- Тольяттиазот - гигант химической индустрии
- Флагман двигателестроиения
- Курс на модернизацию
- С точностью до микрона
- Помочь сельскому предпринимателю
- Самара открыта для инвесторов
- Стратегия инновационного развития
- Кинель - как по нотам кластерной политики
- Все дороги ведут в Междуречье
- Славный край Сергиевск
- Окружая Самару кольцом
- Сделаем село привлекательным для жизни
- Приволжский район
- Большечерниговский район: на пути из Европы в Азию
- Соль земли самарской
- Бизнесу в селе быть
- Самарская инициатива: кластерная политика - основа инновационного развития национальной экономики
- Инвестиционные проекты Самарской области
- II Межрегиональный экономический форум "Самарская инициатива: кластерная политика - основа инновационного развития национальной экономики"
- Самароский государственный медицинский университет
- Медицинская компания ИДК - признанный лидер Поволжья в области репродуктивной медицины
Колокольный звон над селом
– Христос Воскресе! – радостно улыбается отец Арсений, быстро и широко шагая нам навстречу.
Наш фотограф Миша спешит запечатлеть нового знакомого, отметив, что впервые за сегодняшний день видит человека с такой хорошей улыбкой.
– А как не радоваться? – подоброму говорит отец Арсений. – Настроението пасхальное!
…Несмотря на долгие переезды в течение напряженного рабочего дня, почемуто уже не чувствуется усталости, а настроение и вправду заметно улучшилось. Такой вот он, удивительно располагающий к себе иеромонах Арсений, настоятель храма в Честь Иконы Казанской Божией Матери села Красносамарское. Самый большой из старинных храмов Самарской области, он является одной из главных достопримечательностей Кинельского района и, конечно, мы не могли не познакомиться с удивительным храмом и его настоятелем.
Разглядывая впечатляющих размеров храм, мы обращаем внимание на звонницу.
– А у нас и звонарь есть, мальчик, его обучал прихожанин храма села Бобровка, – говорит отец Арсений.
– А можно его позвать? – просим мы.
– Конечно!
...История храма Казанской Божией Матери начинается в 1854 году, когда в Мочинской слободе Бузулукского уезда на пожертвования прихожан Самарской епархии была построена деревянная церковь.
В архивной справке было записано: «Церковь сия построена в 1854 году иждивением прихожан с разрешения Его Преосвященства. Расширена в 1892 году…» Освящена была церковь в честь иконы Казанской Божией
Матери.
Шли годы. С 1908 года рядом со старой деревянной церковью начинает строиться новый каменный храм. Его солидные своды высились посреди села, как бы притягивая к себе со всех сторон пересеченную прихотливую местность, крестьян, идущих бороздою, и рыжие островки пасущихся коров, поднимаясь над домами и озерами к самому небу…
Строили храм «всем миром»: каждый вносил свою толику помощи. Даже дети, идя в школу, несли с собой баночку простокваши и несколько куриных яиц для приготовления раствора. В финансировании строительства принимали участие известные в округе купцы Аржановы, Шихобаловы, Путиловы.
(из истории храма, собранной учениками средней школы с. Красносамарское)
…И вот через десять минут, успев заехать в местную школу, возвращаемся к храму. На его крыльце сидят два мальчика, в меру худенькие, в меру чумазенькие и вполне симпатичные. Старший, Вова, и есть звонарь. Он тоже радостно улыбается, встает и бодро шагает к лестнице, ведущей в звонницу.
– Ого, какая крутая лестница! – пытаюсь испугаться.
– Ничего, с Божьей помощью поднимемся, – уверенно говорит отец Арсений, и мой страх на удивление быстро улетучился.
Не уставая удивляться собственному бесстрашию (к слову, вставая на стул, я обычно уже слегка паникую), поднимаюсь со всеми в звонницу. Колокола вблизи производят сильное впечатление. У Вовки радостно блестят глаза, и в то же время он сосредоточенно повзрослому хмурит брови.
– Креститесь, – напоминает юным звонарям отец Арсений.
Ребята перекрестились, и Вова стал раскачивать самый большой колокол. Буммм! В небо взлетели голуби. Бумммм!! Вибрация от звука очень сильная, но дискомфорта не ощущается. Буммммм!!! Звук окутывает тебя со всех сторон, и ты в нем словно купаешься.
