в Самарской губернии проводится более 200 конференций, фестивалей, слетов, семинаров, конкурсов и прочих событий, имеющих всероссийский и международный характер. Перспективными с точки зрения развития туризма являются высокая транспортная доступность, инвестиционная привлекательность региона, отраженная в темпах и масштабах строительства и реконструкции действующих туристических объектов.
При безусловном потенциале и обеспеченности отдельно взятых направлений объекты туристскорекреационного кластера
не функционируют скоординированно, как единый механизм. Стимулированию и регулированию процесса формирования конкурентоспособного кластера должна способствовать государственная поддержка.
Основными задачами государственного регулирования, в данном контексте, является децентрализация и диверсификация ресурсов, благодаря чему в относительно короткий период можно обеспечить качественный переход от структуры разрозненных предприятий к четко функционирующему туристско-рекреационному кластеру, действующему на принципах государственночастного партнерства и вовлечения в туристическую деятельность максимально возможного объема туристских ресурсов региона.
Реализация настоящих задач будет способствовать усилению конкурентных преимуществ создаваемого туристического продукта, обеспечит географическую концентрацию компаний на подготовленных и оборудованных коммуникациями и обеспеченных проектными решениями территориях, повысит занятость населения. Это приведет к увеличению туристического въездного потока, а следовательно к росту поступлений в бюджеты всех уровней.
Модернизация и увеличение качества туристического продукта повлечет за собой необходимость в высоком уровне сервиса, что неразрывно связано с изменением стандартов образования и адаптацией их к реалиям современного рынка туристических услуг.
Формирование туристскорекреационного кластера невозможно без его качественного информационного обеспечения. Уже сейчас можно говорить о работе, проделанной в этом направлении.
Созданию благоприятной информационной среды, обеспечивающей доступ потенциальных потребителей туристических услуг к информации о них, способствует туристскоинформационный Интернетпортал с регулярно обновляемой информацией
(www.samararegiontour.ru), которая представлена на двух языках: русском и английском. Планируется также перевод сайта на немецкий и французский языки.
Открытие «Туристского информационного центра» в Самаре стало еще одним шагом на пути к созданию полноценного информационного пространства, рассчитанного на предоставление всеобъемлющей информации о возможностях рекреации в Самарском регионе, как гостям, так и жителям области.
Основной целью «Туристского информационного центра» является формирование и поддержка позитивного имиджа Самарской области как региона, благоприятного для туризма внутри страны и на основных международных туристских рынках, а также комплексное обслуживание жителей и гостей Самары и Самарского края.
Толчком к развитию туристической информационной системы Самарской области стала плодотворная деятельность в рамках реализации областной целевой программы «Развитие туризма в Самарской области» на 2004 – 2008 годы.
Однако вся проделанная работа по популяризации ресурсов Самарской области на российских и международных выставках в рамках событийной составляющей туризма, по поддержке объектов туриндустрии по средствам организации конкурсов, встреч, конференций и семинаров не достигнет желаемого результата, если не будет сделан следующий шаг.
На настоящий момент департаментом развития туризма Самарской области разработано 7 инвестиционных проектов, планирующихся к реализации на территории Самарской области, которые предусматривают восстановление культурных и исторических объектов губернии и развитие инфраструктуры.
Таким образом, претворение в жизнь разработанной программы по развитию туристско рекреационного кластера повысит привлекательность перспективных муниципальных районов Волжский, Ставропольский, Сызранский и городов Самара, Тольятти, Сызрань и Жигулевск как сферы предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимулы для притока в экономику области дополнительного капитала и улучшит качество жизни.
В результате реализации департаментом развития туризма Самарской области заявленных, в этой связи, проектов планируется увеличение объема туристического потока на утвержденных и реализуемых областных туристических маршрутах до 400 000 и более, а количество субъектов туристического рынка ориентировочно возрастет до 1400 единиц.