...Вихрь безбожия, промчавшийся по городам и весям в стране Советов в 30е годы, основательно задел и главную духовную святыню села Красносамарское – его пятикупольный храм. Он, согласно решения Куйбышевского облисполкома от 30 июня 1941 года, подлежал закрытию. Сохранились воспоминания жительницы села Марии Ивановны Секретаревой, 1920 года рождения: «Помню, что на колокольне было четыре именных колокола. Когда колокола сбрасывали, земля долгое время гудела. Люди кинулись в церковь, чтобы успеть спасти церковную утварь: кресты, иконы. Много икон и церковного скарба погрузили на подводы, и ночью на быках женщины отвезли их в МалоМалышевскую церковь…».
Этот вихрь безбожия не пощадил и верующих, в основном церковнослужителей. Был расстрелян священник с.Моча Федор Степанович Степанов, который призывал сельчан верить в Бога и аккуратно справлять все религиозные праздники и обряды. Церковник Павел Тихонович Баранов и верующий Федор Федорович Секретарев были приговорены к 10 годам лагерей за нелегальное собрание односельчан.
Оскверненную же церковь в советские годы долгое время использовали как гараж и под зернохранилище.
А потом начался праздничный перезвон. Юный звонарь ловко ударял по проводам, а второй (как потом выяснилось, его младший брат Юрка) пытался в определенный момент помогать, наступая на большую доскупедаль. Силенок не хватило, и Вова, досадливо сдвинув брови на брата, взял на себя и эту «партию». Все, и наша редакционная группа, и отец Арсений во время звучания колоколов не переставали радоваться. Было на самом деле очень светло и радостно, а, глядя на старающихся произвести должное впечатление мальчишек, еще и умилительно.
– Как красиво! – вздохнули мы, когда все закончилось.
– А пойдемте в дом, чай пить! – предложил отец Арсений.
Мы с радостью согласились. Вовка подхватил корзину с пасхальными угощениями, и они с братом побежали вперед. У дома нас встретила тетя Валя, приятная женщина с доброй улыбкой – помощница отца Арсения, а также красавец кот по кличке Царь.
...Призадумались сельчане, когда пришло время поднимать наверх кресты и колокола, особенной самый тяжелый из них – 47пудовый. Но не растерялись, а стали плести веревки из конского волоса, что оказались крепче стальных тросов. При их посредстве и кресты были благополучно подняты на купола и колокола на колокольню.
В который раз удивляюсь собственным ощущениям: в незнакомом доме, за чужим столом чувствую себя, что называется, легко и непринужденно. Мальчишки, похоже, здесь совсем как дома: достали из корзины крашеные яйца, куличи, вымыли руки и с хорошим аппетитом принялись трапезничать.
– Вова, а ты кем хочешь стать? – задала я самый оригинальный взрослый вопрос.
– Мне машины водить нравится, грузовые, – ответил мальчишка.
– А ты, когда вырастешь, уедешь куданибудь? В Самару, например, – не унимаюсь я.
– А зачем? Мне и здесь хорошо! – искренне удивился Вовка и так широко улыбнулся, что стало понятно – ему здесь и вправду неплохо живется.
В беседе с отцом Арсением мы узнали, что он много общается с сельскими детьми, ведет, как говорит, «социальную работу». К сожалению, не все родители благосклонно к этому относятся. В Красносамарском вообще довольно сложный психологический климат: многие живут с оглядкой на людскую молву, ктото боится происков «темных сил», колдунов, ктото говорит о тяжелом наследстве – здесь проходили этапы каторжников. Есть версия, что это село построено на болоте, и на психику людей действуют природные болотные газы.
Как бы то ни было, но молодому батюшке здесь действительно сложно. По странному стечению обстоятельств, все настоятели Красносамарского прихода в разные годы либо погибали, либо скоропостижно умирали, либо бросали свой приход и уходили в мирскую жизнь.
Хочется надеяться, что отцу Арсению хватит и сил, и Веры, и терпения, чтобы, преодолев все трудности, всетаки возродить прекрасный храм, ежедневно собирать под его своды сотни прихожан и общими молитвами создать в селе самую светлую духовную атмосферу. К этому все идет: настоятель храма говорит о том, с какой радостью встречали жители села проходивший в этом году по селу Крестный ход, сколько детишек и прихожан беседуют с ним за чашкой чая, сколько людей приходит и даже приезжает издалека к нему за советом. Говорит о том, что собирается отправить Вову на обучение звонарскому искусству…
...Выпускники 2007 года местной средней школы начали вести летопись своего села и истории храма Казанской Божией Матери и, выходя из стен школы, поручили продолжить это важное дело ученикам шестого класса, которые с радостью приняли духовную эстафету.
«Пусть звонят колокола нашего храма, пусть плывет колокольный звон над городами и весями, очищая своим серебряным звоном умы и сердца наши…», – написали ребята.
Да будет так!
Автор: Юлия Галочкина